Тема: Память. Определение индивидуальных особенностей типа памяти
Этапы выполнения контрольной работы:
1. Изучите рекомендованную литературу, познакомьтесь с новой литературой по теме контрольной работы, используйте необходимый материал в своей работе.
2. Ответьте на следующие вопросы:
– что такое память? Дайте общую характеристику памяти.
– охарактеризуйте процессы памяти.
– охарактеризуйте приемы рационального запоминания при изучении научной, учебной, технической литературы.
– каковы психологические закономерности сохранение материала в памяти и его забывания?
– охарактеризуйте особенности воспроизведения и узнавания.
– дайте определение представлений. Виды представлений. Какую роль играют представления при чтении технической и научной литературы, проектировании, конструкторской деятельности, инженерно-техническом творчестве
– виды памяти, индивидуальные различия памяти.
3. Выполите практическую часть работы:
– определите объект исследования (не менее 5 человек), дайте характеристику (характер деятельности, половозрастной состав, особенности взаимоотношений и т.п.),
– Изучите методику предстоящего исследования, подготовьте необходимый материал: протоколы опытов, тесты 1, 2, 3, 4 для предъявления испытуемым,
– проведите первую серию опытов, обработайте результата; через неделю проведите вторую серию опытов (без предъявления тестов); для их оформления используйте новые протоколы.
Обработайте и проанализируйте результаты. Обратите особое внимание на выводы и рекомендации индивидуального характера для повышения творческой активности и профессиональной продуктивности инженерно-технических работников.
4. Оформите работу в соответствии с требованиями.
Литература
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М., 2008.
3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие к курсу «Психология человека». – М.: Педагогическое общество России, 2004.
4. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
5. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
6. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.
7. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е.Психология и педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
Предлагаемые тесты помогут получить представление об исходном уровне памяти и ответить на вопросы:
- Как быстро удаётся запомнить информацию?
- Надолго ли удается сохранить информацию?
- Какая информация: числа, слова, рисунки, текст – запоминается испытуемым быстрее и легче?
Приготовьте бумагу, ручку или карандаш и часы с секундной стрелкой.
ТЕСТ 1
За 40 секунд постарайтесь запомнить 20 предлагаемых слов с их порядковыми номерами. На листе бумаги запишите слова и их порядковые номера.
Украинец 11. Масло
Бумага 12. Экономка
Пирожное 13. Каша
Логика 14. Татуировка
Стандарт 15. Нейрон
Глагол 16. Любовь
Прорыв 17. Ножницы
Дезертир 18. Совесть
Свеча 19. Глина
Вишня 20. Словарь
Продуктивность запоминания вычислите по формуле:
количество правильных ответов х 100 %- %
кол-во слов
ТЕСТ 2
Проделайте то же самое с числами и их порядковыми номерами.
Время – 40 секунд. Процент правильных ответов вычислите по той же формуле.
1. 43 6. 72 11. 37 16. 6
2. 57 7. 15 12. 18 17. 78
3. 12 8. 44 13. 86 18. 61
4. 33 9. 96 14. 56 19.83
5. 81 10. 7 15. 47 20. 73
Продуктивность запоминания вычислите по формуле:
количество правильных ответов х 100 %- %
кол-во чисел
ТЕСТ З
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
В течение 10 сек. внимательно рассмотрите фигуры, вписанные в 10 квадратов, а затем попытайтесь нарисовать их в том же порядке или назовите номер и фигуру.
Подведите итоги по формуле:
количество правильно воспроизведенных фигур х 100 %- %
кол-во квадратов
ТЕСТ 4
В течение 60 секунд прочитайте текст. В нем выделены крупным шрифтом и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя указанную последовательность.
«В 1912 году в Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОХОД "ТИТАНИК", шедший первым рейсом из Европы в Америку, СТОЛКНУЛСЯ в тумане с плавающей ледяной горой – АЙСБЕРГОМ, (1) ПОЛУЧИЛ большую пробоину и СТАЛ ТОНУТЬ (2). «Спустить шлюпки!» – скомандовал капитан. НО ШЛЮПОК оказалось НЕДОСТАТОЧНО (3). Их хватило только на половину пассажиров. "ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ - К СХОДНЯМ, МУЖЧИНАМ НАДЕТЬ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПОЯСА" (4) – раздалась вторая команда. Мужчины молча отошли от борта. ПАРОХОД МЕДЛЕННО ПОГРУЖАЛСЯ В ТЕМНУЮ ХОЛОДНУЮ ВОДУ (5). Одна за другой отваливали от гибнущего судна лодки с женщинами и детьми. Вот началась ПОСАДКА В ПОСЛЕДНЮЮ ШЛЮПКУ (6).
И вдруг к сходням, крича и воя, БРОСИЛСЯ какой-то ТОЛСТЯК С ПЕРЕКОШЕННЫМ ОТ СТРАХА ЛИЦОМ (7). Расталкивая женщин и детей, ОН совал матросам пачки денег и ПЫТАЛСЯ ВСКОЧИТЬ В ШРЕПОЛНЕННУЮ ЛЮДЬМИ ШЛЮПКУ (8).
Послышался негромкий сухой щелчок. Это КАПИТАН ВЫСТРЕЛИЛ ИЗ ПИСТОЛЕТА (9). ТРУС УПАЛ НА ПАЛУБУ МЕРТВЫМ (10), но никто даже не оглянулся в его сторону».
Продуктивность запоминания вычислите по формуле:
количество правильных ответов х 100 %- %
кол-во выделенных мыслей
Сложив цифры, полученные по четырем тестам и разделив сумму на четыре, вы узнаете среднюю продуктивность запоминания:
90-100% – отличный результат
70-90 % – очень хороший
50-70 % – хороший
30-50 % – удовлетворительный
10-30% – плохой
0-10 % – очень плохой
Через неделю вновь выполните задание по четырем тестам, не заглядывая в них. Постарайтесь воспроизвести слова, числа, рисунки и текст только по памяти и выясните, как долго ваша память способна хранить полученную информацию.
Контрольная работа 8