Рассмотрим некоторые проблемы, характерные для современного мира и непосредственно связанные с образованием, педагогической деятельностью
Во-первых, к началу ХХI века сформировалась новая структура населения, что связано с изменением численности разных возрастных групп и, соответственно, расширением субъектов образования. Мы стали жить дольше, что связано с успехами медицины. Детей рожают позже или не рожают вовсе, что стало также результатом развития медицины, позволившей людям планировать рождение детей. Например, во всем мире в настоящее время половина семейных пар с детьми используют противозачаточные средства, что было трудно представить себе еще совсем недавно — в 1960-е гг., когда ими пользовалась одна семейная пара из десяти. Увеличение продолжительности жизни и сокращение рождаемости в совокупности влияют на изменение возрастной структуры населения. Всего 50 лет назад молодежь была многочисленной, а людей старшего возраста было гораздо меньше, прогноз ОЭСР к 2050 году таков – людей старшего возраста будет все больше и больше:
|
Трапеция с многочисленной группой и в основании и небольшой верхушкой людей старшего возраста (60-е годы ХХ века) трансформировалась в структуру с «тяжелой» верхушкой, более узким основанием и неуклонно увеличивающимися группами людей среднего и старшего возраста. Можно ожидать значительное увеличение группы людей старше 65 лет по сравнению с возрастной группой от 15 до 64 лет, что может вызвать серьезные последствия на ресурсы, доступные сфере образования[147].
Как в Европе, так и в других развитых регионах сокращаются количество детей и их доля в общей численности населения, в то время как количество людей старшего возраста увеличивается во всем мире. Высшее образование в этих условиях переходит на более гибкую уровневую структуру (бакалавриат + магистратура), расширяются возможности получения дополнительного образования для людей разных возрастов, в различных странах создаются специальные образовательные учреждения для людей третьего возраста – от школ до университетов. Причем, в этих условиях становится чрезвычайно востребованной миссия образовательного учреждения, концепция его развития, его философская позиция в образовании.
Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….
Пример, характеризующий миссию, философию одной из школ для людей третьего возраста, созданных в Санкт-Петербурге[148]:
«Основной целью Школы является изменение стереотипа поведения и жизненных установок пожилых людей: уход от пассивной, потребительской позиции и формирование новой модели личности — личности активной, деятельной, творца своей собственной судьбы, от которой во многом зависит положение дел в своем доме, районе, городе и стране. Школа призвана решать следующие задачи: 1) создавать возможности для личностного развития в «третьем возрасте»; 2) формировать сообщество граждан, готовых представлять свои интересы в обществе и решать местные проблемы; 3) менять отношение общества к старости, развивать взаимодействие/взаимопомощь поколений. Деятельность Школы направлена на развитие демократических процессов в общественной жизни России посредством включения в нее самой многочисленной категории населения — пожилых людей. В ее основе лежит идея о том, что благодаря активному участию пожилых людей в различных образовательных мероприятиях изменяется их мировоззрение, степень участия в общественной жизни, и тем самым все происходящие изменения в обществе обретают большую продуктивность и осмысленность. Философия Школы созвучна демократическим принципам скандинавских народных школ и принципам образования взрослых. Важным в Школе является уважение и доверие к индивидуальному опыту и мнению каждого из участников обучения, самостоятельность и ответственность в принятии решений, возможность самовыражения для каждого. В основу обучения положена философия развивающего диалога: курсист (участник образовательных курсов) становится не получателем услуги, а участником и организатором всех мероприятий Школы».
ЗАДАНИЕ