Моральный кодекс российского педагога
- Быть патриотом России, бережно сохраняя и преумножая в сфере воспитания и образования лучшие национальные ценности и традиции.
- Постоянно помнить о своем гражданском долге и профессиональной ответственности.
- Любить своих учеников, учитывая и развивая их индивидуальные склонности и способности.
- Быть профессионально тактичным и справедливым как со своими коллегами, так и с учениками и их родителями.
- Быть честным и принципиальным как в профессиональном плане, так и в своей повседневной жизни.
- Иметь чувство меры, особенно в плане похвалы и требовательности к своим ученикам.
- Быть самокритичным и одновременно оптимистом в своей профессиональной педагогической деятельности.
- Постоянно расширять свою эрудицию, развивать профессиональную культуру и мастерство.
- Стремиться к профессиональному самосовершенствованию и творческой самореализации.
- Заботиться как о своем авторитете, так и об авторитете своих коллег.
2010 год был объявлен в России Годом Учителя. Участники Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года Учителя, приняли проект Профессионального кодекса учителя. Какой будет жизнь этого документа – покажет время. Но сам факт его принятия еще раз подчеркнул особую нравственную и этическую сторону педагогической профессии, потому, что педагогу доверено самое ценное – наше будущее – ДЕТИ!
Развитие необходимых моральных качеств, освоение ценностей никогда не происходит само по себе, просто так. Это большой личный труд, который совершается человеком в процессе самовоспитания и самообразования.
Очень важно «запустить» собственный механизм профессионального самообразования, обусловленный развитием представлений о непрерывности образования, о том, что учиться необходимо в течение всей жизни, необходимо осознавать смысл процесса образования «после практики». Напомним, что идея непрерывного образования или образования в течение жизни появилась в ситуации, когда самообразование стало объективной необходимостью для большинства людей, поскольку этого требуют современные условия жизни.
Под самообразованием традиционно понимают реализуемую человеком познавательную деятельность, которая осуществляется добровольно, то есть по доброй воле самого человека, управляется самим человеком, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или приобретения навыков, и сам человек это осознает.
В профессии учителя самообразование выполняет особые функции. Профессиональная деятельность учителя весьма специфична: учитель работает с Человеком. Сама личность учителя, в этом смысле, – мощный «рабочий инструмент». И чем совершеннее эта личность, чем богаче, тем полноценнее она действует на личность ребенка. Именно в педагогической профессии личностный рост, самообразование становится непременным условием достижения профессионализма, показателем которого, в частности, будут выступать успехи учеников.
Получается замкнутый круг: освоение ценностей профессии, моральных правил происходит через процессы самовоспитания и самообразования, самообразование приводит к обогащению личности учителя и выводит его на новые рубежи профессионального роста, что может быть связано с карьерным ростом педагога. Продвижение в профессии, расширение круга обязанностей и возможностей, предъявляет новые более жесткие требования к личностным и профессиональным качества педагога, что ведет к необходимости освоения новых моральных ценностей. Такой процесс, например, происходит в ситуации, когда учитель становится завучем, а потом, возможно и директором школы. Или в иной ситуации, когда учитель начальных классов принимает решение «расти вместе со своими учениками» и осваивает новые профессиональные функции, являясь классным руководителем и учителем-предметником уже в основной школе.
Карьера - это один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жизни, а также достижение известности и славы. Успешно построенная карьера позволяет человеку добиться признания своей неповторимости, значимости для других людей, для общества в целом.
В экономических кругах до сих пор идет спор о том, как следует определять понятие "карьера". Термин "карьера", имея французское происхождение, трактуется по-разному. Различают семейную, должностную, гражданскую, профессиональную и т. д. карьеру. Понятие «карьера» многозначно. Это и индивидуальный путь человека, и способ достижения результата в основной форме личностного самовыражения, это и достигнутый человеком результат деятельности, и социальный статус. В узком смысле карьера связана с трудовой, профессиональной деятельностью человека. Карьера – это субъективно осознанные суждения человека о своем трудовом будущем, своей будущей профессиональной жизнедеятельности. Поэтому, чем раньше человек начинает задумываться о том, чего он желает и что ожидает от своей будущей профессиональной деятельности, тем легче проходит процесс его профессионального становления и роста. Профессиональная карьера - это становление работника как профессионала, квалифицированного специалиста в своем деле (в своей отрасли деятельности), которое происходит на протяжении всей трудовой жизни работника.
Довольно обстоятельно разработана теория карьеры в менеджменте организации. Так, в 1971 году профессор Массачусетского института технологии Э. Шейн предложил рассматривать карьеру в организации в виде трехмерного конуса[159]. Э. Шейн подчеркивает, что планирование карьеры - это процесс медленного развития профессиональной самоконцепции и самоопределения в терминах собственных способностей, талантов, мотивов, потребностей, отношений и ценностей. Успешная карьера зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и от способностей.
В отечественной педагогике до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось и в основном, карьера понималась в негативном смысле. В последние годы стал исчезать негативный оттенок понятия «карьера». Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала.
Долгое время успешной считалась только та карьера, которая предполагала движение вверх. Однако, для одного человека успех - это продвижение по ступенькам иерархии наверх, для другого - возможность творчества и профессионализма в рамках занимаемой должности. Поэтому, сегодня слово «карьера» вообще и в системе образования, в частности, понимается в двух смыслах: а) вертикальная карьера, предполагающая продвижение вверх по служебной лестнице; б) горизонтальная карьера, отражающая расширение профессиональных возможностей педагога без изменения его места в иерархии служебных должностей. Ряд исследователей полагает, что горизонтальная и вертикальная карьеры - это не только разные способы жизни в профессии, но и разные способы жизни вообще.
Профессиональный рост по горизонтали сопровождается чувством профессиональной самодостаточности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Примером горизонтальной карьеры может служить освоение нетипичных для учителя компетенций. Учитель английского языка создает свой сайт, на котором общается не только со своими учениками, тем самым, повышая качество образования по предмету. Другой учитель осваивает новые технологии и добивается того, что его ученики становятся победителями на олимпиадах. Третий умеет таким образом построить взаимодействие с классом, что его выдвигают на конкурс «Учитель года» и он становится победителем.
Горизонтальная карьера учителя может развиваться при определенных организационно-педагогических условиях[160], к которым относятся:
· позиция руководителя, стиль руководства школой;
· наличие внешних показателей успешности движения в профессии (квалификационные категории, награды, результаты научно-исследовательской деятельности и др.);
· наличие адекватной системы оценивания, ее соотнесение с ценностями конкретного работника;
· поддержка и стимулирование творчества;
· развитие рефлексивно-творческих качеств.
Эти условия могут быть реализованы в тех учреждениях, где наблюдается передача (делегирование) некоторых административных функций педагогам. Ведь давно известно, что равномерное распределение обязанностей увеличивает заинтересованность всех в исходе общего дела.
Завершая рассуждения о карьере, необходимо отметить, что социологами составлен перечень компетенций, которые необходимы для успешной карьеры [161]:
- способности к эффективному общению в устной и письменной форме;
- знания в области литературы и общественных наук;
- знакомство с принципами высшей математики и умение применять их в повседневной жизни;
- глубокое знание физики, биологии и организации окружающей среды;
- владение иностранными языками;
- компьютерная грамотность и умение получать и использовать информацию;
- познания в области экономики и принципов управления;
- способности ставить проблемы и осуществлять творческий поиск путей их решения;
- способность к восприятию искусств;
- умение заботиться о своем здоровье.