Найдите в Интернете публичный отчет школы, которую вы закончили, и сравните ваше видение избранного раздела отчета и его наполнения школой

Найдите в Интернете публичные отчеты еще нескольких школ, отличающихся по статусу – гимназии, лицея, школы с углубленным изучением предметов. В чем сходство и отличие этих публичных отчетов?

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

Определите, что нового вы узнали после изучения данного раздела?

Какие задания оказались для вас интересными и продуктивными для подготовки к профессиональной деятельности педагога?

Какие темы этого раздела побудили вас к самостоятельному поиску?

С какими трудностями вы столкнулись при изучении этого раздела?

Обсудите результаты освоения содержания этого раздела на семинаре по педагогике.

Дополнительная литература

1. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет): пер./Иллич Иван; под ред. Т.Шанина; Моск.высш.шк. социальных и экон. Наук.-М.: Просвещение, 2006.-160 с. – (Образование: мировой бестселлер)

Иван Иллич открывает серию "Образование: мировой бестселлер". В книге изложен альтернативный взгляд философа, человека будущего на современное образование. Иллич не призывал к закрытию школ, а отказывал им в праве на монополию в образовании. Современные проблемы образования заинтересуют учителей, директоров школ, руководителей органов образования, а также родителей.

2. Пинский А.А. Либеральная идея и практика образования. ГУ ВШЭ, 2007.- 688 с.

Сборник объединяет научные и публицистические работы (в основном периода 2001-2006 гг.) замечательного педагога и реформатора образования А.А.Пинского, в которых рассматриваются философские, социально-культурные и организационно-экономические аспекты реформы образования.

В основе представленных работ лежит либеральная образовательная идея, определяющая не только философию образования, но и конкретную программу его институциональной трансформации и практические шаги, воплощающие эту программу в жизнь. В книге изложены базовые подходы к реализации идей школьной автономии, эффективного финансирования образования, общественного участия в управлении школой, профильного обучения.

3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. – М. НИИ школьных технологий, 2006. – (Энциклопедия образовательных технологий).

Энциклопедия дает самое полное представление об образовательных технологиях, их особенностях, классификации, алгоритме действий педагога и обучающихся.

4. Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. – Красноярск, 1998. – Красноярская краевая организация общества «Знание» России. – 240 с.

Работа Исака Дмитриевича Фрумина посвящена актуальной и сложной проблеме теории и практики современного образования – его демократизации. Она является наиболее полным на русском языке обзором существующих в России и за рубежом подходов к решению этой проблемы. Автор предлагает также оригинальные теоретические и практические идеи, связанные с построением демократической школы.

5.Фуллан М. Новое понимание реформ в образовании/ Майкл Фуллан; (пер.Е.Л.Фруминой); Моск.высш.шк.социальных и экон.наук. М.: Просвещение, 2006. – 272 с. (Образование: мировой бестселлер).

Майкл Фуллан, известный специалист в области образовательных реформ, рассуждает о том, как следует проводить изменения в образовании и что необходимо сделать для повышения их успешности. Автор рассматривает специфику реформ на местном, региональном и государственном уровнях и предлагает интересные теоретические и практические обоснования своих взглядов.

Начините собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.

Раздел 7.

ФИЛОСОФИЯ ПЕДАГОГА

… все люди являются философами, хотя некоторые в большей степени, чем другие.

Карл Поппер[131]

Введение в раздел

Практически в каждом учебнике педагогики авторы предлагают своим читателям подумать над вопросом «Является педагогика наукой или искусством?». Т.А. Стефановская, например, написала учебное пособие для студентов вузов «Педагогика: наука и искусство», на страницах которого раскрывает свою авторскую позицию[132]. Впервые этот вопрос поставил П.П. Блонский (1884-1941) в своей книге «Курс педагогики» (1916 г.)[133], рассматривая различные позиции и взгляды на педагогику наиболее известных в то время ученых-педагогов – как технику, ремесло педагогического дела, как индивидуальное творчество, как теоретическую науку. Не вдаваясь в детали приведенной на страницах этой книги дискуссии (т.к. при желании любой заинтересовавшийся читатель может найти её в библиотеке), приведем лишь небольшую цитату, которая на наш взгляд, довольно точно отражает смысл педагогической деятельности: «…педагога интересует не человек как таковой, но способность человека преобразовываться в идеального; не идеал сам по себе, но претворение этого идеала в мире эмпирическом; не общество, но влияние этого общества на воплощение идеала в подрастающем поколении».

Каждый из вас, готовясь к будущей профессиональной деятельности, понимает, что развитие человека средствами образования является чрезвычайно сложной задачей, решение которой во многом зависит от мировоззренческой позиции педагога.

В качестве введения в проблему этого раздела, хотелось бы привести слова Э.Н. Гусинского и Ю.И. Турчаниновой, которые как нельзя лучше отражают необходимость философского осмысления педагогического знания в процессе профессионального образования: «Человеку преподающему, вовсе не обязательно принять, сделать руко­водством к действию какую-нибудь одну определенную концепцию, но внимательно и критически изучить теории, разработанные профессио­нальными философами образования, — важный шаг для выработки собственного профессионального мировоззрения. Фактически любой преподающий имеет собственный подход, он может быть не вполне осознанным, не формулироваться в строгих понятиях, но этот подход непременно выражается в его поведении»[134].

Наши рекомендации