Какие требования предъявляет стандарт к образовательной программе школы?
Подготовьте краткое сообщение по этой теме на семинаре, предварительно подобрав примеры из текстов образовательных программ школ, которые, как правило размещены на их сайтах.
Сеть образовательных учреждений в РФ представлена различными типами и видами образовательных учреждений:
· Дошкольные образовательные учреждения различных видов: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением направлений развития воспитанников; детский сад ухода и оздоровления; детский сад комбинированного типа; центр развития ребенка.
· Общеобразовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования различных видов: школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи, гимназии, кадетские учреждения, учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья, учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным поведением, санаторно-лесные школы, образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Помимо дневной, школы могут осуществлять и вечернюю форму обучения. К таким учреждениям относят: вечерние (сменные) общеобразовательные школы, открытые (сменные) общеобразовательные школы, центры образования, вечерние (сменные) общеобразовательные школы при исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых колониях.
· Спецшколы и интернаты- образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. Также на территории РФ существует система домов-интернатов социальной защиты, в которых различные образовательные программы осуществляются силами социальных педагогов. Однако де-юре такие дома-интернаты не являются образовательными учреждениями и не могут выдавать документ об образовании. В 2009 году для домов-интернатов начал разрабатываться специальный образовательный стандарт. Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье. Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.
· Учреждения дополнительного образования детей - по направлениям работы выделяются: объединения технического творчества; спортивно-технические объединения; эколого-биологические объединения; туристско-краеведческие объединения; спортивные объединения; объединения художественного творчества; культурологические объединения; другие объединения; научные общества, дома и дворцы творчества юных, центры творчества, клубы, студии, детские оздоровительные лагеря.
· Учреждения профессионального образования в зависимости от уровня обучения подразделяются на три основные группы: начального, среднего и высшего профессионального образования; и учреждения послевузовского профессионального образования.
Органы управления образованием в Российской Федерации представлены на федеральном, региональном и муниципальном уровнях:
· Министерство образования и науки РФ – определяет политику в области образования, стратегию достижения целей политики, и создает нормативную и законодательную базу, обеспечивающую реализацию этой политики в системе образования. В структуре Министерства образования и науки РФ выделены: федеральное агентство по науке и инновациям; федеральное агентство по образованию; федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; федеральная служба по интеллектуальной собственности по патентам и товарным знакам. Все эти структуры решают общую задачу – модернизация важнейших сфер человеческой деятельности. В Министерстве также созданы Департаменты, которые являются главными исполнителями стратегических планов в сфере образования.
· Органы управления образованием на региональном (министерства, комитеты, департаменты), муниципальном (районные, поселковые отделы образования) уровнях проводят образовательную политику путем соблюдения гарантий на образование и создание условий для развития личности обучающихся.
ЗАДАНИЕ
Познакомьтесь с особенностями образовательной политики Вашего региона, для этого воспользуйтесь информацией, представленной на сайте регионального комитета по образованию.
Определите, какие направления развития образования наиболее значимы для региональной системы образования
Охарактеризуйте те инновации региональной системы образования, которые представляют интерес для других региональных систем.
Обоснуйте Ваши выводы и обсудите их в группе
Качество образования
Задача обеспечения качества образования является сегодня жизненно важной для страны. Достижение высокого качества образования немыслимо без поддержки государства и общества, однако, первую очередь – это дело образовательных учреждений, органов управления образованием.
Качество – одна из важнейших философских категорий, которой на разных этапах цивилизации уделяли пристальное внимание выдающиеся мыслители. Хотя история исследования содержания категории «качество» насчитывает не одну сотню лет, до сих пор по этому вопросу ведется оживленная дискуссия. Качество определяется как абсолютная оценка; как свойство предмета, объекта, явления, как соответствие назначению, как соответствие стоимости, наконец, как соответствие стандартам.
ЗАДАНИЕ