Методы обследования детей
Изучение документов и продуктов деятельности детей
Обследование детей в ПМПК обычно начинается с изучения сопроводительных документов (медицинской карты, характеристики) и продуктов деятельности (тетрадей, рисунков и т. п.).
Врач-невропатолог знакомит членов комиссии с имеющейся медицинской документацией: анамнезом, заключениями отоларинголога, офтальмолога, педиатра, лабораторными данными и др.; обращает внимание на имеющееся у ребенка снижение слуха или зрения и т. п. В этих случаях необходимо заранее подобрать соответствующий для обследования материал.
Дефектолог (олигофренопедагог), познакомившись с педагогической документацией, сообщает членам комиссии о существенных особенностях, которые следует учитывать как при налаживании контакта, так и в процессе обследования. Например, если в характеристике указаны трудности в усвоении учебной программы, то целесообразно организовать обследование на заданиях игрового характера, начиная с легкого и интересного для ребенка. Изучение характеристики позволяет выявить те качества и свойства психической деятельности, которые в большей мере указывают на состояние ребенка и требуют уточнения.
Если ребенок учится в школе, необходимо внимательно проанализировать его тетради. Внешний вид тетради указывает на такие качества, как аккуратность, понимание школьных требований, интерес к самому процессу учения. Характер выполнения письменных работ может свидетельствовать об имеющихся у ребенка трудностях; это, в свою очередь, вызовет вопросы об их причинах. Так, несоблюдение строчек при письме может быть связано и с нарушением моторики, и с трудностями пространственной ориентировки, и просто с непониманием требований. Ошибки при письме (перестановка, пропуск букв, недописывание слов, смешение глухих и звонких согласных и т. д.) также имеют разные причины. Важно проследить, как ребенок преодолевал эти трудности, какая помощь и в какой мере оказывалась ему учителем. Сравнивая первую и последнюю по времени заполнения тетради, можно установить динамику развития ребенка. Интересные сведения о ребенке можно получить и из его рисунков. Иногда именно рисунок становится первым сигналом о том или ином психическом неблагополучии.
Только после тщательного изучения всех материалов документации начинают непосредственное обследование ребенка.
Следует помнить, что положения общей психологии об индивидуально-типологическом, личностно-деятельностном, системно-структурном подходах, качественно-количественной оценке работы ребенка обязательны и в олигофренопсихологии при изучении детей с различными отклонениями в развитии.
Выбор и последовательность применения тех или иных методов зависят от возраста и индивидуальных особенностей обследуемого. В одних случаях специалист (психолог, олигофренопедагог, логопед) использует метод беседы, включая в нее отдельные экспериментальные методики, в других – наблюдение за деятельностью ребенка в процессе игры. В обследование важно включить элементы обучения, варианты помощи, задания аналогичного характера, в которых проявляется способность ребенка к переносу показанных приемов деятельности. Необходимо чередовать задания на исследование разных форм мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического).
Начинать обследование целесообразнее с заданий средней трудности, но в ряде случаев и с заведомо легких, чтобы успешное выполнение сразу же создало у ребенка положительное отношение к последующей работе, сняло волнение, беспокойство. Это особенно важно учитывать, когда ребенок не контактен. В процессе обследования следует обеспечить эмоциональный комфорт, мотивировать, поощрять ребенка и в то же время предлагать задания в непривычной форме, чтобы исключить подготовленность, «натасканность» в семье. Обследование перегружать нельзя. Следует выявлять дефекты, негативно влияющие на развитие познавательной деятельности и личности.
Метод беседы
Беседа служит средством установления контакта с ребенком, позволяя судить о его личностных качествах и поведении, помогая вскрыть причины некоторых отклонений в развитии, обнаружить запас сведений и точность представления. Как метод исследования она должна быть целенаправленной.
При установлении умственных способностей ребенка в беседе следует выявить:
¦ точность представлений ребенка о себе, своих родителях (имя, отчество, фамилия, возраст); способность дифференцировать понятия «семья», «родственники», «друзья» и т. д.;
¦ характер представлений о времени;
¦ представления о явлениях природы, различии времен года с учетом их признаков;
¦ умение ориентироваться в пространстве;
¦ запас сведений об окружающей среде.
Вопросы должны быть четкими и понятными, а сама беседа – непринужденной. Важно соблюдать педагогический такт.
Не рекомендуется начинать беседу, если дети имеют дефекты речи, слуха или трудно вступают в контакт. В этих случаях можно воспользоваться наглядным материалом, который заинтересует ребенка и позволит выявить то, что требуется исследователю.
Метод наблюдения
Метод наблюдения – один из ведущих при изучении детей на комиссии. Наблюдение начинается с момента появления ребенка в комиссии и продолжается на протяжении всего времени обследования. Оно всегда должно быть целенаправленным.
Особое значение имеет наблюдение за игровой деятельностью ребенка. Свободная игра позволяет установить контакт с ребенком, особенно когда он волнуется. Предоставив ребенку возможность заниматься с игрушками («Возьми какие хочешь игрушки и поиграй, а я пока с мамой поговорю»), фиксируют первые сведения о нем, характер эмоциональных реакций при виде игрушек (радость, выраженная или сдержанная, безразличие), способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, разумность производимых действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности.
Создавая игровые ситуации, ребенок практически проводит анализ, синтез, обобщение и классификацию, отбирая именно те игрушки, которые нужны для определенного действия (предметы одежды, чтобы организовать игру с куклой; кубики, чтобы погрузить их на машину, и т. д.). Производимые ребенком манипуляции позволяют наблюдать за координацией его движений, состоянием моторики.
Метод изучения рисунков
Как уже отмечалось, рисунок является важным дифференциально-диагностическим показателем при изучении детей. В тех случаях, когда рисунок, находящийся в педагогической документации ребенка, чем-то настораживает, целесообразно провести специальное исследование, предложив ребенку рисование свободное и по заданию. Способность ребенка выбрать тему, характер изображения, сам процесс рисования могут дать ценный дополнительный материал для уточнения окончательного диагноза.
Как правило, умственно отсталые дети затрудняются выбрать тему, изображают привычные однотипные предметы, не создавая сюжета. В их рисунках на свободную тему нет замысла, фантазии. Даже когда детям задается тема рисунка, они не всегда выполняют его в соответствии с инструкцией. Бедность и нечеткость представлений проявляются в несоблюдении форм, пропорций частей предмета, в ограниченном и не всегда верном использовании цвета. Умственно отсталые дети затрудняются объяснить рисунок. В зависимости от степени снижения интеллекта эти недостатки менее или более выражены.
Своеобразны рисунки детей с психическими заболеваниями. Им присущи нелогичность, нелепость изображения, неадекватное, беспорядочное использование цвета, несообразность пропорций, сексуальная выраженность и др. Так, для больных шизофренией характерны незавершенность, отсутствие основных частей, геометризация, вычурность, нагромождения и наслоения, несогласованность замысла рисунка с размерами листа, боязнь рисовать далеко от края, уплощение рисунка. При эпилептической деменции характерны чрезмерная тщательность, излишняя скрупулезность, выраженная медлительность. Детям сложно выделить главное, их рисунки стереотипны.
Помимо диагностических целей, рисунок может быть использован ПМПК для установления контакта с ребенком и как «безречевая» методика в тех случаях, когда имеются трудности речевого общения.
Методы экспериментально-психологического исследования в ПМПК
Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при изучении детей на ПМПК. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний.
Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию.
Нейропсихологическое исследование
При решении задач, стоящих перед ПМПК при обследовании детей, необходимо не только установить сам факт того или иного нарушения развития, но и определить его механизм. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения адекватной коррекционной работы с ребенком.
Этому помогает использование нейропсихологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое обследование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.
Как показывает практика работы ПМПК, у специалистов еще много трудностей при комплектовании специальных учреждений. Хотя арсенал психолого-педагогических методик достаточно велик, многие из них нуждаются в уточнении. Необходимо продолжать апробирование заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка. При этом важно, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленными на формирование новых умственных действий, выявляющими «зону ближайшего развития» детей. Требуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые могли бы стать основой дифференциальной диагностики умственной отсталости и сходных состояний.
Следует всегда помнить о социальной природе человеческой психики, о том, что познавательные способности являются продуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться должны в условиях их становления в разных видах деятельности.
ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА
С 2000 г. в образовательных дошкольных и школьных учреждениях любого типа, в том числе и в коррекционной школе VIII вида функционируют психолого-медико-педагогические консилиумы (ПМПк), предназначенные обеспечить оптимальные условия обучения детям с учетом их возрастных и индивидуальных психофизических особенностей развития.
ПМПк создаются приказом руководителя образовательного учреждения при наличии необходимых специалистов. В состав ПМПк входят: учителя и воспитатели школьного образовательного учреждения – дефектологи (в коррекционной школе – олигофренопедагоги), имеющие большой опыт работы с детьми; психолог; соцальный педагог, логопед, врач. Председателем ПМПк является заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. В коррекционной школе VIII вида целесообразно организовать два консилиума – для младших и старших классов.
ПМПк строит свою деятельность в соответствии с уставом образовательного учреждения, договором с родителями, договором с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), куда в случае необходимости можно направить ребенка для уточнения диагноза и решения вопроса о типе образовательного учреждения, форме и программе его дальнейшего обучения и воспитания.
Цели и задачи ПМПк
Основная цель ПМПк в коррекционой школе VIII вида – обеспечение в образовательном учреждении диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения умственно отсталых детей, создание условий для их обучения и воспитания.
Для реализации этой цели необходимо решение следующих задач:
¦ всестороннее комплексное обследование детей и своевременное выявление испытываемых ими трудностей в освоении программы школы VIII вида;
¦ установление характера и причин выявленных отклонений (девиантное поведение, конфликтные ситуации во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, снижение успеваемости и т. п.);
¦ определение потенциальных возможностей ребенка для оказания ему целенаправленной коррекционной помощи в условиях данного образовательного учреждения либо направление его в психолого-медико-педагогическую комиссию для решения вопроса о месте дальнейшего обучения и воспитания;
¦ разработка комплексных целевых программ индивидуального развития детей;
¦ прослеживание динамики развития (наблюдение, диагностические «срезы» в начале и в конце учебного года для уточнения образовательного маршрута, внесение соответствующих корректив);
¦ профилактика физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок и «срывов» поведения;
¦ консультативная работа с родителями.
Указанные задачи выполняются силами педагогического коллектива школы и специалистами ПМПк при их согласованном взаимодействии.
Организация деятельности ПМПк
Как правило, изучение ребенка специалистами ПМПк начинается с запроса педагогов или родителей. За ребенком ведется целенаправленное наблюдение на занятиях и в свободное время (игры, прогулка). Проводится и индивидуальное обследование с учетом возрастных и психофизических особенностей ребенка. На основе данных, полученных специалистами, на заседаниях ПМПк обсуждаются результаты и составляется коллегиальное заключение с рекомендациями об образовательном маршруте в соответствии с возможностями ребенка, а также о медицинской помощи, если таковая требуется. В тех случаях, когда образовательное учреждение, в котором находится ребенок, не может обеспечить необходимые условия или ребенок нуждается в дополнительной диагностике, его направляют (с согласия родителей) в психолого-медико-педагогическую комиссию.
В ПМПк ведется следующая документация:
¦ журнал записи и учета детей, прошедших обследование специалистов консилиума;
¦ журнал регистрации заключений и рекомендаций ПМПк;
¦ карта (папка) развития обучающегося.
Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения, но не реже одного раза в квартал. Очень важно, чтобы заседание было тщательно подготовлено, поэтому ведущий специалист заранее (за один-два месяца) уточняет, кто из детей нуждается в углубленном обследовании, определяется программа работы с ребенком и сроки предоставления заключений всеми специалистами ведущему специалисту (не позднее, чем за три дня до заседания ПМПк). В тех случаях, когда дети обследуются на ПМПк повторно, необходимо особо оценить результаты проведенной с ребенком индивидуальной коррекционно-развивающей работы (показать наличие и характер динамики) и наметить дальнейшую программу такой работы.
ПМПк не только помогает ребенку и родителям, но и повышает профессиональный уровень самих педагогов, обеспечивая согласованность их действий при решении проблем ребенка, и в этом одно из важнейших его предназначений.
Контрольные Вопросы И Задания
1.Определите основные задачи и принципы работы психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
2.Рассмотрите состав ПМПК и раскройте содержание функциональных обязанностей ее членов.
3.Какие показатели ПМПК являются основанием для направления ребенка в коррекционную школу VIII вида?
4.У каких категорий детей состояния психического развития сходны с умственной отсталостью?
5.Почему дети со сходными с умственной отсталостью состояниями психического развития и со сложными или сочетанными дефектами не могут быть рекомендованы для обучения в коррекционной школе VIII вида?
6.Определите задачи работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).
Рекомендуемая Литература
1.Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Просвещение, 1988.
2.Забрамная С. Д., Левченко И. Ю. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития. М.: Изд-во «Творческий центр», 2007.
3.Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992.
4.Отбор детей во вспомогательные школы / сост. Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. М.: Просвещение, 1983.
5.Принципы отбора детей во вспомогательные школы / под ред. Г. М. Дульнева, А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956.
6.Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. 2-е изд. стер. М.: Академия, 2005.
Глава 5
Коррекционная Направленность Процесса Обучения