Занятие 6 – 7. Воспитание ребенка в семье

Занятие1. Характеристика. Семьи, тенденции ее развития.

Вопросы для обсуждения:

1.История возникновения семьи.

2.Основные этапы развития семьи.

3.Характеристика современной семьи.

4.Типы семей.

5. Функции семьи. Отношение современных родителей к выполнению функций.

Учебно-исследовательские задания:

1.Назовите основные понятия, обозначающие степень родства в семье.

2.Раскройте значение и роль семьи на разных исторических этапах развития общества на основе пословиц, поговорок, замечания общественных деятелей и педагогов.

3.Напишите сочинение на тему: «Какой должна быть современная семья» (собственное мнение).

Литература для подготовки к занятию

Основная литература:

1. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.

2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2011.

3. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ Под редакцией А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.

Дополнительная литература:

1. Антонов А.М. Социология семьи: Учебное пособие / А.М. Антонов, В.М. Медков - М.,2009.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

Занятие 2 - 3. Семья как институт формирования личности

Вопросы для обсуждения:

1. Роль семьи в воспитании детей.

2. Понятие о воспитательном потенциале семьи.

3. Особенности воспитания в однодетной и многодетной семьях.

4. Воспитание детей-близнецов.

5. Воспитание детей-сирот и детей "осиротевших" при живых

6. родителях.

7. Дети в приемной семье.

Учебно-исследовательские задания:

1. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас "Семья глазами ребенка" (-М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:

- Как готовить старшего ребенка к появлению в семье малыша.

- Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми.

2. Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.

3. Продолжите подбор правил для родителей "Как вести себя с единственным ребенком".

- Заботиться и опекать, но не до безрассудства.

- Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия …

Литература для подготовки к занятию

Основная литература:

1. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.

2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Дополнительная литература:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - М., 2008.

2. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика,1989.

Занятие 4 - 5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания

Вопросы для обсуждения:

1. Механизмы воспитания детей в семье: подкрепление, идентификация, понимание, подражание.

2. Влияние родительского дома на формирование личности ребенка.

3. Роль отца и матери в воспитании детей.

4. Участие прародителей в воспитании внуков.

5. Любовь в семье как моральная ценность.

6. Требования в семейном воспитании.

7. Авторитет родителей и их педагогический такт.

8. Традиции и обычаи семейного воспитания.

Учебно-исследовательские задания:

1. Сравните два понятия "авторитарность" и "авторитет".

1. Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.

2. Изучите учение А.С. Макаренко об авторитете. Докажите, что" авторитет подавления" - "самый страшный сорт авторитета"

3. Подберите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.

Литература для подготовки к занятию

Основная литература:

1. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.

2.. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2011.

3.. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ Под редакцией А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.

Дополнительная литература:

1. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. А.Макаровой. -М., 1979.

2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. -М., 1995.

3. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. -М., 1990.

Занятие 6 – 7. Воспитание ребенка в семье.

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как фактор воспитания.

2. Принципы воспитания детей в семье.

3. Особенности семейного (домашнего) воспитания.

4. Организация игровой деятельности в условиях семьи.

5. Методы воздействия на детей в семье (наказание, поощрение, прощение).

Учебно-исследовательские задания:

1. Изучив книгу Ю.П. Азарова "Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы" (М., 1993): а) объясните смысл названия; б) выпишите методы и приемы воспитания, специфичные для семьи.

2. Подберите 3-4 колыбельные песни разных народов, проанализируйте, выразителями каких общечеловеческих или педагогических ценностей они являются.

3. Изучите книгу Коротковой Н.А., Михайленко Н.Я. "Как играть с ребенком". - М., 1990. Выпишите наиболее интересные, с вашей точки зрения, советы, рекомендации родителям о формировании у детей игровой деятельности.

4. Сформулируйте педагогические правила поощрения и наказания в семье.

Литература для подготовки к занятию

Основная литература:

1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - М., 2008..

2. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.

3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2011.

Дополнительная литература:

1. Ле Шан Э. Когда ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. -М., 1990.

2. Макренко А.С. О воспитании. – М., 1988.

3. Макаренко А.С. Книга для родителей. -М., 1985.

4. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа. –М., 2010.

5. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления, перспективы. – М., 1993.

Наши рекомендации