Занятие 6 – 7. Воспитание ребенка в семье
Занятие1. Характеристика. Семьи, тенденции ее развития.
Вопросы для обсуждения:
1.История возникновения семьи.
2.Основные этапы развития семьи.
3.Характеристика современной семьи.
4.Типы семей.
5. Функции семьи. Отношение современных родителей к выполнению функций.
Учебно-исследовательские задания:
1.Назовите основные понятия, обозначающие степень родства в семье.
2.Раскройте значение и роль семьи на разных исторических этапах развития общества на основе пословиц, поговорок, замечания общественных деятелей и педагогов.
3.Напишите сочинение на тему: «Какой должна быть современная семья» (собственное мнение).
Литература для подготовки к занятию
Основная литература:
1. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.
2. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ Под редакцией А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.
Дополнительная литература:
1. Антонов А.М. Социология семьи: Учебное пособие / А.М. Антонов, В.М. Медков - М.,2009.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
Занятие 2 - 3. Семья как институт формирования личности
Вопросы для обсуждения:
1. Роль семьи в воспитании детей.
2. Понятие о воспитательном потенциале семьи.
3. Особенности воспитания в однодетной и многодетной семьях.
4. Воспитание детей-близнецов.
5. Воспитание детей-сирот и детей "осиротевших" при живых
6. родителях.
7. Дети в приемной семье.
Учебно-исследовательские задания:
1. Познакомьтесь с книгой Г.Т. Хоментаускас "Семья глазами ребенка" (-М., 1989) и напишите текст консультации для родителей на одну из следующих тем:
- Как готовить старшего ребенка к появлению в семье малыша.
- Тактика формирования положительных взаимоотношений между старшими и младшими детьми.
2. Из периодической печати подберите материал об открытии приютов в нашей стране.
3. Продолжите подбор правил для родителей "Как вести себя с единственным ребенком".
- Заботиться и опекать, но не до безрассудства.
- Хвалить за то, что выполнил, приложив усилия …
Литература для подготовки к занятию
Основная литература:
1. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.
2. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Дополнительная литература:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - М., 2008.
2. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. – М.: Педагогика,1989.
Занятие 4 - 5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания
Вопросы для обсуждения:
1. Механизмы воспитания детей в семье: подкрепление, идентификация, понимание, подражание.
2. Влияние родительского дома на формирование личности ребенка.
3. Роль отца и матери в воспитании детей.
4. Участие прародителей в воспитании внуков.
5. Любовь в семье как моральная ценность.
6. Требования в семейном воспитании.
7. Авторитет родителей и их педагогический такт.
8. Традиции и обычаи семейного воспитания.
Учебно-исследовательские задания:
1. Сравните два понятия "авторитарность" и "авторитет".
1. Докажите, что авторитет родителей и гуманное воспитание не исключают друг друга.
2. Изучите учение А.С. Макаренко об авторитете. Докажите, что" авторитет подавления" - "самый страшный сорт авторитета"
3. Подберите несколько пословиц, в которых отражены семейные обычаи, отметьте, какие из них вполне применимы в современных условиях, а какие кажутся устаревшими.
Литература для подготовки к занятию
Основная литература:
1. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.
2.. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2011.
3.. Семья: психология, педагогика, социальная работа/ Под редакцией А.А. Реана. – М.: АСТ, 2010.
Дополнительная литература:
1. Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. А.Макаровой. -М., 1979.
2. Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой. -М., 1995.
3. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. -М., 1990.
Занятие 6 – 7. Воспитание ребенка в семье.
Вопросы для обсуждения:
1. Семья как фактор воспитания.
2. Принципы воспитания детей в семье.
3. Особенности семейного (домашнего) воспитания.
4. Организация игровой деятельности в условиях семьи.
5. Методы воздействия на детей в семье (наказание, поощрение, прощение).
Учебно-исследовательские задания:
1. Изучив книгу Ю.П. Азарова "Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы" (М., 1993): а) объясните смысл названия; б) выпишите методы и приемы воспитания, специфичные для семьи.
2. Подберите 3-4 колыбельные песни разных народов, проанализируйте, выразителями каких общечеловеческих или педагогических ценностей они являются.
3. Изучите книгу Коротковой Н.А., Михайленко Н.Я. "Как играть с ребенком". - М., 1990. Выпишите наиболее интересные, с вашей точки зрения, советы, рекомендации родителям о формировании у детей игровой деятельности.
4. Сформулируйте педагогические правила поощрения и наказания в семье.
Литература для подготовки к занятию
Основная литература:
1. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. - М., 2008..
2. Зверева, О.Л, Ганичева, А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. - М.: Сфера, 2010.
3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений -- М.: Издательский центр «Академия», 2011.
Дополнительная литература:
1. Ле Шан Э. Когда ребенок сводит вас с ума: Пер. с англ. -М., 1990.
2. Макренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
3. Макаренко А.С. Книга для родителей. -М., 1985.
4. Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа. –М., 2010.
5. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепция, направления, перспективы. – М., 1993.