В монографии рассмотрены теоретические и практические аспекты применения педагогами различных технологий в обучении и воспитании

Педагогическая поддержка ребенка в образовании / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Академия, 2006.

Представлены основные методологические и технологические подходы к феномену педагогической поддержки в современных условиях образовательных учреждений.

Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы/ Под ред. проф. И.А.Зимней. Изд-е 2-ое, доп. и перераб.- М.: Агентство «Издательский сервис», 2005.

Авторские подходы ученых научной школы профессора Ирины Алексеевны Зимней к наиболее актуальным проблемам воспитания на всех ступенях образования.

Начините собирать свою профессиональную педагогическую библиотеку. Какие книги должны быть, на ваш взгляд, у педагога под рукой? Подготовьте презентацию важной, с вашей точки зрения, книги для современного педагога и периодически обсуждайте ваш выбор на семинарах по педагогике.

Раздел 5.

ОБУЧЕНИЕ

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Ключевский В.

Введение в раздел

В современном обществе, которое, как уже отмечалось, характеризуется чертами постиндустриального, открытого, информационного общества, благополучие каждого человека определяется наличием мотивации и способности учиться на протяжении всей жизни, действовать в ситуации неопределенности, овладевать знанием, полученным при беспрепятственном доступе к информации и наличии умений с ней работать[87]. Результаты участия российских школьников в сравнительных международных исследованиях по оценке качества образования в области естественнонаучных и математических дисциплин (TIMSS), уровня грамотности чтения (PIRLS), учебных результатов учащихся (PISA) [88], свидетельствуют о том, что большая часть выпускников школ не готовы к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни на уровне тех требований, которые предъявляются обществом.

В современном мире существенно изменились процессы приобретения и передачи знаний, когда значимость фактологических знаний уменьшилась, а готовность и способность разбираться в сложных системах на основе этих знаний возросла[89]. Все значимее для успеха в жизни становятся такие качества личности человека, как способность быстро ориентироваться в изменяющемся мире, способность быстро осваивать новые знания и новые области профессиональной деятельности, умение находить общий язык с людьми разных культур и т.п., т.е. качества, связанные с ключевыми компетенциями человека. Эти изменения зафиксированы исследователями в области экономики, общественных и гуманитарных наук и отражают реальные процессы, происходящие во всём мире. Именно эти изменения и обусловили системные изменения школьного процесса обучения. Но проектирование нового образа процесса обучения может быть продуктивным, если оно будет опираться на достижение дидактики.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Греческий глагол «didaskein» означает учить, объяснять, доказывать, а также — учиться. Употребленный в XVII в. В. Ратке и Я.А. Коменским в значении отгла­гольного существительного, он был принят во многих европейских странах, сначала означая искусство обучения, т.е. практическую деятельность, а затем постепенно обособляющуюся науку о преподавании-учении. Наряду с дидактикой, появляется термин «конкретная (частная) дидактика», или «методика обучения», обозначающий, как правило, дидактику какого-либо предмета школьного курса.

Дидактика в большей степени, чем другие педагогические дисциплины, сформировалась как научная дисциплина. Классический период в развитии дидактики охватывает XVII–XIX вв., когда развивалась педагогическая деятельность таких известных ныне Я.А. Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, Дж. Локка, К.Д. Ушинского, П.Ф.Каптерева, А.П.Пинкевича, К. Н. Венцеля, В.Н.Сороки-Россинского и других педагогов, с идеями и опытом которых вы уже познакомились в курсе истории образования и педагогической мысли.

XX век стал веком расцвета дидактики. На протяжении этого столетия формируется ряд теорий, определивших классические основы построения процесса обучения. Это теории содержания образования, межпредметных связей, дифференциации и индивидуализации обучения, развивающего и программированного обучения, теория школьного учебника и целый ряд других теоретических концептов, которые раскрывают особенности осмысления дидактики на разных этапах развития обществ. Изучение истории дидактических теорий и концепций прошлого является надежной опорой в проведении современных исследований и представляет самостоятельный интерес. В данном разделе учебника попытаемся представить современное состояние дидактики, в которой существенно изменилось содержание классических категорий, расширился понятийный аппарат, обнаружились новые закономерности. Анализ изменений позволяет достаточно полно описать дидактические процессы, происходящие в современной школе.

Наши рекомендации