Структура процесса обучения. В разделе 2 мы уже рассматривали структуру педагогического процесса
В разделе 2 мы уже рассматривали структуру педагогического процесса, говоря о том, что она образована определенной совокупностью компонентов: цели, реализуемые взаимодействующими субъектами; деятельность обучающего (преподавание) и деятельность обучаемого (учение). Взаимосвязь этих компонентов и образует структуру.
Классическое понимание цели обучения отражено в учебниках педагогики, изданных в 70-80-е годы XX века[91]. На рубеже 90-х годов 20 века широким тиражом вышел учебник дидактики В. Оконя, в котором была предложена концепция предметных и личностных целей обучения, которая оказала влияние на уточнение классического представления о целях обучения: «Предметный (объективный) аспект связан с познанием объективного мира и приобретением навыков, позволяющих принимать участие в его преобразовании. Личностный (субъективный) аспект связан с познанием самого себя, формированием мотиваций, интересов, приобретением навыков, способствующих самоформированию. В гармоничном процессе обучения оба названных аспекта неразрывно связаны между собой, недооценка одного из них неблагоприятно сказывается на другом»[92].
Предметные цели отражают субъект-объектные связи и выражаются в овладении школьниками базовыми знаниями, умениями и навыками в процессе решения задач, в осознании и формулировке оценочных суждений относительно процесса и результата познавательной деятельности, в осознании мотивов познавательной деятельности.
Личностные цели отражают субъект-субъектные связи личности, как в учебной деятельности, так и в жизнедеятельности, и выражаются: в осознании собственной позиции в процессе коллективного, группового или индивидуального решения задач; в овладении умениями личностной рефлексии и саморегуляции; в достигнутом уровне самоопределения в результате осознанного самопознания и самовыражения.
Гармонизация данных групп целей в деятельности учителя обеспечивается направленностью деятельности учителя не на передачу предметного знания, а на содействие образованию школьника.
Понимание сверхзадачи дидактики как непрерывного поиска смысла и механизмов образования человека привело к выделению новых характеристик процесса обучения и определению в качестве движущей силы взаимодействия преподавания-учения, противоречие между освоенным учеником опытом познания и педагогическим содействием развитию его способностей
Разрешение данного противоречия (противоречия между предметными и личностными целями обучения) превращает процесс обучения в процесс совместного творчества учителя и ученика.
ЗАДАНИЕ
Вопрос о целях общего образования всегда вызывал живейшую дискуссию профессионалов и общественности на разных этапах развития нашей страны.
Объясните, чем, на Ваш взгляд, обусловлено изменение целей-результатов обучения, представленных в таблице на основе обобщения нормативных документов и концептуальных идей исследователей.
Приоритетные цели и результаты в отечественном образовании
Таблица
Временной период | 20-начало 30-х гг. ХХ века | 30-50-е гг. ХХ века | 60-начало 80-х гг. ХХ века | 80-90-е гг. ХХ века |
Источники знания о целях и результатах | Программы ГУСа (Государственного учёного совета) | Постановление ЦК ВКП(б) «О начальной средней школе» от 25 августа 1931 г. | Концепция общего среднего образования В.В. Краевского, Л.Я. Зориной, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и др. | Концепция В. Оконя, Петербургская концепция образованности, образовательные стандарты 90-х годов |
Приоритеты в процессах | Формирование и развитие | Формирование | Формирование и развитие | Содействие и развитие |
Цели - результаты | Формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения | Формирование диалектико-материалистического мировоззрения | Усвоение уже добытых обществом знаний о природе, мышлении, обществе, технике и способах деятельности | Усвоение основных научных знаний о природе, обществе, технике и искусстве |
Формирование единой системы знаний, умений и навыков в областях: «природа», «труд» и «общество» | Прочное усвоение основ наук | Освоение опыта осуществления известных способов деятельности | Подготовка к практической деятельности, позволяющая найти свое место в жизни, познать и преобра-зовать природу, общество, культуру. | |
Развитие умений самостоятельно добывать знания, решать задачи практического характера и оценивать результаты собственной деятельности | Подготовка контингента школы для высших и средних учебных заведений | Освоение опыта творческой поисковой деятельности по решению новых, возникающих перед обществом проблем | Формирование научных убеждений и основанного на них целостного восприятия мира | |
Освоение опыта отношения к миру, друг другу, т.е. системы эмоциональной, волевой, моральной и эстетической воспитанности | Развитие навыков самопознания, самообразования, подготовка к самоопределению | |||
Общее развитие мышления и познавательных способностей человека; формирование потребностей, мотивации, интере-сов и увлечений человека |
В современной дидактике цели обучения формулируются на языке компетенций.Компетенции как результаты «задаются» образовательным стандартом. Первые дискуссии о стандартизации образования начали в 1992 году, когда впервые эта позиция была заявлена в нашей стране Законе «Об образовании». Опустим анализ профессиональных и общественных дискуссий о сущности стандартизации в образовании и отметим, что образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании, обеспечивающий:
· равенство и доступность при различных стартовых возможностях;
· сохранение единства образовательного пространства в РФ;
· преемственность ступеней образования;
· вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;
· государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;
· признание документов иностранных государств об образовании.
Требования образовательного стандарта реализуются через образовательные программы создаваемые школой на каждой ступени. Это могут быть программы общеобразовательные, углубленного изучения предмета или группы предметов, лицейские, гимназические. А в начальной школе реализуются образовательные программы, имеющие определенное название в зависимости от используемого педагогом учебно-методического комплекса – Гармония, Школа России, Начальная школа XXI век, Программа "Школа 2100", Развивающая система Л.В.Занкова, Развивающее обучение по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, «Перспектива».
Сегодня федеральный государственный образовательный стандарт впервые представлен в виде общественного договора между семьей, обществом и государством в области образования, и ориентирует школу на достижение следующих целей образования:
· формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям современного общества;
· постоянную внутреннюю мотивацию к учению, социальную мобильность, ответственность, социальный оптимизм;
· обучение учащихся самостоятельному конструированию знания, необходимого для решения возникающих перед ними задач;
· общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе для непрерывного самообразования и профессиональной деятельности.