Определенные в стандарте цели являются основой для определения целей – ожидаемых результатов обучения на каждой ступени образования, отдельных учебных предметов

Таким образом, цели обучения выражаются в ожидаемых надпредметных (обобщенных) результатах, конкретизируются в целях освоения конкретных учебных предметов, которые, в свою очередь, на уровне личности ученика и учителя формулируются в виде предметных и личностных целей. Важно отметить, что цели обучения отличаются от целей образования. Цели образования (как цели национальной системы образования) задаются государственной образовательной политикой, отражающей требования к определенному культурному типу личности (образованному человеку конкретной исторической эпохи); фиксируются в Федеральных государственных образовательных стандартах, имеющих рамочный характер; конкретизируются личностью обучающегося (и его родителей) при самостоятельном проектировании им индивидуального образовательного маршрута в соответствии с имеющимися склонностями и интересами личности).Цели современного школьного образования, заданные государственным стандартом, выражены в категориях универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

ЗАДАНИЕ

Прочтите фрагмент образовательного стандарта, описывающего требования к результатам обучения:

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Источник: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Согласуются ли эти требования к ожидаемые результаты с суждениями взглядами В. Оконя о предметных и личностных целях?

Возможно ли достижения этих результатов в деятельности одного учителя?

Если требования перечислены в стандарте, то означает ли это, что одинаковые ли результаты будут достигнуты разными учениками?

Обсудите Ваши суждения на семинаре.

Подчеркнем, что определяя цели обучения, учитель не только ставит собственные педагогические цели, но и учит школьников самостоятельно формулировать собственные цели учения.

Содержание образования

Прежде всего, попытаемся ответить на вопрос, почему мы говорим о содержании образования и о содержании обучения. Во-первых, будем иметь в виду, что термин «содержание образования» традиционно в отечественной дидактике подразумевал содержание того, чему учат в школе. Почему? Вероятно, дело в том, что учитель в российской традиции всегда считался в первую очередь воспитателем, его предмет, его уроки были средствами воспитания, что вместе с обучением и составляло всегда основу образования человека.

Таким образом, размышляя об уроках в школе, нужно думать все-таки об уроках школы, о том, что, обучая предмету, учитель работает на формирование образа человека в учащихся.

Чрезвычайно емко суть воспитывающего воздействия обучения на становление личности школьника выразила в одной из своих работ З.И. Васильева: «Воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Школьники усваивают полипредметные знания, овладевают обобщенными познавательными умениями, у них формируется творческое отношение к деятельности. Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений целостная личность школьника

Подчеркнем, что в современных условиях значимость воспитывающее воздействие процесса обучения, которое заключается в формировании жизненных убеждений, ценностных ориентаций и поведения, не только не потеряло свою актуальность, но и стало более значимым, что обусловлено становлением нового культурного типа личности – личности общества знания.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

Уже в XIX в. О. Вильман особо подчеркивал то значение, которое имеет для дидактики содер­жание образования, системность, тематический охват и его образо­вательно-воспитательное значение. Представление о дидактике как науке о содержании образования отстаивал в Польше С. Гессен, который своему произведению «Структура и содержание современ­ной школы» дал подзаголовок: «Общая дидактика».

Традиционным является понимание содержания образования как опыта человечества, предъявляемого учащимся для усвоения[93]. Традиционно содержание обучения фиксировалось в информационно-предметном содержании отдельных школьных предметов, отраженных в соответствующих учебных программах и учебниках.

Содержание образования в данном случае представляет собой специально отобранный для усвоения учениками объем знаний, умений и навыков. Знания как компонент, который представляет собой результат человеческого познания, зафиксированный в знаковой, материализованной форме выполняют три функции в созидании культуры: 1) онтологическую (создают представления о мире); 2) ориентировочную (указывают направление и способ целесообразной деятельности); 3) оценочную (указывают нормы ценностного отношения общества, систему идеалов).

И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин доказывали, что содержание образования включает не только предметные знания и умения, но и опыт познавательной, эмоционально-оценочной и творческой деятельности, однако, пока данное требование не реализовано полностью ни в образовательных стандартах, ни в большинстве программ, ни в учебной литературе.

Современное понимание содержания образования заключается в том, что внешнее по отношению к ученику (определяемое стандартом) содержание образования задается школьнику как среда для внутренних образовательных изменений. Содержание образование конструируется в совместной деятельности учителя и ученика.

Современная трактовка содержания образования, заключается в том, что школьникам не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике. Вопрос о понимании предметного содержания связан с переосмыслением категории «знание» и выделении в содержании обучения разных видов знания:

· информационных, описывающих явления, законы, понятия и т.п., отвечающих на вопросы: «что, кто?»;

· процедурных, отражающих способы деятельности, характеризующих то, как явления познавать, как использовать; отвечающих на вопрос: «как?»;

· оценочных, включающих знания - отношения, отвечающих на вопросы: «зачем? как вести себя с данным явлением?»;

· рефлексивных (личностных), направленных на познание себя, развитие личностной мотивации, формирование собственных ценностей и критическую интерпретацию информации, оценок, мнений, суждений;

Эти виды знаний реализуются в процессе обучения в разных контекстах извлечения, применения, трансляции знаний (межпредметного и надпредметного).

Представленная видология знаний является содержательной основой реализации компетентностного подхода в образовательной практике, поскольку анализ структуры компетенции в классификации И.А. Зимней позволяет установить соответствие между компонентами компетенции и видами знания: информационные знания соответствуют когнитивной основе компетенций, процедурные знания - опыту использования знаний, оценочные знания отражают отношение к процессу обучения, содержанию образования, рефлексивные (личностные) знания отражают эмоционально-волевую саморегуляцию обучающегося.

Современное предметное содержание существенно расширяется за счет пересечения информационных потоков учителя и учащихся. Вопрос о пересечении информационных потоков имеет сегодня особое значение, поэтому требует специального анализа. Сетевые ресурсы, формирующие информационные потоки, являются для многих школьников основным источником информации и социального опыта, в том числе опыта общения, и даже средой жизнедеятельности. При этом возможны отрицательные результаты информатизации жизни в условиях отставания информатизации образования: восприятие ребенком компьютера только как средства развлечения; отсутствие взаимодействия (как передачи и возможности уточнения смысла, обсуждения) с источником информации (компьютером); определенные потери в области коммуникативных умений учащихся (часто наряду с ростом информационно-коммуникативных), поскольку «реакции» компьютера в достаточной степени предсказуемы и не требуют гибкости, толерантности и прочих качеств, проявляющихся в общении между людьми; широкий доступ школьников к любого рода информации, в том числе агрессивного, эротического, экстремистско-религиозного и содержания). С другойстороны положительные результаты использования информационных потоков школьников в обучении весьма значительны: это рост мотивации учения, самообразования; приближение обучения к особенностям индивидуального стиля учебы; ускоренный доступ к практически неограниченному количеству качественной информации; эффективное обучение методом упражнения и тренировки; эффективное обучение методом имитации действий или явлений и др.

ЗАДАНИЕ

Учебник традиционно считается основным средством предъявления содержания образования ученику. По каждому предмету сегодня существует большой выбор учебников. Учителя охотно ими пользуются. А учащиеся?

Интерпретируйте представленные ниже результаты педагогических исследований.

Метод педагогического исследования Интерпретация – истолкование, объяснение, разъяснение смысла, значения чего-либо. Интерпретация имеет место быть там, где есть множественные смыслы. Интерпретации могут подвергаться действия субъектов педагогического процесса, ответы на вопросы и мнения, продукты деятельности (рисунки, сочинения, эссе и т.п.), научные факты. Целью интерпретации является получение нового знания путем анализа, синтеза и оценки информации.
По материалам исследований Для выявления причин, по которым школьники уклоняются от работы с учебником, было проведено исследование среди учащихся основной и старшей школы. Исследование проводилось методом анкетирования, для чего была разработана анкета, позволившая получить информацию о том, какие учебники нравятся учащимся, как регулярно они работают с учебниками, какие трудности испытывают при работе с учебниками, что хотели бы изменить в учебниках. В анкете были использованы различные варианты ответов на вопросы: с однозначным выбором ответа из списка предложенных, с возможностью дополнить своим ответом уже предложенные варианты и свободный ответ на вопрос. Анкетирование проводилось в октябре-ноябре 2011 года. В исследовании приняли участие учащиеся из 7 общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга. Среди них оказались разные типы образовательных учреждений: общеобразовательные школы, школа с углубленным изучением ряда предметов, гимназии и лицеи. Участие в исследовании учащихся из разных типов учебных заведений и количество опрошенных позволяет говорить о том, что полученные результаты отражают действительное отношение учащихся 5-11классов к школьному учебнику. Всего в анкетировании приняли участие 623 учащихся 5-11 классов. В результате проведённого исследования были получены следующие результаты. От класса к классу предпочтения учащихся несколько меняются. В таблице 1 представлен рейтинг учебников-лидеров по классам. Таблица 1 Изменение рейтинга учебников по классам.
Рейтинг Класс
математика история русский язык
биология математика иностранный язык
математика история, география иностранный язык
математика иностранный язык русский язык, физика
математика история, физика иностранный язык
обществознание иностранный язык математика
физика обществознание иностранный язык

Результаты анкетирования показывают, что в 11 классе, к моменту окончания школы, на первое место выходят учебники по самым «сдаваемым» предметам по выбору на ЕГЭ [10]. Именно физика, обществознание и иностранный язык чаще всего требуются для поступления в вузы, не считая обязательных экзаменов по математике и русскому языку.

Наши рекомендации