Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
· воспитание интереса к труду взрослых и уважение к человеку труженику;
· формирование знаний, представлений о трудовой деятельности;
· формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;
· воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться;
· воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);
· обучение организации труда (с чего начать работу, главные этапы, как закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения цели, как себя контролировать);
· воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей;
· развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе;
· воспитание бережного отношения к результатам труда;
· формирование потребности к оказанию помощи младшим, пожилым по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.
Общие задачи конкретизируются в образовательных программах ДОУ.
Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель делает акцент на формировании навыков самообслуживания, то в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.
Задачами педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются:
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, предметам, желание выполнять поручения взрослых;
- проявлять активность и старание при выполнении поручения взрослого;
- развивать настойчивость в доведении начатого дела до конца;
- соблюдать порядок в помещении;
- трудиться «рядом», общаться в процессе деятельности.
- В старшем дошкольном возрасте образовательной программой ДОУ определены следующие задачи трудового воспитания:
- расширять представления детей о труде взрослых.
- показывать общественную значимость результатов труда.
- учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.
- систематизировать знание о труде в разное время года.
- рассказывать о профессиях.
- объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
- знакомить, детей с трудом людей творческих профессий.
- показывать результаты их труда: картины, книги, ноты и т.д.
- объяснять, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на свои потребности.
- развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
- учить детей доводить начатое дело до конца.
- развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
- формировать ответственность за выполнение трудового поручения.
- учить детей наиболее экономным приемам работы.
- воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
- учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
- стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
- формировать навыки самообслуживания.
- формировать навыки хозяйственно-бытового труда. Продолжать формировать навыки труда в природе.
- Для реализации программных задач воспитатели используют следующие средства.
Средства:
Собственная трудовая деятельность – ведущее средство трудового воспитания. Невозможно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.
С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.
Обучение трудовым умениям и навыкам, организации труда – позволяет в минимальные сроки освоить ребенку трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует наиболее рациональные способы их осуществления, избавляющие их от длительных проб и ошибок
В процессе обучения предметом освоения становится собственная деятельность ребенка со всеми ее компонентами, поэтому создаются благоприятные условия для ее освоения.
Дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:
· тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию системных знаний о труде;
· комплексное использование воспитателем разнообразных приемов обучения: показ и объяснение способов выполнения действий, показ способов самоконтроля;
· дифференцированное обучение каждому компоненту трудового процесса осуществляется способом показа и объяснения воспитателя. Показ и объяснение включает: постановку цели, мотивацию труда, подготовительный и основной этап работы, оценку конечного результата;
· самостоятельное выполнение детьми осваиваемого трудового процесса по этапам;
· формирование основ культуры труда;
· закрепление знаний и умений, полученных на занятиях, в игровых упражнениях и повседневном труде детей.
Ознакомление с трудом взрослых - позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.
Ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, о создании разных продуктов труда (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду.
Ребенка важно познакомить с человеком – тружеником, его отношением к труду, сформировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).
Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Необходимость формирования представлений об ответственном и творческом отношении к труду.
Формы и методы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы, организация совместной деятельности со взрослыми.
Художественные средства – художественная литература (пословицы, поговорки, сказки, авторские художественные произведения), музыка, изобразительное искусство, диафильмы и видеофильмы, слайды – служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
С помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.
Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
1.4. Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ.
Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.
Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.
В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.
В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.
В старшей группе приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.