Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста

Задачи:

· воспитание интереса к труду взрослых и уважение к человеку труженику;

· формирование знаний, представлений о трудовой деятельности;

· формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;

· воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремления ответственно к ним относиться;

· воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);

· обучение организации труда (с чего начать работу, главные этапы, как закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения цели, как себя контролировать);

· воспитание настойчивости, целеустремленности, способности к преодолению трудностей;

· развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе;

· воспитание бережного отношения к результатам труда;

· формирование потребности к оказанию помощи младшим, пожилым по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.

Общие задачи конкретизируются в образовательных программах ДОУ.

Если в работе с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель делает акцент на формировании навыков самообслуживания, то в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, сформировать жизненно необходимые умения и навыки, воспитывает ответственность и самостоятельность.

Задачами педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста являются:

  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, бережное отношение к игрушкам, предметам, желание выполнять поручения взрослых;
  • проявлять активность и старание при выполнении поручения взрослого;
  • развивать настойчивость в доведении начатого дела до конца;
  • соблюдать порядок в помещении;
  • трудиться «рядом», общаться в процессе деятельности.
  • В старшем дошкольном возрасте образовательной программой ДОУ определены следующие задачи трудового воспитания:
  • расширять представления детей о труде взрослых.
  • показывать общественную значимость результатов труда.
  • учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека.
  • систематизировать знание о труде в разное время года.
  • рассказывать о профессиях.
  • объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
  • знакомить, детей с трудом людей творческих профессий.
  • показывать результаты их труда: картины, книги, ноты и т.д.
  • объяснять, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на свои потребности.
  • развивать желание вместе с взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.
  • учить детей доводить начатое дело до конца.
  • развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда.
  • формировать ответственность за выполнение трудового поручения.
  • учить детей наиболее экономным приемам работы.
  • воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.
  • учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.
  • стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.
  • формировать навыки самообслуживания.
  • формировать навыки хозяйственно-бытового труда. Продолжать формировать навыки труда в природе.
  • Для реализации программных задач воспитатели используют следующие средства.

Средства:

Собственная трудовая деятельность – ведущее средство трудового воспитания. Невозможно сформировать у ребенка умение трудиться вне трудовой деятельности. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Обучение трудовым умениям и навыкам, организации труда – позволяет в минимальные сроки освоить ребенку трудовые процессы, так как взрослый целенаправленно формирует наиболее рациональные способы их осуществления, избавляющие их от длительных проб и ошибок

В процессе обучения предметом освоения становится собственная деятельность ребенка со всеми ее компонентами, поэтому создаются благоприятные условия для ее освоения.

Дидактические условия, обеспечивающие эффективность трудового обучения:

· тесная связь занятий по трудовому обучению с занятиями по формированию системных знаний о труде;

· комплексное использование воспитателем разнообразных приемов обучения: показ и объяснение способов выполнения действий, показ способов самоконтроля;

· дифференцированное обучение каждому компоненту трудового процесса осуществляется способом показа и объяснения воспитателя. Показ и объяснение включает: постановку цели, мотивацию труда, подготовительный и основной этап работы, оценку конечного результата;

· самостоятельное выполнение детьми осваиваемого трудового процесса по этапам;

· формирование основ культуры труда;

· закрепление знаний и умений, полученных на занятиях, в игровых упражнениях и повседневном труде детей.

Ознакомление с трудом взрослых - позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.

Ребенка нужно знакомить с процессом труда взрослых, о создании разных продуктов труда (В.И. Логинова, М.В. Крулехт). В результате у детей будет формироваться представление о содержательной части трудовой деятельности взрослых, станет воспитываться уважение к труду.

Ребенка важно познакомить с человеком – тружеником, его отношением к труду, сформировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребности людей в ней (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).

Ознакомление с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека. Необходимость формирования представлений об ответственном и творческом отношении к труду.

Формы и методы ознакомления с трудом взрослых: наблюдения, экскурсии, дидактические игры, художественная литература, рассказы и беседы о профессиях, использование картин и иллюстраций, видеофильмы, организация совместной деятельности со взрослыми.

Художественные средства – художественная литература (пословицы, поговорки, сказки, авторские художественные произведения), музыка, изобразительное искусство, диафильмы и видеофильмы, слайды – служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

С помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

Все художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.

1.4. Задачи и средства трудового воспитания детей дошкольного возраста - student2.ru Виды и содержание труда в разных возрастных группах ДОУ.

Трудовое воспитание начинается с формирования у детей самообслуживания, направленного на удовлетворение их личных повседневных потребностей.

Самообслуживание направлено на уход за собой (навыки ухода за своим телом, культуры еды, одевания и др.). Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. Ежедневно повторяясь, навыки прочно усваиваются, постепенно формируются привычки.

В младшей группе – трудности: недостаточно развита мускулатура пальцев; сложность усвоения последовательности действий; неумение их планировать; легкая отвлекаемость; нежелание их выполнять. Необходимо развивать умения, добиваться аккуратности и тщательности выполнения действий, привычки к чистоте и порядку. Индивидуальное общение с каждым ребенком, поддержание его эмоционального состояния. Расширение словаря. Доверие детей взрослому, заботе о нем.

В средней группе – дети достаточно самостоятельны, труд становится обязанностью; повышаются требования к качеству действий, к времени выполнения деятельности; воспитатель обучает детей взаимопомощи, умению благодарить за оказанную услугу.

В старшей группе приобретаются новые навыки: уборка постели, уход за волосами, обувью. Формируются привычки к опрятности, чистоте, обогащаются знания поведения в окружении сверстников: учитывать нужды других, проявлять предупредительность.

Наши рекомендации