Акробатические упражнения

Акробатические упражнения входят в программу всех клас­сов. Эти упражнения способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, гибкости, смелости, решительности, приучают ориен­тироваться в пространстве, улучшают функции вестибулярного аппарата.

Разностороннее влияние акробатических упражнений помогает более быстрому овладению навыками во многих видах спорта, в частности в прыжках в воду, в фигурном катании на коньках, в спортивной гимнастике, в прыжках на лыжах, в легкой атлетике и спортивных играх.

Для занятий акробатическими упражнениями в начальных классах школы необходимо иметь ковровые дорожки и гимнасти­ческие маты с покрышками.

Одно из обязательных требований при проведении занятий — это соблюдение санитарно-гигиенических условий. Ковровые до­рожки и маты должны быть всегда чистыми, покрышки на матах надо использовать только для занятии акробатикой и регулярно стирать. В теплое время года простейшие акробатические упраж­нения можно проводить на ровной травяной площадке.

На травяной площадке простейшие акробатические упражне­ния выполняются одновременно возможно большим количеством учащихся. В зале упражнения выполняются группами в зависимо­сти от наличия ковровых дорожек и гимнастических матов.

Акробатические упражнения разделяются на две группы. К од­ной группе относятся динамические упражнения, к другой — ста­тические.

Из группы динамических упражнений программой для началь­ных классов школы предусмотрены: группировки (сидя, лежа на спине, в приседе — рис. 51); перекаты (назад, в сторону); кувырки вперед (рис. 52).

№1


Акробатические упражнения - student2.ru

Из группы статических упражнений предусмотрена стойка на лопатках (рис. 53).

Обучение надо начинать с подготовительных уп­ражнений к группировкам:

Акробатические упражнения - student2.ru

1. Сильные наклоны туловища вперед, к ногам.

2. Глубокое приседание на всей ступне с захватом
голеней обеими руками.

3. Лежа на спине, сгибание ног к груди.

4. Сидя с прямыми ногами, наклоны туловища
вперед, к ногам.

5. Сидя с прямыми ногами, одновременное сгиба­
ние ног к груди и наклон туловища к ногам.

6. То же с захватом голеней руками.

Рис. 51

После выполнения подготовительных упражнений можно перейти к группировкам:

1. Группировка сидя: из положения сидя на полу согнуть ноги в коленях, ступни поставить слегка врозь, ■руками захватить снаружи верхние части голеней и плотно под­тянуть ноги к груди, колени врозь, голова между коленей, накло­нена.

2. Группировка лежа на спине: из положения лежа на спине
согнуть ноги к груди, взяться руками за голени и подтянуть коле­
ни к плечам, а плечи к коленям, колени врозь, голова между коле­
ней, наклонена.

3. Группировка в приседе: из стойки йоги врозь на ширине од­
ной ступни, ступни параллельно, глубоко присесть (сначала на
носках, а потом и на всей ступне) и одновременно наклонить ту­
ловище к коленям, руками захватить голени и плотнее притянуть
туловище к коленям, голова между коленей, наклонена.

Освоив группировки, можно перейти к изучению перекатов.

Перекатами называются акробатические упражнения, в кото­рых происходит последовательное касание пола отдельными ча­стями тела без переворотов через голову.

Перекат назад из упора присев в положение группировки лежа на спине и перекатом вперед прийти в упор присев.

Чтобы выполнить это упражнение, вначале следует сделать несколько перекатов вперед и назад в положении группировки ле­жа на спине, обратив внимание учащихся на сохранение плотной группировки во время перекатов.


Акробатические упражнения - student2.ru


Рис. 52


Акробатические упражнения - student2.ru

Перед демонстрацией упражнения надо обратить внимание учащихся на то, что во время переката сна­чала последовательно принимается положение груп­пировки в приседе, сидя и лежа, а при обратном дви­жении — группировки лежа, сидя и в приседе до упо­ра присев.

При проведении акробатических упражнений же­лательно, чтобы одни дети выполняли упражнения, а другие наблюдали за ни-ми и подмечали недостатки.

Перекат в сторону из упора стоя на коленях. Обу­чение этому упражнению следует начать с переката в р 53 сторону из упора стоя на коленях в группировке. Став левым боком к мату или ковру, принять исходное по­ложение в упоре стоя на коленях, сильнее согнуть ноги в коленях, туловище и голову наклонить вперед (к ногам), перекатиться на левый бок, на спину, на правый бок и прийти в исходное поло­жение.

После того как дети освоят это упражнение в правую и левую сторону, следует перейти к изучению переката в сторону из упора стоя на коленях с группировкой во время переката на спине, а затем и к перекату из упора стоя на одном колене.

Перекат в сторону из упора стоя на одном колене. Стать на ле­вое колено левым боком к мату, руки на пол (кисти под плечами), правую ногу в сторону на носок. Сгибая левую руку и опираясь предплечьем о пол, перекатиться на левый бок, спину, правый бок до положения стоя на правом колене, левая нога в сторону на носок.

Перекаты необходимо выполнять как в правую, так и в левую сторону.

После освоения перекатов следует перейти к изучению кувыр­ков.

Кувырками называются упражнения, в которых происходит переворачивание через голову вокруг поперечной оси с последо­вательным касанием пола отдельными частями тела.

Кувырок вперед из упора присев в положение сидя (в группи­ровке): принять упор присев, поставив руки несколько вперед; пе­редавая центр тяжести на руки и сгибая их, оттолкнуться ногами и, плотно сгруппировавшись, перевернуться через голову до поло­жения группировки сидя.

Кувырок вперед из упора присев до упора присев выполняется так же, как и кувырок вперед до положения сидя. Однако, чтобы перейти в упор присев, надо быстрее и энергичнее группироваться.

При обучении кувырку часто встречаются следующие ошибки:

1. Недостаточная группировка при переворачивании.

2. Неправильное положение рук в упоре присев (руки при
опоре расположены близко к ногам).

3. Отсутствие толчка ногами,

4. Опора головой о пол.

5. Потеря направления, уход в сторону.

Стойка на лопатках. Это упражнение выполняется из по­ложения лежа на спине. Поднимая ноги и туловище, опереться на затылок и лопатки, локти поставить на пол (ближе друг к другу), руками упереться в поясницу, ноги вертикально вверх (носки оттянуты), таз подать вперед. Это упражнение можно вы­полнять из группировки лежа, а также иэ седа и из упора присев перекатом назад.

Б начале обучения детям следует оказывать помощь, поддер­живая их за ноги.

Танцевальные упражнения

Проведение танцевальных упражнений и простейших танцев развивает у детей легкость, красоту, выразительность движений.

Правильное выполнение танцевальных упражнений способст­вует формированию хорошей осанки. Регулярные занятия танце­вальными упражнениями развивают у детей слух, чувство ритма, вырабатывают умения выполнять движения с изменением тем­па, а музыкальное сопровождение усиливает положительное эмо­циональное воздействие.

Простейшие танцевальные упражнения с детьми можно выпол­нять в кругу, колонне, шеренге, а также в разомкнутой колонне по два, по три, по четыре.

Выполнение упражнений сопровождается подсчетом учителя или всех учащихся, пением учеников, но лучше всего музыкой.

Простейшие танцевальные упражнения и элементы танцев следует разучивать во вводной части урока, а после хорошего ус­воения их можно выполнять в заключительной части.

Элементы танцев и танцы с быстрыми движениями, дающими большую нагрузку на организм (например, танец «Попрыгушка»), проводятся в основной части урока.

В программе для начальных классов школы предусмотрен сле­дующий практический материал:

Ходьба под музыку или песню. Ходьба с остановками в конце музыкальной фразы. К обучению ходьбе под музыку или песню учащихся надо приступать после того, как дети приобретут некоторый навык ходьбы на месте или в колонне с соблюдением дистанции и в заданном темпе. Ученики Г класса еще не умеют ходить в ногу (от них этого и не следует требовать), однако их надо научить ходить ритмично, в определенном темпе. Для этого лучше всего использовать песни и мелодии, которые деги разучи­вали и усвоили на уроках пения. Внимание обращается на сво­бодную, легкую, ритмичную ходьбу в соответствии с музыкой или песней. При проведении упражнений важное значение имеет лич­ный пример учителя и правильный показ.

Перед изучением ходьбы с остановками в конце музыкальной фразы необходимо освоить остановки в конце заранее определен-

.104

ной музыкальной фразы или после определенных слов песни. Ког­да это будет усвоено, можно давать задание на остановки в конце каждой музыкальной фразы. Если упражнения временно прово­дятся без музыкального сопровождения, то надо умело применить изменения в подсчете. Например, если учитель во время обычного подсчета «раз-два-три-четыре» вместо «раз» скажет «и», то уча­щиеся на счет «два-три-четыре-раз-два-три» продолжают ходьбу, а на счет «четыре» останавливаются. Вначале это упражнение во время ходьбы дается редко, с интервалами, а потом чаще н без интервалов.

Ходьба под музыку или песню учащихся, ходьба с остановками может проводиться на месте и с продвижением вперед, на носках, с хлопками в ладоши.

Обычный танцевальный шаг на носках или простои шаг. Нога, с которой начинается движение, слегка согнутая з колене, выносится вперед, затем она выпрямляется, носок оттяги­вается с поворотом наружу. На пол (землю) нога ставится с носка и опускается на всю ступню. Вес тела переносится на впе­реди стоящую ногу, другая нога сзади на носке.

Затем этот шаг выполняется на носках, без опускания на всю ступню.

При обучении танцевальным шагам обращается внимание на мягкость, легкость и слитность движений.

Шаг с подскоком. На счет «раз»—небольшой шаг вперед правой ногой. Левую ногу слегка поднять сзади. На счет «и»— легко подскочить вперед на правой ноге. Левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть. На счет «два»—неболь­шой шаг вперед левой ногой. Правую ногу слегка поднять сзади. На счет «и» — легко подскочить вперед на левой ноге. Правую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть и т. д.

На первых уроках ученикам младших классов довольно трудно выполнить этот шаг. Поэтому вначале основное внимание уделяется чередованию движении, а затем уже точности вы­полнения. Далее изучается подскок на носках, с отведением ноги назад.

Шаги с подскоком выполняются вперед и назад. Шаг с подско­ком назад начинается с шага назад.

Приставные шаги вперед, в сторону, назад. При выполнении приставных шагов движение всегда начинается одной ногой, а другой заканчивается.

В приставном шаге вперед с правой ноги на счет «раз»—■дела­ется шаг правой вперед, на счет «два»—левая нога приставляется к правой, затем опять шаг правой и приставляется левая и т. д. В приставных шагах в сторону правая или левая нога отставляет­ся на один шаг в сторону, а левая или правая приставляется. В приставных шагах назад правая или левая нога отставляется назад, а другая нога приставляется.

» На первых уроках приставные шаги выполняются на всей ступ­не, а затем на носках; вначале как простое приставление, а затем как мягкое скользящее движение.

Шаг галопа. Шаг галопа может выполняться влево, впра­во, вперед и назад. При шаге галопа влево, из основной стойки. на счет «раз»—шаг левой ногой влево, на счет «и»—быстрым скользящим движением подтянуть правую ногу к левой. На счет «два-и» движения повторяются и т. д. При этом движении пра­вая нога, подтягиваясь к левой, как бы «подбивает» левую в сто­рону.

Так же выполняется шаг галопа вправо, но левая нога «подби­вает» правую.

Шаг с притопом. Под притопом принято понимать сле­дующие движения: на счет «раз»—легко топнуть правой ногой, на счет «и»—легко топнуть левой ногой, на счет «два»—легко топнуть правой ногой, на счет «и»—пауза. Притоп выполняется как с правой, так и с левой ноги.

Отдельно притоп только разучивается, а выполняется он обыч­но в сочетании с изученными шагами. Например, приставной шаг вперед с притопом: на счет «раз»—шаг вперед правой, на счет «два»—левая йога приставляется к правой, а на следую­щие «раз-и, два-и» выполняется притоп, затем приставной шаг и т. д.

Переменный шаг. На счет «раз» — шаг правой ногой, на счет «и»—небольшой шаг левой, на счет «два»—шаг правой, на счет «и» — пауза. Затем движение выполняется с левой но­ги и т. д.

Переменный шаг может выполняться и назад. В этом случае каждый шаг делается назад.

Все шаги выполняются в разных сочетаниях, с различными положениями и движениями рук.

Танец «Попрыгушка». Этот танец выполняется под музыку польки, живо и весело.

Дети становятся по кругу парами (мальчик с левой стороны), руки скрестно (правая рука девочки в правой руке мальчика, ле­вая — в левой).

На I—III такты танцующие, продвигаясь по кругу, делаюг шесть подскоков. На первую четверть IV такта руки разъединяют­ся, одновременно делается простой шаг вперед, а девочка (или ученик, стоящий справа) поворачивается влево на 180° и стано­вится лицом к партнеру.

На вторую часть IV такта танцующие приставляют левую ногу к правой сзади так, чтобы пятка правой ноги была против внут­ренней середины ступни левой ноги, носки наружу (третья пози­ция), и подают друг другу руки (правая с левой, а левая с пра­вой).

На следующие три (V—VII) такта танцующие простыми шага­ми, начиная с правой ноги, парами кружатся на месте, двигаясь

влево. На VIII такте они разъединяют руки, становятся лицом в ту же сторону и берутся за руки, как в начале танца. В IX—XV тактах повторяются все движения I—VII тактов.

На XVI такт танцующие становятся лицом друг к другу (один ученик стоит спиной, другой — лицом к центру круга) и разъеди­няют руки.

На XVII—XX такты девочка, стоя на месте, держит руки пе­ред собой и хлопает в ладоши (под музыку). В это время маль­чик ставит руки на пояс и, начиная с правой ноги, выполняет шесть подскоков назад к центру круга. В конце XX такта он де­лает простой шаг назад правой ногой и приставляет левую к правой.

На XXI—XXIV такты девочка, поставив руки на пояс, де­лает шесть подскоков вперед (начиная с правой ноги) к мальчику, затем простой шаг вперед правой ногой и приставляет левую ногу к правой. В это время мальчик, стоя на месте, хлопает в ладоши (под музыку).

На XXV—XXVIII такты танцующие берутся за руки и под­скоками (девочка назад, а мальчик вперед) отходят от центра круга.

На XXIX—XXXI такты танцующие простыми шагами, начиная с правой ноги, парами кружатся на месте, продвигаясь влево (как в V—VII тактах).

На XXXII такте танцующие разъединяют руки, становятся рядом и принимают исходное положение как перед началом тан­ца. После этого танец повторяется.

Танец «Попрыгушка» разучивается в следующей последова­тельности: вначале повторяются шаги, встречающиеся в танце н ранее разученные, затем осваиваются соединения шагов, далее изучается первая фигура (I—XVI такты), затем вторая фигура (XVII—XXXII такты).

Сначала танец можно разучить под счет учителя, а затем под музыку.

Наши рекомендации