Акробатические упражнения
Акробатические упражнения входят в программу всех классов. Эти упражнения способствуют развитию силы, ловкости, быстроты, гибкости, смелости, решительности, приучают ориентироваться в пространстве, улучшают функции вестибулярного аппарата.
Разностороннее влияние акробатических упражнений помогает более быстрому овладению навыками во многих видах спорта, в частности в прыжках в воду, в фигурном катании на коньках, в спортивной гимнастике, в прыжках на лыжах, в легкой атлетике и спортивных играх.
Для занятий акробатическими упражнениями в начальных классах школы необходимо иметь ковровые дорожки и гимнастические маты с покрышками.
Одно из обязательных требований при проведении занятий — это соблюдение санитарно-гигиенических условий. Ковровые дорожки и маты должны быть всегда чистыми, покрышки на матах надо использовать только для занятии акробатикой и регулярно стирать. В теплое время года простейшие акробатические упражнения можно проводить на ровной травяной площадке.
На травяной площадке простейшие акробатические упражнения выполняются одновременно возможно большим количеством учащихся. В зале упражнения выполняются группами в зависимости от наличия ковровых дорожек и гимнастических матов.
Акробатические упражнения разделяются на две группы. К одной группе относятся динамические упражнения, к другой — статические.
Из группы динамических упражнений программой для начальных классов школы предусмотрены: группировки (сидя, лежа на спине, в приседе — рис. 51); перекаты (назад, в сторону); кувырки вперед (рис. 52).
№1
Из группы статических упражнений предусмотрена стойка на лопатках (рис. 53).
Обучение надо начинать с подготовительных упражнений к группировкам:
1. Сильные наклоны туловища вперед, к ногам.
2. Глубокое приседание на всей ступне с захватом
голеней обеими руками.
3. Лежа на спине, сгибание ног к груди.
4. Сидя с прямыми ногами, наклоны туловища
вперед, к ногам.
5. Сидя с прямыми ногами, одновременное сгиба
ние ног к груди и наклон туловища к ногам.
6. То же с захватом голеней руками.
Рис. 51 |
После выполнения подготовительных упражнений можно перейти к группировкам:
1. Группировка сидя: из положения сидя на полу согнуть ноги в коленях, ступни поставить слегка врозь, ■руками захватить снаружи верхние части голеней и плотно подтянуть ноги к груди, колени врозь, голова между коленей, наклонена.
2. Группировка лежа на спине: из положения лежа на спине
согнуть ноги к груди, взяться руками за голени и подтянуть коле
ни к плечам, а плечи к коленям, колени врозь, голова между коле
ней, наклонена.
3. Группировка в приседе: из стойки йоги врозь на ширине од
ной ступни, ступни параллельно, глубоко присесть (сначала на
носках, а потом и на всей ступне) и одновременно наклонить ту
ловище к коленям, руками захватить голени и плотнее притянуть
туловище к коленям, голова между коленей, наклонена.
Освоив группировки, можно перейти к изучению перекатов.
Перекатами называются акробатические упражнения, в которых происходит последовательное касание пола отдельными частями тела без переворотов через голову.
Перекат назад из упора присев в положение группировки лежа на спине и перекатом вперед прийти в упор присев.
Чтобы выполнить это упражнение, вначале следует сделать несколько перекатов вперед и назад в положении группировки лежа на спине, обратив внимание учащихся на сохранение плотной группировки во время перекатов.
Рис. 52
Перед демонстрацией упражнения надо обратить внимание учащихся на то, что во время переката сначала последовательно принимается положение группировки в приседе, сидя и лежа, а при обратном движении — группировки лежа, сидя и в приседе до упора присев.
При проведении акробатических упражнений желательно, чтобы одни дети выполняли упражнения, а другие наблюдали за ни-ми и подмечали недостатки.
Перекат в сторону из упора стоя на коленях. Обучение этому упражнению следует начать с переката в р 53 сторону из упора стоя на коленях в группировке. Став левым боком к мату или ковру, принять исходное положение в упоре стоя на коленях, сильнее согнуть ноги в коленях, туловище и голову наклонить вперед (к ногам), перекатиться на левый бок, на спину, на правый бок и прийти в исходное положение.
После того как дети освоят это упражнение в правую и левую сторону, следует перейти к изучению переката в сторону из упора стоя на коленях с группировкой во время переката на спине, а затем и к перекату из упора стоя на одном колене.
Перекат в сторону из упора стоя на одном колене. Стать на левое колено левым боком к мату, руки на пол (кисти под плечами), правую ногу в сторону на носок. Сгибая левую руку и опираясь предплечьем о пол, перекатиться на левый бок, спину, правый бок до положения стоя на правом колене, левая нога в сторону на носок.
Перекаты необходимо выполнять как в правую, так и в левую сторону.
После освоения перекатов следует перейти к изучению кувырков.
Кувырками называются упражнения, в которых происходит переворачивание через голову вокруг поперечной оси с последовательным касанием пола отдельными частями тела.
Кувырок вперед из упора присев в положение сидя (в группировке): принять упор присев, поставив руки несколько вперед; передавая центр тяжести на руки и сгибая их, оттолкнуться ногами и, плотно сгруппировавшись, перевернуться через голову до положения группировки сидя.
Кувырок вперед из упора присев до упора присев выполняется так же, как и кувырок вперед до положения сидя. Однако, чтобы перейти в упор присев, надо быстрее и энергичнее группироваться.
При обучении кувырку часто встречаются следующие ошибки:
1. Недостаточная группировка при переворачивании.
2. Неправильное положение рук в упоре присев (руки при
опоре расположены близко к ногам).
3. Отсутствие толчка ногами,
4. Опора головой о пол.
№
5. Потеря направления, уход в сторону.
Стойка на лопатках. Это упражнение выполняется из положения лежа на спине. Поднимая ноги и туловище, опереться на затылок и лопатки, локти поставить на пол (ближе друг к другу), руками упереться в поясницу, ноги вертикально вверх (носки оттянуты), таз подать вперед. Это упражнение можно выполнять из группировки лежа, а также иэ седа и из упора присев перекатом назад.
Б начале обучения детям следует оказывать помощь, поддерживая их за ноги.
Танцевальные упражнения
Проведение танцевальных упражнений и простейших танцев развивает у детей легкость, красоту, выразительность движений.
Правильное выполнение танцевальных упражнений способствует формированию хорошей осанки. Регулярные занятия танцевальными упражнениями развивают у детей слух, чувство ритма, вырабатывают умения выполнять движения с изменением темпа, а музыкальное сопровождение усиливает положительное эмоциональное воздействие.
Простейшие танцевальные упражнения с детьми можно выполнять в кругу, колонне, шеренге, а также в разомкнутой колонне по два, по три, по четыре.
Выполнение упражнений сопровождается подсчетом учителя или всех учащихся, пением учеников, но лучше всего музыкой.
Простейшие танцевальные упражнения и элементы танцев следует разучивать во вводной части урока, а после хорошего усвоения их можно выполнять в заключительной части.
Элементы танцев и танцы с быстрыми движениями, дающими большую нагрузку на организм (например, танец «Попрыгушка»), проводятся в основной части урока.
В программе для начальных классов школы предусмотрен следующий практический материал:
Ходьба под музыку или песню. Ходьба с остановками в конце музыкальной фразы. К обучению ходьбе под музыку или песню учащихся надо приступать после того, как дети приобретут некоторый навык ходьбы на месте или в колонне с соблюдением дистанции и в заданном темпе. Ученики Г класса еще не умеют ходить в ногу (от них этого и не следует требовать), однако их надо научить ходить ритмично, в определенном темпе. Для этого лучше всего использовать песни и мелодии, которые деги разучивали и усвоили на уроках пения. Внимание обращается на свободную, легкую, ритмичную ходьбу в соответствии с музыкой или песней. При проведении упражнений важное значение имеет личный пример учителя и правильный показ.
Перед изучением ходьбы с остановками в конце музыкальной фразы необходимо освоить остановки в конце заранее определен-
.104
ной музыкальной фразы или после определенных слов песни. Когда это будет усвоено, можно давать задание на остановки в конце каждой музыкальной фразы. Если упражнения временно проводятся без музыкального сопровождения, то надо умело применить изменения в подсчете. Например, если учитель во время обычного подсчета «раз-два-три-четыре» вместо «раз» скажет «и», то учащиеся на счет «два-три-четыре-раз-два-три» продолжают ходьбу, а на счет «четыре» останавливаются. Вначале это упражнение во время ходьбы дается редко, с интервалами, а потом чаще н без интервалов.
Ходьба под музыку или песню учащихся, ходьба с остановками может проводиться на месте и с продвижением вперед, на носках, с хлопками в ладоши.
Обычный танцевальный шаг на носках или простои шаг. Нога, с которой начинается движение, слегка согнутая з колене, выносится вперед, затем она выпрямляется, носок оттягивается с поворотом наружу. На пол (землю) нога ставится с носка и опускается на всю ступню. Вес тела переносится на впереди стоящую ногу, другая нога сзади на носке.
Затем этот шаг выполняется на носках, без опускания на всю ступню.
При обучении танцевальным шагам обращается внимание на мягкость, легкость и слитность движений.
Шаг с подскоком. На счет «раз»—небольшой шаг вперед правой ногой. Левую ногу слегка поднять сзади. На счет «и»— легко подскочить вперед на правой ноге. Левую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть. На счет «два»—небольшой шаг вперед левой ногой. Правую ногу слегка поднять сзади. На счет «и» — легко подскочить вперед на левой ноге. Правую ногу, согнутую в колене, поднять вперед, носок оттянуть и т. д.
На первых уроках ученикам младших классов довольно трудно выполнить этот шаг. Поэтому вначале основное внимание уделяется чередованию движении, а затем уже точности выполнения. Далее изучается подскок на носках, с отведением ноги назад.
Шаги с подскоком выполняются вперед и назад. Шаг с подскоком назад начинается с шага назад.
Приставные шаги вперед, в сторону, назад. При выполнении приставных шагов движение всегда начинается одной ногой, а другой заканчивается.
В приставном шаге вперед с правой ноги на счет «раз»—■делается шаг правой вперед, на счет «два»—левая нога приставляется к правой, затем опять шаг правой и приставляется левая и т. д. В приставных шагах в сторону правая или левая нога отставляется на один шаг в сторону, а левая или правая приставляется. В приставных шагах назад правая или левая нога отставляется назад, а другая нога приставляется.
» На первых уроках приставные шаги выполняются на всей ступне, а затем на носках; вначале как простое приставление, а затем как мягкое скользящее движение.
Шаг галопа. Шаг галопа может выполняться влево, вправо, вперед и назад. При шаге галопа влево, из основной стойки. на счет «раз»—шаг левой ногой влево, на счет «и»—быстрым скользящим движением подтянуть правую ногу к левой. На счет «два-и» движения повторяются и т. д. При этом движении правая нога, подтягиваясь к левой, как бы «подбивает» левую в сторону.
Так же выполняется шаг галопа вправо, но левая нога «подбивает» правую.
Шаг с притопом. Под притопом принято понимать следующие движения: на счет «раз»—легко топнуть правой ногой, на счет «и»—легко топнуть левой ногой, на счет «два»—легко топнуть правой ногой, на счет «и»—пауза. Притоп выполняется как с правой, так и с левой ноги.
Отдельно притоп только разучивается, а выполняется он обычно в сочетании с изученными шагами. Например, приставной шаг вперед с притопом: на счет «раз»—шаг вперед правой, на счет «два»—левая йога приставляется к правой, а на следующие «раз-и, два-и» выполняется притоп, затем приставной шаг и т. д.
Переменный шаг. На счет «раз» — шаг правой ногой, на счет «и»—небольшой шаг левой, на счет «два»—шаг правой, на счет «и» — пауза. Затем движение выполняется с левой ноги и т. д.
Переменный шаг может выполняться и назад. В этом случае каждый шаг делается назад.
Все шаги выполняются в разных сочетаниях, с различными положениями и движениями рук.
Танец «Попрыгушка». Этот танец выполняется под музыку польки, живо и весело.
Дети становятся по кругу парами (мальчик с левой стороны), руки скрестно (правая рука девочки в правой руке мальчика, левая — в левой).
На I—III такты танцующие, продвигаясь по кругу, делаюг шесть подскоков. На первую четверть IV такта руки разъединяются, одновременно делается простой шаг вперед, а девочка (или ученик, стоящий справа) поворачивается влево на 180° и становится лицом к партнеру.
На вторую часть IV такта танцующие приставляют левую ногу к правой сзади так, чтобы пятка правой ноги была против внутренней середины ступни левой ноги, носки наружу (третья позиция), и подают друг другу руки (правая с левой, а левая с правой).
На следующие три (V—VII) такта танцующие простыми шагами, начиная с правой ноги, парами кружатся на месте, двигаясь
влево. На VIII такте они разъединяют руки, становятся лицом в ту же сторону и берутся за руки, как в начале танца. В IX—XV тактах повторяются все движения I—VII тактов.
На XVI такт танцующие становятся лицом друг к другу (один ученик стоит спиной, другой — лицом к центру круга) и разъединяют руки.
На XVII—XX такты девочка, стоя на месте, держит руки перед собой и хлопает в ладоши (под музыку). В это время мальчик ставит руки на пояс и, начиная с правой ноги, выполняет шесть подскоков назад к центру круга. В конце XX такта он делает простой шаг назад правой ногой и приставляет левую к правой.
На XXI—XXIV такты девочка, поставив руки на пояс, делает шесть подскоков вперед (начиная с правой ноги) к мальчику, затем простой шаг вперед правой ногой и приставляет левую ногу к правой. В это время мальчик, стоя на месте, хлопает в ладоши (под музыку).
На XXV—XXVIII такты танцующие берутся за руки и подскоками (девочка назад, а мальчик вперед) отходят от центра круга.
На XXIX—XXXI такты танцующие простыми шагами, начиная с правой ноги, парами кружатся на месте, продвигаясь влево (как в V—VII тактах).
На XXXII такте танцующие разъединяют руки, становятся рядом и принимают исходное положение как перед началом танца. После этого танец повторяется.
Танец «Попрыгушка» разучивается в следующей последовательности: вначале повторяются шаги, встречающиеся в танце н ранее разученные, затем осваиваются соединения шагов, далее изучается первая фигура (I—XVI такты), затем вторая фигура (XVII—XXXII такты).
Сначала танец можно разучить под счет учителя, а затем под музыку.