Средства физического воспитания
Основными средствами физического воспитания являются: физические упражнения, которые применяются в гимнастике, спорте, игре и туризме; естественные факторы природы (воздух, солнце, вода); гигиенические условия труда п быта.
Для достижения желаемых результатов необходимо, чтобы все средства физического воспитания использовались комплексно, во взаимном сочетании.
Физические упражнения. Под физическими упражнениями понимаются осознанные двигательные действия, специально подобранные и проводимые для решения задач физического воспитания. Воздействие физических упражнений на организм находится в прямой зависимости от целого ряда условий, при которых выполняются упражнения. Такими условиями являются:
сами упражнения, так как они могут быть различными по своему воздействию на организм;
условия, в которых выполняются упражнения, или, иначе говоря, место и время выполнения упражнений;
дозировка упражнений, т. е. продолжительность и количество выполненных упражнений в зависимости от возраста, пола, степени физической подготовленности и состояния здоровья занимающихся;
применяемая методика занятий.
Различные физические упражнения широко применяются в воспитания детей и юношества. Это требует строгого учета влияния физических упражнений на организм, научного подхода к их подбору и применению, а также лучших условий для выполнения физических упражнений, так как только в таких условиях их эффективность будет наибольшей и она будет способствовать решению
основных задач, стоящих перед физической культурой в нашей стране.
Гимнастика. Гимнастика является одним из основных средств физического воспитания и представляет собой совокупность специально подобранных физических упражнений для воздействия на организм человека в целях укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, физических, волевых и моральных качеств, а также для устра нения физических недостатков.
К отличительным особенностям гимнастики относятся: многообразие упражнений, от самых простых, элементарных, до весьма сложных, комбинированных, в том числе отвлеченных, искусственных упражнений без снарядов, со снарядами и на снарядах; разностороннее воздействие на организм, а при желании или необходимости местное (на определенные мышечные группы); возможность относительно точного регулирования физической нагрузка на организм занимающихся. Выполнение гимнастических упражнений отличается точностью, а очень часто красотой и выразительностью. Благодаря возможностям довольно точного регулирования нагрузки на организм, общего и локального воздействия гимнастические упражнения могут иметь корригирующее и лечебное значение.
Указанные особенности свидетельствуют о широких возможностях использования гимнастики для различных контингентов занимающихся.
Являясь средством общего физического развития, гимнастика способствует также повышению уровня спортивных достижений в любом виде спорта. Каждый спортсмен, стремящийся к повышению своих спортивных результатов, должен заниматься гимнастикой.
Гимнастика широко применяется также в профилактических н лечебных целях в домах отдыха, санаториях, лесных школах п больницах.
Гимнастика как одна из норм входит во все ступени комплекса
гто.
В Единой всесоюзной спортивной классификации по гимнастике установлены разрядные нормы и требования.
Гимнастика входит составной, неотъемлемой частью в обязательные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (в детских садах), учащихся общеобразовательных школ, школ н училищ трудовых резервов, студентов специальных средних п высших учебных заведений.
Широкие возможности применения гимнастики и большое разнообразие упражнений привели к образованию следующих относительно самостоятельных ее видов: а) основная гимнастика и ее разновидность — гигиеническая гимнастика; б) спортивная гимнастика; в) акробатика; г) художественная гимнастика; д) вспомогательная гимнастика, в которую входят спортивно-вспомогательная гимнастика, производственная а лечебная.
Основная, гимнастика направлена на укрепление здоровья, на общее развитие и закаливание организма и повышение работоспособности человека.
Средствами основной гимнастики обеспечивается формирование и совершенствование основных двигательных навыков, а также умение целесообразно применять приобретенные навыки в практической деятельности.
В основной гимнастике применяются: строевые, порядковые, общеразвивающие, вольные, прикладные упражнения, упражнения на снарядах, опорные прыжки, простейшие акробатические упражнения, упражнения художественной гимнастики и подвижные игры.
Основная гимнастика занимает значительное место в обязательных программах по физическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, в физическом воспитании учащихся школ, ремесленных и железнодорожных училищ, а также студентов средних специальных и высших учебных заведений. С основной гимнастики начинаются занятия и в гимнастических секциях самодеятельных физкультурных коллективов добровольных спортивных обществ.
Основная гимнастика является как бы первой необходимой ступенью в занятиях физической культурой и спортом, создающей хорошие основы для занятий любым видом спорта.
Гигиеническая гимнастика способствует укреплению здоровья и закаливанию организма, улучшает физическое развитие и повышает работоспособность человека.
Занятия гигиенической гимнастикой имеют организующее а дисциплинирующее значение-Гигиеническая гимнастика должна являться неотъемлемой частью быта всех советских граждан; ее упражнения просты, доступны для людей с самой различной подготовленностью и разного возраста. Основные задачи, которые преследуются при подборе упражнений гигиенической гимнастики,— это улучшение дыхания, кровообращения, обмена веществ, укрепление нервно-мышечного аппарата.
Наиболее распространенной разновидностью гигиенической гимнастики является утренняя гимнастика, получившая название «зарядка». Гигиенической гимнастикой можно заниматься индивидуально и группами. Индивидуальной гимнастикой занимаются обычно дома, чаще всего утром после сна. Б этом случае зарядка состоит из комплекса простых, доступных, общеразвивающнх упражнений. Примером таких комплексов могут служить комплексы упражнений, передаваемых по радио и рассчитанных на широкие массы населения.
Групповые занятия гигиенической гимнастикой проводятся в детских домах, интернатах, общежитиях, пионерских лагерях, на детских площадках, в домах отдыха, санаториях, промышленных предприятиях и т. д.
V
Групповые занятия, имея те же задачи, что и индивидуальные, по своему содержанию представляют как бы сокращенные уроки физической культуры. В них применяется значительно большее количество различных упражнений, включаются элементы строя, преодоление препятствий и упражнения на снарядах.
Спортивная гимнастика является одним из средств физического воспитания. Она обеспечивает физическое развитие занимающихся в сочетании с достижениями высокого спортивного мастерства в выполнении сложных гимнастических упражнений, которое достигается путем постепенного усложнения этих упражнений.
Основой для учебной работы по спортивней гамнастике является Единая классификационная программа, по которой проводятся также и гимнастические соревнования.
По этой программе все упражнения проводятся с соблюдением принципа постепенного нарастания трудностей от упражнений, доступных начинающим гимнастам, до упражнений, посильных для выполнения только спортсменам высших разрядов.
Единая классификационная программа не является стабильной; она составляется на определенные сроки и видоизменяется в соответствии с общим уровнем состояния спортивной гимнастики.
Классификационная программа и программы соревнований по спортивной гимнастике включают следующие виды упражнений: для мужчин — вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, коне с ручками и прыжки; для женщин — вольные упражнения, упражнения на брусьях, на бревне и прыжки.
Учебные занятия по спортивной гимнастике не ограничиваются только упражнениями классификационной программы. Для обеспечения разностороннего физического развития гимнастов широко используются кроссы, плавание, лыжи и легкая атлетика, что в свою очередь способствует подготовке гимнастов к сдаче норм комплекса ГТО.
Содержание и характер работы по спортивной гимнастике, особенно соревнования и Единая классификационная программа, сделали ее одним из популярнейших видов спорта в нашей стране. Это обстоятельство содействовало массовому развитию гимнастики и быстрому росту спортивного мастерства советских гимнастов, уверенно вышедших в число лучших гимнастов мира.
Акробатика имеет те же задачи и направленность, что и спортивная гимнастика, но отличается от нее своеобразием упражнений. Специфическими упражнениями акробатики являются кувырки, перекаты, перевороты, мосты, стойки и пирамиды. Акробатические упражнения выполняются индивидуально, парами и группами, без снарядов и на снарядах (на подкидной доске, батуде, трамплине).
По акробатике также имеется классификационная программа и проводятся соревнования.
Художественная гимнастика является такид! видом гимнастики, в котором наравне с общим физическим воспитанием осущест-
вляется и воспитание эстетическое. Вместе с тем художественная гимнастика, подобно спортивной гимнастике и акробатике, имеет также спортивную направленность. Художественной гимнастикой занимаются только женщины.
В художественной гимнастике применяются как специальные упражнения, так и общеразвивающие, кроме того, в ней находят место и акробатические упражнения.
К специальным упражнениям относятся особые формы ходьбы, бега, прыжков, поворотов, элементы народных танцев, цепи упражнений, танцевальные комбинации и музыкальные игры. В художественной гимнастике широко применяются мячи, обручи, шарфы, флаги, ленты, скакалки и другие предметы.
Отличительной особенностью художественной гимнастики является ее тесная связь с музыкой и танцами, которые влияют на выразительность выполнения упражнений, повышают эмоциональное воздействие на занимающихся и содействуют развитию чувства ритма.
По художественной гимнастике имеется классификационная программа и проводятся соревнования.
Вспомогательная гимнастика имеет несколько разновидностей: спортивно-вспомогательная гимнастика, производственная и лечебная.
Спортивно-вспомогательная гимнастика нашла широкое применение в учебно-тренировочных занятиях. Она направлена на общую физическую подготовку спортсмена и на совершенствование тех физических качеств, которые лежат в основе выполнения спортивных упражнений. Это достигается подбором специальных упражнений для тренировки спортсменов: легкоатлетов, боксеров, гимнастов, футболистов и др.
Разминка перед соревнованиями является примером спортивно-вспомогательной гимнастики.
Производственная гимнастика проводится с целью укрепления здоровья работающих и повышения производительности труда. Наибольшее применение имеют две формы производственной гимнастики: а) гимнастика перед работой {продолжительностью 8—10 минут); б) физкультурные паузы (продолжительность 5—7 минут), которые проводятся в специально организуемые перерывы в течение рабочего дня для борьбы с утомлением и повышения работоспособности. Комплексы для гимнастики перед работой и для физкультурных пауз составляются из простых обще-развивающих и специальных упражнений с учетом контингента работающих и характера производства.
Лечебная гимнастика является основным средством лечебной физической культуры. Ее задача — содействовать восстановлению здоровья и трудоспособности людей. Она широко применяется в практике работы лечебных н лечебно-профилактических учреждений. В лечебной гимнастике применяются упражнения, влияющие как на весь организм человека, так и на отдельные его части. Гим-
настические упражнения в этих случаях строго дозируются лечащим врачом и очень часто сочетаются с физиотерапевтическими средствами.
Опыт работы по лечебной гимнастике показывает, что она может широко применяться для восстановления двигательных функций организма и исправления как функциональных нарушений при заболеваниях внутренних органов, так и дефектов в развитии отдельных частей тела.
В лечебной гимнастике широко применяются корригирующие упражнения как средство исправления различных деформаций позвоночника, грудной клетки, стопы.
Спорт. Спорт является таким средством физического воспитания, в котором задачи укрепления здоровья, развития физических сил и двигательных способностей тесно сочетаются с задачами достижения высоких результатов в отдельных видах физических упражнений (в отдельных видах спорта).
Достижение высоких результатов в спорте возможно лишь при полном проявлении всех физических, моральных и волевых качеств спортсменов в результате систематических занятий и тренировок в течение длительного периода времени. При этом процесс тренировки спортсменов отличается строгой направленностью, а достижение спортивных целей пронизывает всю физическую и специальную подготовку, которая по избранному виду спорта возможна лишь на базе хорошей общей физической подготовки.
Длительный процесс тренировки требует строгого соблюдения правильного режима труда, спортивных занятий, отдыха, выполнения правил личной гигиены. Все это наилучшим образом отражается на укреплении здоровья и физическом развитии.
Многие виды спорта относятся к прикладным средствам физического воспитания, например ходьба, бег, прыжки, метания, лыжный, велосипедный и мотоциклетный спорт, плавание и гребля, бокс, борьба, фехтование, конный, стрелковый и другие виды спорта, связанные с преодолением пространства, препятствий, единоборством, умением владеть мотором и оружием. Все указанные виды спорта имеют непосредственное применение в практической деятельности человека. В нашей стране различными видами спорта занимаются миллионы людей. Большое место спорт занимает и в жизни школьников. Спорт широко отражен в комплексе ГТО: во всех его ступенях имеются различные виды легкой атлетики, лыжный спорт, плавание.
Специфической особенностью спорта по сравнению с другими средствами физического воспитания являются спортивные соревнования. Они служат средством для проверки состояния спортивном работы, выявления лучших технических результатов и распространения передового опыта. В то же время они стимулируют дальнейшее спортивное совершенствование, овладение спортивной техникой и являются одним из эффективных средств для вовлечения широких масс трудящихся в занятия физической культурой.
Принятая в нашей стропе система спортивных соревнований, начиная от соревнований в низовых коллективах физкультуры и кончая всесоюзным первенством, позволяет выявить лучшие достижения коллективов, организаций и отдельных спортсменов. Спортивные соревнования требуют тщательной подготовки спортсменов и тем самым способствуют улучшению всей работы по физическому воспитанию.
Спорт — одно из средств агитации и пропаганды. Спортивные соревнования, показательные выступления мастеров спорта, массовые гимнастические выступления спортсменов способствуют вовлечению в ряды физкультурников новых контингентов советских людей.
Всем своим содержанием советский спорт играет важную роль в развитии культурных связей между странами и народами.
В советской системе физического воспитания спорт является одним из важнейших средств разностороннего физического воспитания советских людей. Спорт занимает большое место во всей работе по физическому воспитанию в нашей стране — в общеобразовательных и профессиональных школах, в вузах и техникумах, в добровольных спортивных обществах и в Советской Армии.
Игры. Игры являются одним из самых распространенных средств физического воспитания и представляют собой сознательную, активную и инициативную деятельность занимающихся, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющими.
Принято различать игры подвижные и спортивные.
К подвижным играм относятся игры, направленные преимущественно на общую физическую подготовку и не требующие специальной подготовки играющих; они построены на свободных, разнообразных и простых движениях, связаны с вовлечением в работу главным образом больших мышечных групп и просты по своему содержанию и правилам.
К спортивным играм относятся игры, имеющие все характерные признаки спорта; они требуют подготовки и спортивного совершенствования играющих.
Спортивные пгры характеризуются наличием борьбы играющих за победу своей команды или за личное первенство. Они отличаются от подвижных игр сложностью правил и техники, а также устойчивостью условий и правил.
Игры имеют особенно важное значение в разностороннем физическом воспитании детей и юношества, так как в них обычно входят основные естественные движения человека (ходьба, бег, прыжки, метания, ловля, сопротивление и др.). Кроме того, в играх эти движения встречаются в самых различных сочетаниях.
Регулярное проведение игр в процессе физического воспитания детей и молодежи способствует формированию у них основных двигательных навыков, развитию быстроты, ловкдсти, силы
и выносливости, улучшает деятельность их организма, увеличивает работоспособность и укрепляет здоровье.
Игры отличаются большой эмоциональностью, поскольку в них всегда имеются широкие возможности для проявления личных качеств, инициативы. Игры доставляют удовольствие, создают хорошее настроение, содействуют укреплению дружбы, взаимопомощи.
Советская педагогика придает большое значение играм как одному из средств коммунистического воспитания. Поэтому они широко применяются в практической работе с детьми и молодежью.
Участвуя в играх, дети усваивают правильные понятия о предметах и явлениях природы и практически закрепляют некоторые знания, получаемые на занятиях по естествознанию, арифметике и географии. Играя, дети познают значение честного и добросовестного выполнения правил игры, что имеет важное значение не только для отдельного игрока, но и для команды или коллектива в целом, Здесь познается необходимость дружных, совместных действий для достижения общих целей. Это в свою очередь способствует воспитанию у детей чувства коллективизма и товарищества
Осложнения, вводимые в различные игры, преодоление встречающихся трудностей и применение в связи с этим наиболее рациональных действий и приемов, а также широкое использование ранее усвоенных двигательных навыков воспитывает у детей стойкость, смелость и умение преодолевать трудности. Требование к соблюдению правил игры и выполнению всех необходимых действий воспитывает дисциплинированность.
Большое значение играм придавала Н. К. Крупская. Она писала: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива»1. Желая подчеркнуть образовательное и воспитательное значение игр, она говорила: «Мы знаем, что дети растут не только на учебе, но что и в процессе игры они учатся, учатся организовываться, учатся узнавать жизнь»2. Н. К. Крупская советовала так поставить дело, чтобы игры помогли коммунистическому воспитанию ребят.
В своих высказываниях Н. К. Крупская учила, что игры могут принести ту пользу, которую мы от них ожидаем, только в том случае, если они будут умело подбираться и проводиться.
«Есть игры, вырабатывающее жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде...»3.
1 Н К. Крупская. Пед. соч., т. 5. М., Изд-во АПН РСФСР, 1959, стр. 94. 'Там же, стр. 281, 8 Там же, стр. 95.
Это указание Н. К. Крупской учит относиться к подбору игр критически, учитывая их идейное содержание, образовательное, воспитательное, оздоровительное значение, дифференцируя игры по возрастным особенностям.
Играм как средству воспитания уделял много внимания А. С. Макаренко. Он считал, что игры для детей необходимы и являются одним из действенных средств подготовки детей и подростков к труду. «Работа,—писал Макаренко,— есть участие человека в общественном производстве или в руководстве этим производством, в создании материальных, культурных, иначе говоря, социальных ценностей. Игра не преследует таких целей, к общественным целям она не имеет прямого отношения, но имеет к ним отношение косвенное: она приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы»1. Игры являются важнейшим средством воспитания у детей и подростков сознательной дисциплины, чувства ответственности и долга, лучших, передовых черт характера будущего работника и гражданина, поэтому нужно всячески поощрять стремление детей к играм. А. С. Макаренко предъявлял большие требования как к подбору игр, так и к методике их проведения. Одним из обязательных таких требований является наличие в играх творческой, активной деятельности детей. Если дети будут играть в такие игры, где они пассивны, они вырастут пассивными людьми, не умеющими преодолевать трудности.
Основываясь на своем большом опыте воспитательной работы, А. С. Макаренко создал свою классификацию игр. Он считал, что в развитии детских игр следует различать три стадии. Первая стадия длится до 6 лет. Игры здесь носят главным образом индивидуальный характер, они еще не объединяют детей в их действиях. Игры эти должны быть направлены на развитие физических сил и умственных способностей детей.
Вторая стадия длится до 11—12 лет, охватывает детей младшего школьного возраста. Здесь игры начинают приобретать коллективный характер; они еще несложны по взаимоотношениям участников, по правилам действий, но отдельный ученик в них уже является членом игрового детского коллектива. В играх второй стадии происходит постепенный переход к третьей стадии. К этому времени дети уже относительно прочно объединены в коллективе и не только в игровом, айв учебном, в трудовом. В играх третьей стадии взаимоотношения между участниками усложняются, правила уточняются, становятся необходимыми технические навыки для участия в игре, знание обязанностей отдельных участников. В очень серьезной мере интересы коллектива становятся главными, решающими, следовательно, и главными усилиями становятся усилия всего коллектива. Игры постепенно становятся спортивными.
1 А. С. Макаренко. Соч., изд. 2, т. IV, М., Изд-во АПН РСФСР, 1957, стр. 375,
3 Заказ Л'е $005 33
А. С. Макаренко, условно распределив игры на три стадии, говорил, что со стороны родителей, воспитателей, педагогов должны быть систематическое наблюдение, неослабный контроль, руководство играми детей. На первой стадии надо добиваться, чтобы дети доводили свою игровую деятельность до конца, не разбрасывались, не переходили к другой игре, не решив задачи, поставленной в первой игре. На второй стадии при проведении подвижных игр надо помнить, что дети принимают участие в коллективных играх, что им надо прививать правильное отношение к своим сотоварищам по игре, к людям, им надо дать пример общественного поведения. Руководители должны видеть в игре не отдельно взятого ребенка, а всю группу детей. На третьей стадии на одно из первых мест в играх выходит организованность, дисциплинированность каждого играющего в отдельности и всего коллектива. Игры должны получить такое направление, в результате которого дети приучались бы ставить интересы коллектива выше своего, игры должны воспитывать уважение к своиа* товарищам по игре, в том числе и к своим противникам. Играм должны предшествовать регулярные занятия, тренировки, что воспитывает уверенность в своих силах, вызывает большое удовольствие от процесса игры, который будет тем интереснее, чем подготовка будет более систематической, рациональной.
Высоко оценивал значение игр и великий писатель А. М. Горький, подчеркивая их образовательное значение. «Игра,— говорил Горький, — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять»1.
Большое значение придавал А. М. Горький условиям проведения игр. Он считал, что надо заботиться о распространении игр на воздухе, которые способствовали бы развитию и укреплению физического здоровья ребят.
В советской системе физического воспитания игры занимают особо важ юе место. Игры применяются в детском саду, ремесленных училищах, высших учебных заведениях, самодеятельных физкультурных коллективах.
Значительное место игры занимают в школе. В начальных школах подвижные игры являются одним из основных средств физического воспитания детей. Они проводятся на уроках физической культуры, переменах, а также на занятиях групп и секций физкультурных коллективов. Среди учащихся старших классов проводятся главным образом спортивные игры. Эти игры входят в школьные учебные программы по физическому воспитанию, а также в планы учебно-тренировочной работы секций школьных коллективов физической культуры. По спортивным играм в каждой школе проводятся соревнования. Это придает играм особый интерес и повышает стремление учащихся к овладению техникой и тактикой спортивных игр. Наконец, игры в старших классах
1 А. М. Горький. Собр. соч., т. 30. М., Гослитиздат, 1955, стр. 321. 34
являются одним из средств общей физической и спортивной полготовки школьников.
Туризм. Под туризмом понимаются организованные кратковременные или длительные путешествия, совершаемые для ознакомления с родным краем, историческими и культурными памятниками, новостройками и природными богатствами нашей Родины, а также для расширения общего кругозора участников походов.
Во время путешествий туристы знакомятся с живой природой и ее разнообразными явлениями; посещают новые социалистические стройки; знакомятся с жизнью и бытом передовых людей промышленного и сельскохозяйственного производства, с Героями Советского Союза и Героями Социалистического Труда, со старожилами и очевидцами исторических событий.
Туристские группы школьников собирают различные коллекции и гербарии. Это способствует закреплению у них знаний, полученных на уроках, а собранные ими материалы становятся достоянием школы и обогащают школьные кабинеты и музеи. Нередко группы юных туристов получают определенные задания от краеведческих музеев, связанные с изучением природы края, его естественных богатств, памятников старины и фольклора. Туризм является также одним из средств разностороннего физического развития, закаливания организма и воспитания выносливости, настойчивости и привычки к походной жизни.
Туризм связан с умением хорошо ходить, бегать и плавать, грести, лазать, переносить грузы, преодолевать различные естественные и искусственные препятствия, а зимой ходить на лыжах. Путешествия способствуют выработке у туристов прочных двигательных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке. Все это развивает у туристов такие качества, как быстрота, сила, выносливость, ловкость.
Кроме того, путешествия связаны с пребыванием на свежем воздухе и с максимальным использованием естественных факторов природы (воды, воздуха и солнечных лучей), они укрепляют здоровье и закаливают организм туристов.
Велико значение туризма в воспитании и развитии приклад-пых умений и навыков в приготовлении пищи, разведении костра, установке палатки, ориентировании на местности, пользовании картой, компасом и др.
Большое значение имеет туризм для формирования и развития высоких моральных и волевых качеств, для организованности и дисциплинированности людей. Совместные путешествия, коллективные действия в условиях походной жизни, преодоление трудностей сплачивают туристов, развивают чувство товарищеской взаимопомощи.
В систему физического воспитания наряду с гимнастикой, спортом и играми входят туристские путешествия с активными средствами передвижения: пешком, на лыжах, велосипеде, на лодках, плотах и др.
3* 9$
Наиболее простыми формами туризма являются прогулки а лес, на реку и т. п. Они не требуют значительных затрат сил и средств, не требуют специального снаряжения и особой тренировки, просты по своей организации и отличаются доступностью для широких масс детей и взрослых.
Прогулки, сооершаемые с заранее намеченными познавательными целями з природу, колхоз, совхоз, на пасеку, в оранжерею, музей и т. д., называются экскурсиями. Эта форма туризма может применяться в течение всего года и проводиться со школьниками и пионерами самых различных возрастов. Прогулки и экскурсии продолжаются от 2 до 8 часов и являются как бы первой ступенью туризма.
Более сложной формой туризма являются туристские походы по родному краю. Самые простые из них — походы выходного дня, совершаемые в свободный от работы или учения день, с ночлегом или без него.
Более сложными могут быть многодневные походы, требующие длительной и хорошей подготовки туристов и необходимого снаряжения. Такие походы совершаются во время отпуска или каникул.
Большое распространение в СССР получили туристские базы и лагеря. Это оздоровительные учреждения, предназначенные для обслуживания трудящейся и учащейся молодежи, участвующей в туристских походах. Они создаются в живописной местности » располагают всем необходимым для полноценного активного отдыха в сочетании с путешествиями.
Туристские базы и лагеря могут быть круглогодичными или сезонными (летними или зимними).
Работой по туризму в СССР руководит Центральный Совет по туризму ВЦСПС. Он координирует и направляет работу всех общественных, профсоюзных, комсомольских и спортивных организации, проводящих туристскую работу.
Центрами туристской работы среди школьников и пионеров являются детские туристско-экскурсионные станции, ведущие организационную, пропагандистскую и консультационную работу по туризму.
Практическая работа по туризму среди школьников и пионеров проводится б школах, секциях и клубах туристов.
Большую организационную работу проводят Дворцы и Дома пионеров.
Для поощрения массового развития туризма в СССР введен значок «Турист СССР».
Для поощрения школьников н пионеров, проявляющих активное участие в туристской работе, учрежден значок «Юный турист». Право получить этот значок имеют пионеры V—VII классов, которые принимали участие п нескольких пеших походах и:
а) умеют ориентироваться на местности по карте и без карты, с компасом и без компаса, по солнцу, часам и местным предметам;
знают правила передвижения по закрытой пересеченной местности, дорожные и топографические знаки и читают следы;
б) умеют одеваться, обуваться и подготовить снаряжение для
похода в зависимости от условий сезона, длительности похода и
способа передвижения; умеют преодолевать естественные препят
ствия (рвы, ручьи, речки, овраги);
в) умеют выбирать место для привала и оборудовать его про
стейшим укрытием для ночлега, разжечь костер и приготовить
пищу;
г) знают правила поведения в походе и умеют оказать первую
медицинскую помощь.
Значок «Юный турист» присуждается пионеру советом пионерской дружины.
Выдается значок в торжественной обстановке (на сборе дружины, отряда, школьном вечере, линейке).
Естественные факторы природы. Среди средств физического воспитания важное место занимают естественные факторы природы— солнечные лучи, воздух и вода, которые при правильном использовании укрепляют здоровье и закаляют организм. Эгп средства используются в физическом воспитании как сопутствующие при занятиях физическими упражнениями, но они могут применяться и самостоятельно. Наиболее широко и организованно они используются в детских яслях и садах, в школах и учебных заведениях, на промышленных предприятиях, в парках, на стадионах и водных станциях, в пионерских и туристских лагерях.
Солнечные лучи, вода и воздух оказывают очень сильное воздействие на организм человека, и поэтому использование их проводится по строго определенным правилам, разработанным в соответствии с научными данными (см. приложение 1).
Гигиенические условия. Соблюдение необходимых гигиенических условий играет важную роль в физическом воспитании. Сюда относится твердый режим дня, под которым понимается строго установленный распорядок повседневной жизни, рациональное распределение времени труда и отдыха, сна и питания. Соблюдаемый в течение длительного времени режим дня способствует укреплению здоровья человека, создает бодрое, жизнерадостное настроение, повышает работоспособность.
Точное соблюдение режима дня воспитывает у человека такие ценные качества, как дисциплинированность, аккуратность и организованность.
В режим дня школьника должны входить: утренняя гимнастика с последующей водной процедурой; рациональное чередование времени для учебы в школе с домашними работами, занятиями спортом, прогулками и играми на свежем воздухе; чтение книг, занятия любимым делом и умеренное посещение зрелищных мероприятий. В режиме дня предусматривается также строгий порядок и время для приема пищи, отдыха и подготовки ко сну.
Таким образом, режим дня как бы объединяет различные средства физического воспитания и регулирует правильное использование их.
Для занятий физическими упражнениями необходимо обеспечить и ряд других гигиенических условий. Помещения, в которых проводятся уроки или секционные занятия, физкультурные выступления и спортивные соревнования, должны содержаться з чистоте. В них следует поддерживать соответствующую температуру и беспрерывное поступление свежего воздуха.
Применяемые на занятиях физическими упражнениями различные снаряды, инвентарь и оборудование по своему размеру, весу и устройству должны строго соответствовать возрасту и полу занимающихся.
Специальный костюм для занятий физическими упражнениями улучшает условия для выполнения упражнений и способствует, лучшему воздействию их на организм занимающихся.
К гигиеническим условиям относится и личная гигиена физкультурника. Личная гигиена — это комплекс всех мероприятий, обеспечивающих сохранение здоровья человека.
Основными требованиями личной гигиены являются чистота тела и уход за ним; чистота белья, одежды, обуви, жилища и рабочего места; аккуратное содержание предметов обстановки и личного обихода. К требованиям личной гигиены школьников относится также аккуратное обращение с книгами, тетрадями, личными и школьными вещами, правильное поведение дома, в школе, на улице и в общественных местах.