Физическое воспитание в ссср
Методика
Физического
Воспитания
Допущено Министерством просвещения СССР
в качестве учебного пособия для учащихся
школьных педагогических училищ
Издание четвертое, исправленное и дополненное
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ* « МОСКВА # 1972
371.014
КЗО
Качашкии В. М.
КЗО Методика физического воспитания. Учеб. пособие для учащихся школьных пед. училищ. Изд. 4-е, испр. н доп. М., «Просвещение», 1972.
320 с. с ил л.
Б пособии даются краткие сведения о курсе теории Я методики физического воспитания, я -удугии. п.чг.-цятрииантггч следующие вопросы: физическое °7УТШ"'°"~*'''''>"'"^'Рд| ц-ттпптп проведения учебной и внеучебиой работы
начальной школе, их планирование в учет.
\
'А—и |
Н
ВВЕДЕНИЕ
В Программе КПСС, принятой XXII съездом КПСС, определены основные задачи коммунистического строительства в СССР. Наряду с задачами создания материально-технической базы коммунизма, развития коммунистических общественных отношений поставлены задачи воспитания всесторонне развитого человека коммунистического общества.
«В период перехода к коммунизму возрастают возможности воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»1,— говорится в Программе КПСС.
В воспитании всесторонне развитого человека важное значение имеет физическое воспитание, являющееся неотъемлемой частью коммунистического воспитания.
Физическое воспитание детей должно осуществляться совместными усилиями семьи, школы и советской общественности, при этом ведущая роль принадлежит школе. Именно в школе закладываются основы физического воспитания детей.
Уроки физической культуры в начальных классах школы проводятся учителями соответствующих классов. Поэтому учителя должны иметь достаточно знаний, умений и навыков в области физического воспитания детей и методики проведения занятий.
С этой целью в учебный план школьных педагогических училищ включен предмет «Теория и методика физического воспитания».
Теория и методика физического воспитания является частью педагогической науки, рассматривающей совокупность методов систематического, последовательного и наиболее целесообразного проведения работы по физическому воспитанию в школе.
В соответствии с этим учащиеся педагогических училищ изучают следующие вопросы;
а) физическое воспитание в СССР;
б) физическое воспитание учащихся начальных классов школы;
в) учебная программа по физической культуре;
г) физкультурные мероприятия в режиме учебного дня;
д) урок физической культуры в школе; /
е) внеклассная и внешкольная работа;
1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Политиздат, 1971, стр. 120—121.
ж} планирование и учет работы;
з) устройство мест, оборудование и. ш^вентарь для занятии Физическими упражнениями.
Учитель должен владеть практическим материалом программы по физической культуре. С этой целью в раздел методики физического воспитания включены практические занятия, в процессе которых подробно изучаются, анализируются и выполняются упражнения и игры, предусмотренные для учебной и внеклассной
работы с детьми.
Значительное место в работе педагогических училищ занимает педагогическая практика будущих учителей. После необходимой теоретической и практической подготовки учащиеся педагогических училищ сначала наблюдают и анализируют уроки физической культуры, проводимые учителями школ, а потом сами практикуются в проведении учебных и внеклассных занятий.
Курс теории и методики физического воспитания в педагогических училищах преподается в тесной связи с предметом «Физическое воспитание», а также с такими предметами, как педагогика, психология, анатомия, физиология, школьная гигиена.
Настоящее пособие предназначено для учащихся школьных педагогических училищ, готовящихся стать учителями начальных классов и обучать учащихся по всем предметам учебного плана школы, в том числе и по физической культуре.
ГЛАВА I __________________________
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В СССР
В результате победы Великой Октябрьской социалистической революции было основано Советское государство.
Советский народ, став подлинным хозяином своей Отчизны, построил социалистическое общество и приступил к осуществлению постепенного перехода от социализма к коммунизму.
Советские люди достигли огромных успехов во всех областях экономики и культуры, в том числе и в области развития физической культуры.
Советская физическая культура как составная часть социалистической культуры является одним из важных средств коммунистического воспитания трудящихся, улучшения их здоровья, всестороннего физического развития и подготовки к труду и защите социалистической Родины.
Советская физическая культура представляет собой совокупность достижений советского социалистического общества в области физического воспитания народов СССР, спортивных достижений, специальных научных знаний и материально-технических средств, необходимых для выполнения задач физического воспитания советских люден.
Об этих задачах просто и ясно сказал М. И. Калинин: «Мы хотим всесторонне развить человека, чтобы он умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, чтобы у него все органы были в порядке,— словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к труду и обороне, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества»'.
Задачи физического воспитания были определены учением основоположников марксизма-ленинизма и конкретизированы решениями Коммунистической партии и Советского правительства.
Основоположники марксизма-ленинизма о физическом воспитании. Маркс и Энгельс придавали большое значение воспитанию подрастающего поколения.
«...Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и, следовательно, человечества, всецело зависит от вос-
1 М. И. Калинин. О коммунистическом воспитании. М., «Молодая гвардия», 1958, стр. 135.
питания подрастающего рабочего поколения»1,— писал Маркс, рассматривая воспитание молодежи как составную и неотъемлемую часть борьбы рабочего класса за свержение капитализма и установление коммунизма.
Маркс и Энгельс показали, что условия материальной жизни трудящихся в капиталистическом обществе обусловливают одностороннее воспитание трудящихся.
Одновременно они создали учение о коммунистическом воспитании трудящихся, которое может быть осуществлено только в условиях нового общественного строя, после уничтожения эксплуатации человека человеком.
«Под воспитанием мы понимаем три вещи:
Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств»2,— писал Маркс в инструкции делегатам Временного Центрального Совета Женевского конгресса I Интернационала в 1866 г.
Маркс и Энгельс придавали очень большое значение физическому воспитанию как средству всестороннего развития человека. Маркс указывал, что в обществе будущего «для всех детей свыше известного возраста производительный груд будет соединяться с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых люден»3.
В. И. Ленин, развивая учение Маркса и Энгельса, в своих трудах и выступлениях подчеркивал, что физическое воспитание в условиях социалистического строя должно быть средстпом улучшения здоровья населения, средством повышения производительности труда и подготовки трудящихся к обороне Родины.
Выступая на Ш съезде комсомола в октябре 1920 г., В. И. Ленин говорил: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и учения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали»1.
В. И. Ленин указывал на то, что именно молодежи предстоит закончить, завершить дело строительства коммунизма, ей еше предстоят бои за коммунизм и она эти бои должна встретить крепкой, здоровой, со стальными нервами и железными мускулами.
«Молодежи,— говорил В. И. Ленин,— особенно нужны жизнерадостность и бодрость. Здоровый спорт — гимнастика, плавание,
1 К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 16, стр. 198.
2 Там же.
8 К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 23, стр. 495.
4 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 41, стр. 309.
экскурсии, физические упражнения всякого рода,— разносторонность духовных интересов, учение, разбор, исследование...»1.
В. И. Ленин всегда уделял внимание физической культуре и в своей личной жизни. Он придавал большое значение занятиям физическими упражнениями в чередовании с умственной деятельностью. В одном из писем к своей сестре М. И. Ульяновой он писал: «А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно»2.
Мероприятия Коммунистической партии и Советского правительства по развитию физической культуры и спорта в СССР. Коммунистическая партия и Советское правительство всегда уделяли и уделяют большое внимание развитию физической культуры и спорта.
Уже в первые годы существования Советского государства была развернута физкультурная работа на фабриках, заводах и в клубах, вводилось физическое воспитание в школах. В годы гражданской войны успешно проводилась работа по физической подготовке защитников молодой Советской республики.
В 1919—1920 гг. создаются учебные заведения по физкультуре. В эти же годы организуются спортивные клубы, проводятся спортивные соревнования как на местах, так и в республиканском масштабе.
В 1923 г. создаются советы физкультуры как межведомственные органы, объединяющие физкультурную работу различных ведомств, профсоюзов и комсомольских организаций.
13 июля 1925 г, ЦК РКП (б) принял постановление о задачах в области физической культуры.
Этим постановлением были определены основные средства физической культуры: физические упражнения, естественные силы природы, общественная и личная гигиена, правильный режим труда и отдыха.
Большое значение это постановление имело в организационном отношении: в нем указывалось, что физкультурные организации должны работать в тесной связи и под руководством общественных и государственных организаций.
В постановлении отмечался вопрос о проведении на научной основе спортивных соревнований, являющихся одним из способов вовлечения в занятия физической культурой новых масс трудящихся и выявления спортивных достижений как индивидуальных, так п физкультурных коллективов и организаций.
Здесь же было указано, что спортивно-гимнастические связп Советского Союза с зарубежными спортивными организациями способствуют укреплению международной солидарности.
1 К. Цеткин. Воспоминания о Ленине. М., Госполитяздат, 1955, стр. 49—50.
3 В И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 55, стр. 209.
Все основные положения, выдвинутые в этом постановлении, и до настоящего времени не потеряли своего значения.
16 октября 1929 г. ЦК ВКП(б) принял новое постановление о физической культуре, в котором были вскрыты крупные недостатки в работе {недостаточный охват трудящихся физической культурой, ведомственный разнобой, рекордсменский уклон) и указаны конкретные пути дальнейшего подъема физкультурного движения.
3 апреля 1930 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление об учреждении Всесоюзного совета физической культуры. ЦИК СССР обязал Всесоюзный совет физической культуры и соответствующие государственные органы принять конкретные меры к охвату физической культурой широких масс трудящихся, улучшить материальную базу для физкультурной работы, организовать физическое воспитание всей учащейся молодежи, наладить врачебный контроль, вести научную работу, больше и лучше заниматься подготовкой инструкторов и преподавателей физического воспитания.
Подчеркивая государственный характер физкультурного движения в стране, Коммунистическая партия и Советское правительство в 1939 г. установили Всесоюзный День физкультурника, который стал праздником молодости, силы и красоты.
27 декабря 1948 г. ЦК ВКП(б) в своем постановлении «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии н правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов» обязал все партийные, советские, комсомольские и профсоюзные организации обеспечить широкое развитие физической культуры и спорта среди населения города и деревни.
В постановлении было указано, что главными задачами в области физкультурной работы являются развертывание массового физкультурного движения в стране, повышение уровня спортивного мастерства советских спортсменов и на этой основе завоевание советскими спортсменами в ближайшие годы мирового первенства по важнейшим видам спорта.
ЦК ВКП(б) обязал министерства просвещения и комитеты по делам физкультуры и спорта союзных республик улучшить постановку физического воспитания школьников: повысить качество уроков по физическому воспитанию, широко развернуть внеклассную физкультурную работу в кружках, секциях, юношеских спортивных школах.
В принятой XXII съездом КПСС (1961 г.) Программе партии определены перспективы массового развития физической культуры и спорта.
«Партия считает одной из важнейших задач,— говорится в Программе КПСС.— обеспечить воспитание, начиная с самого раннего детского возраста, физически крепкого молодого поколения
с гармоническим развитием физических и духовных сил. Это требует всемерного поощрения всех видов массового спорта и физической культуры, в том числе в школах, вовлечения в физкультурное движение все более широких слоев населения, особенно молодежи»1.
Программа предусматривает, что физкультура и спорт прочно войдут в повседневный быт людей. В целях физического воспитания во всех школах и внешкольных учреждениях будут оборудованы гимнастические залы, спортивные городки, расширится сеть городских и сельских детских стадионов, спортивных школ, туристских лагерей, лыжных баз, водных станций, бассейнов и иных спортивных сооружений. Получат развитие спортивные общества. Физической культуре и спорту придается важное значение как средству укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни человека.
XXIII съезд КПСС подчеркнул, что в условиях, когда наша страна широким фронтом ведет коммунистическое строительство, все большее значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее развитие народного образования и культуры
«Школы призваны прививать детям принципы коммунистической морали, улучшать эстетическое и физическое воспитание подрастающего поколения»2, — говорится в резолюции XXIII съезда КПСС по отчетному докладу ЦК, КПСС.
Физическая культура в школе всем своим содержанием способствует воспитанию жизнерадостного, здорового поколения советских людей.
В директивах XXIII съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг. было сказано: «Шире внедрять в быт населения массовые виды физической культуры и спорта, обратив особое внимание на их развитие в общеобразовательных школах, в высших и средних специальных учебных заведениях»3.
В августе 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры н спорта»4.
В этом постановлении отмечается, что в развитии физкультурного движения имеются определенные положительные результаты, но достигнутый уровень не отвечает возросшим требованиям, физическая культура и спорт не носят массового характера, в школах и учебных заведениях не уделяется необходимого внимания мзс-совон физкультурной работе, повышению спортивного мастерства учащихся. ЦК КПСС и Совет Министров СССР обязали ЦК ком-
1 «Программа Коммунистической партии Советского Союза». М., Политиз
дат, 1971, стр. 96—97.
2 «Материалы XXIII съезда КПСС», М., Политиздат, 1966, стр. 194.
3 Там же, стр. 263.
4 «Правда» от 25 августа 1966 г.
партий и Советы Министров союзных республик, партийные комитеты и исполкомы Советов депутатов трудящихся, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ, Центральный совет Союза спортивных обществ и организаций СССР улучшить руководство физкультурным движением, определить конкретные меры по дальнейшему развитию физкультуры и спорта, с тем чтобы физическая культура стала более активным средством воздействия общества на формирование морального и духовного облика советского человека, способствовала его всестороннему гармоническому развитию и высокопроизводительному труду, сохранению на долгие годы крепкого здоровья и творческой активности, подготовке к защите Родины.
Партийным, советским, профсоюзным, комсомольским и физкультурным организациям предложено внедрять физическую культуру и спорт на каждом предприятии, на селе, по месту жительства, расширять строительство спортивных сооружений, развивать массовый спорт, воспитывать спортивные резервы.
В постановлении большое внимание уделено состоянию и мерам го улучшению физического воспитания в школе, предусмотрено увеличение ассигнований на спортивно-массовую работу и приобретение инвентаря в школах, создание при школах плоскостных спортивных баз, обеспечивающих выполнение программ по физическому воспитанию,
В постановлении обращено внимание на то, что дальнейшее развитие физической культуры и спорта возможно лишь при широкой самодеятельности масс физкультурников, инициативе профсоюзных и комсомольских организаций, значительном улучшении работы спортивных организаций.
10 ноября 1966 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». В этом постановлении внимание партийных, советских, комсомольских и профсоюзных организаций обращается на то, что в условиях бурного научно-технического и социального прогресса как никогда возрастает роль школы, которая должна обеспечивать всестороннее развитие подрастающих поколений, достойных строителей коммунистического общества.
В постановлении указывается, что школа призвана осуществлять физическое развитие школьников, укреплять их здоровье. Партийные и советские органы обязаны повысить требовательность к отделам народного образования, директорам школ, физкультурным, комсомольским организациям и организациям ДОСААФ за состояние и качество физического воспитания и оборонно-спортивной работы.
Кроме того, в постановлении предусмотрено, что для углубления знаний и развития разносторонних интересов и способностей учащихся надо проводить в школах начиная с VII класса факультативные занятия по учебным предметам по выбору учащихся. В соответствии с этим Министерство просвещения СССР ре-
комендовало министерствам просвещения союзных республик ввести с 1967/68 учебного года факультативные занятия по целому ряду предметов, в том числе и по физической культуре. Эти занятия служат для углубления и расширения знаний, получаемых учащимися в процессе уроков физической культуры, а также в целях разностороннего развития их физических способностей. Занятия направлены также на формирование у учащихся умений и навыков, которыми должны владеть активисты физической культуры и спорта, помощники учителя физической культуры к учебной и внеклассной работе, пропагандисты идей физического воспитания в семье, повседневном быту. Определенное значение факультативные занятия по теории и практике физической культуры имеют для профессиональной ориентации учащихся.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» сыграло значительную роль в улучшении учебной, физкультурно-массовой и спортивной работы в школах.
Широкие перспективы дальнейшего развития физической культуры и спорта в стране открываются в связи с решениями XXIV съезда КПСС. В Директивах по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971 —1975 гг. сказано: «Главная задача пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повышения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда»1. Этим определено оснозное направление в развитии физической культуры в кашей стране. Она должна быть подчинена воспитанию всесторонне развитых людей с большим запасом духовных и физических сил.
Физическая культура является одним из важных средсто укрепления здоровья человека. В Директивах съезда даны указания об осуществлении мер по дальнейшему улучшению здравоохранения, развитию физической культуры и спорта.
Для дальнейшего развития физической культуры и спорта, для привлечения к систематическим занятиям как можно большего количества людей необходимы определенные условия, в том числе и материальная база. Поэтому в Директивах говорится: «Улучшить условия для занятий широких масс трудящихся физической культурой и спортом, развернув строительство новых и повысив использование действующих спортивных сооружений. Осуществить мероприятия по широкому развитию туризма, укрепить его материальную базу»2. Все это обязывает все организации, проводящие работу по физической культуре и спорту, вести широкую работу по разъяснению значения физической культуры и спорта
1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат, 19/1, стр. 239—240. 3 X аы же, стр. 277.
для улучшения здоровья, повышения производительности труда, для организации здорового отдыха.
В Директивах съезда сказано и о дальнейшем развитии физической культуры и спорта среди школьников: «Существенно улучшить внешкольную работу с детьми, расширить сеть Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детско-юношеских спортивных школ, а также других детских учреждений, связанных с воспитанием подрастающего поколения. Укрепить их материальную базу»1.
Благодаря постоянному вниманию Коммунистической партии и Советского правительства физкультурное движение в нашей стране имеет значительные достижения.
Физкультурой и спортом занимаются многомиллионные массы рабочих, колхозников, интеллигенции, студентов, учащихся,
В стране построены тысячи стадионов, спортивных площадок, гимнастических залов, водных бассейнов и других спортивных сооружений.
Все большее количество советских людей занимается туризмом.
В стране в широких масштабах проводятся массовые спортивные соревнования, в том числе соревнования учащихся.
Больших успехов достигли советские спортсмены: им принадлежат многие европейские и мировые рекорды.
Специальные высшие и средние учебные заведения, а также факультеты физического воспитания педагогических институтов готовят кадры специалистов по физической культуре и спорту. В научно-исследовательских институтах ведется научная разработка вопросов, связанных с применением различных средств физического воспитания.
Физическая культура н спорт в СССР становятся одним из важных факторов улучшения здоровья трудящихся, повышения производительности труда, увеличения продолжительности жизни.
Роль комсомола и профсоюзов в развитии физкультурного движения. Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, являясь верным помощником и резервом Коммунистической партии Советского Союза, всегда уделял большое внимание работе по воспитанию советской молодежи физически крепкой, здоровой, бодрой и жизнерадостной, готовой к труду и самоотверженной защите социалистической Родины. Еще III Всероссийский съезд комсомола в 1920 г. в своих решениях отметил, что физическое воспитание является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи в целях создания гармонически развитого человека, творца коммунистического общества и что физическое воспитание преследует непосредственно практические цели подготовки молодежи к трудовой деятельности и к вооруженной защите социалистического Отечества.
1 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., Политиздат, 1971, стр. 277. 12
В резолюции XVI съезда ВЛКСМ записано: «ВЛКСМ должен быть ведущей силой в развитии физкультуры и спорта. Внедрять в повседневную жизнь юношей и девушек физическую культуру, добиваться, чтобы она служила укреплению здоровья, подготовке молодежи к труду и обороне. Ширить спортивное движение на селе. Особое внимание уделять детскому и юношескому спорту. Развивать молодежный туризм, усиливать его воспитательное значение, полнее удовлетворять интерес юношей и девушек к изучению своей Родины»1. В решениях съезда говорится также, что комитеты комсомола совместно с профсоюзными и физкультурными организациями, ДОСААФ должны лучше использовать спортивные базы и сооружения, способствовать созданию спортивно-оздоровительных лагерей, спортивно-технических клубов, участвовать в строительстве и оборудовании спортивных комплексов и площадок, помогать в подготовке инструкторов-общественников по различным видам спорта.
В постановлении IV пленума ЦК ВЛКСМ (1971) «Об итогах XXIV съезда КПСС и задачах комсомола по выполнению его решений» говорится: «Внедрять в повседневную жизнь юношей и девушек физическую культуру и спорт, добиваясь их подлинной массовости и на этой основе роста мастерства. Регулярно проводить экзамен комсомольцев и молодежи по физической и военно-технической подготовке, в основу которого положить Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне СССР»2.
Идя по пути, указанному КПСС, выполняя решения съездов ВЛКСМ, комсомольские организации совместно с физкультурными организациями ведут большую работу по созданию физкультурных коллективов, проведению массовых физкультурных и спортивных мероприятий, строительству спортивных площадок.
Большую работу проводит комсомол по физическому воспитанию пионеров и школьников. При его активной помощи в пионерских звеньях, отрядах и дружинах, в пионерских лагерях, на летних площадках, в Домах и Дворцах пионеров проводятся игры, занятия гимнастикой, организуются спортивные соревнования, туристские походы.
Комсомол совместно с физкультурными организациями ежегодно проводит всесоюзные соревнования среди пионеров и школьников по пионерскому легкоатлетическому четырехборью «Дружба». Команда-победительница этих соревнований участвует в международных соревнованиях юных спортсменов социалистических стран. Кроме того, ежегодно проводятся лыжные соревнования на приз газеты «Пионерская правда», соревнования по футболу («Кожаный мяч»), по хоккею («Золотая шгйба»), по шахматам («Белая ладья»), по шашкам («Чудо-шашки»),
1 «Документы XVI съезда ВЛКСМ». М., «Молодая гвардия», 1970, стр. 82.
2 «Комсомольская правда» от 28 апреля 1971 г.
Массовые спортивные соревнования среди пионеров и школьников проводятся в союзных и автономных республиках, в краях, областях, городах и районах. Один раз в двэ года проводится всесоюзная спартакиада школьников.
Значительную роль в массовой физкультурной работе в нашей стране играют профсоюзы. Являясь многомиллионной организацией трудящихся, профсоюзы через добровольные спортивные общества проводят широкую физкультурную работу.
Добровольные спортивные общества (ДСО) профсоюзов располагают значительными материальными возможностями, имеют много стадионов, спортивных площадок, парков, лыжных баз, водных станций, туристских и альпинистских баз.
Наряду с повседневной работой в многочисленных спортивных секциях коллективов физкультуры ДСО профсоюзов проводят много спортивных мероприятий: кроссов, спартакиад и других соревнований.
Большую физкультурно-оздоровительную работу проводят профсоюзы среди детей, особенно по организации пионерских лагерей и летних площадок.