Поднимание и переноска груза
Поднимание и переноска груза практически необходимы на уроках физической культуры, а также в быту. Задача учителя — научить детей наиболее рациональным способам поднимания и переноски грузов.
На уроках учащиеся организованно переносят и расставляют гимнастические маты, бревна, щиты для метания в цель, стойки для прыжков, мостики и другой инвентарь. Коллективные усилия по переноске снарядов имеют большое воспитательное значение. Чтобы хорошо организовать этот процесс, учителю надо объяснять и демонстрировать (с учениками) способы переноски.
Гимнастическую скамейку можно переносить в шеренге, держа скамейку перед собой, в колонне, держа скамейку сбоку с одной стороны или с двух сторон, располагая учащихся в шах-»
матном порядке. Возможны и другие варианты способов переноски.
Как продолжение упражнений с набивными мячами, в старших классах проводится переноска одновременно 2—3 мячей общим весом от 3 до 6 кг на расстояние 10—14 я. Переноска мячей может практиковаться в играх.
Ходьба
Ходьба является естественным и прикладным упражнением.
Во время ходьбы в работе участвуют большие мышечные группы, благодаря чему усиливается деятельность дыхательной и кровеносной систем.
Ходьба в строю организует и дисциплинирует учащихся.
Одной из задач школы является обучение детей правильной. экономной и красивой ходьбе.
Обучение ходьбе проводится как при прохождении элементов строя и гимнастических перестроений, так и в специальное время, выделяемое для ознакомления с различными видами ходьбы.
На смену довольно часто встречающимся у детей топаиию, шарканью, ходьбе в развалку, на слишком выпрямленных или согнутых ногах, с опущенной головой и плечами, с выставленным вперед животом должна прийти легкая, непринужденная, ритмичная ходьба с хорошей координацией движений рук, ног, туловища и правильным положением головы.
Чтобы дети приобрели правильные навыки в ходьбе, их надо учить с I класса передвигаться в строю свободно, без напряжения, в определенном темпе и ритме, начиная движение с левой ноги. Позднее это позволит ученикам уверенно ходить в ногу.
В I классе следует практиковать ходьбу имитационного характера: «Как ходят гуси?», «Как ходит медведь?», «Как ходит кошка?», «Как кошка крадется?» и т. д.
При обучении ходьбе рекомендуется ходьба на носках, пригнувшись, крадучись, широкими шагами, с высоким подниманием бедра, приставными шагамп, скрестно, с носками, развернутыми наружу и повернутыми внутрь. Эти задания выполняются о разном темпе.
Правильная ходьба характеризуется следующим: положение тела должно быть свободным, естественным, без какого-либо напряжения; голова и туловище держатся прямо; плечи развернуты и отведены назад; движения ног и рук свободные, перекрестные (с движением вперед правой ноги выносится вперед левая рука).
Обучая ходьбе, учитель обращает большое внимание на правильное положение туловища, постановку ног и движение рук. Ходьба с различными исходными положениями рук является, с одной стороны, средством усложнения ходьбы, а с другой — изолирующим движение рук и, таким образом, содействующим со-
средоточению внимания детей на постановке ног, правильном положении туловища.
Большое значение при обучении передвижению в строю имеет ритмическая ходьба. Надо стремиться к тому, чтобы дети умели ходить в определенном темпе и с изменениями темпа. Для этого рекомендуется вести индивидуальный подсчет (учителем) или коллективный или сочетать тот и другой, а также применять хлопки в ладоши, постукивание палкой о пол, метроном, музыкальное сопровождение и пение.
Последовательность обучения:
1. Имитационная ходьба.
2. Ходьба пригнувшись, ходьба на носках, крадучись.
3. Ходьба на носках — ноги прямые.
4. Ходьба на наружных сторонах стопы.
5. Ходьба с различными положениями рук (на пояс, к плечам,
па голову, за голову, за спину, вперед, в стороны, вверх).
6. То же, что и 5, но ходьба на носках.
7. То же, что и 5, но с движениями рук.
8. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках.
9. Чередование обычной ходьбы с ходьбой на носках, изменяя
положение рук: четыре шага — руки на поясе, четыре шага на
носках — руки за голову и т. д.
10. Ходьба широким, свободным шагом в определенном тем
пе, с правильной осанкой.
П. Ритмическая ходьба с подсчетом учителя.
12. Ритмическая ходьба с хлопками в ладоши. Напри
мер, на каждый третий счет дети делают хлопок в ладо
ши или на каждый третий и четвертый счет дети два раза хлопают
в ладоши.
13. Ритмическая ходьба с коллективным подсчетом. Напри
мер, учитель ведет подсчет и говорит «раз-два», дети продолжают
«три-четыре».
14. Ходьба в различном темпе, с замедлениями и ускорениями
(под счет, хлопки).
15. Ходьба на носках в «коридорчике» шириной 20 см, обозна
ченном линиями, перешагивая через предметы (мячи, кубики, пал
ки, скакалки).
16. Ходьба с подниманием бедра.
17. Ходьба в «коридорчике» с высоким подниманием бедра.
18. Ходьба на носках с высоким подниманием бедра.
19. Ходьба на носках в «коридорчике» с высоким подниманием
бедра.
20. Ходьба в различном темпе в «коридорчике».
21. Ходьба длинными шагами.
22. Ходьба с изменением длины шагов в соответствии с темпом
(чем реже темп, тем длиннее шаг).
23. Ходьба с изменением частоты шагов.
24. Ходьба с изменением длины и частоты шагов.
т
25. Ходьба с носка (гимнастическим шагом).
26. Ходьба с сохранением темпа и увеличением длины шагов.
Нагрузку во время ходьбы можно увеличить за счет дополнительных движений руками, увеличивая время беспрерывного движения, а также чередуя ходьбу с бегом и дополнительными заданиями, применяемыми учителем в соответствии с программой для каждого класса школы.
Бег
В физическом воспитании учащихся бег занимает одно из ведущих мест, являясь естественным и прикладным движением.
Бег применяется как самостоятельный вид упражнений и как элемент в прыжках с разбега, в метаниях и играх.
Бег способствует развитию мышц, оказывает большое влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ. Газообмен при беге в среднем темпе увеличивается в во-семь-девять раз по сравнению со спокойным состоянием. При занятиях бегом развиваются быстрота, выносливость, координация движений, воспитываются настойчивость, выдержка.
В процессе обучения бегу учитель должен обеспечить выполнение двух задач: научить детей правильно бегать и использовать бег как средство гигиенического воздействия на организм.
На уроках дети должны научиться бегать мягко, в чередовании с ходьбой, друг за другом и навстречу друг другу, с хорошей осанкой, на носках, меняя темп, в одном направлении и с изменением направления, с преодолением простейших препятствий, с различной длиной шагов, прямолинейно, с высокого старта и ритмично дышать.
При обучении бегу детей следует ознакомить с общепринятыми в легкой атлетике определениями—«толчковая нога», «маховая нога». Это нужно для того, чтобы во время занятий можно было давать необходимые указания, пользуясь соответствующими терминами.
Толчковой называется нога, которая соприкасается с землей, маховой — та, которая уже оттолкнулась от земли.
Основы правильной техники бега следующие: тело бегуна слегка наклонено вперед (вертикальное положение или излишний наклон туловища неблагоприятны); голова и туловище держатся на одной линии, плечи не поднимаются; толчковая нога ставится на внешнюю сторону носковой части стопы и в момент отталкивания полностью выпрямляется; маховая нога сгибается в коленном суставе, бедро движется вперед-вверх и достигает наибольшей высоты в момент толчка другой ноги; согнутые в локтях (до 90°) руки двигаются в том же темпе, что и ноги, скрестно (правая рука и левая нога); кисти не напряжены, пальцы полусогнуты.
С учащимися I класса бег чаще всего применяется в играх, где дети непринужденно, свободно бегают в пределах своих умений и возможностей. Вместе с тем начиная с I класса необходимо чере-
довать ходьбу и бег, приучая детей к выполнению движений" в разном темпе.
Учащиеся I класса, как правило, вначале не справляются с дыханием по заданию. Дыхание у них произвольное. Поэтому надо внимательно следить за тем, чтобы при беге дети дышали через нос и не задерживали1 дыхания.
Ученики старших классов должны дышать так, чтобы на каждые два-три шага (а позже и на три-четыре) приходился вдох и на такое же количество шагов выдох.
На уроках следует обращать внимание на ритмичный бег. Ритмичность бега лучше всего достигается тогда, когда учитель становится впереди колонны и ведет бег в нужном темпе и ритме, предупредив учащихся о том, что они должны бежать друг за другом, не обгоняя и не отставая.
Значительное время отводится бегу учащихся группами (вначале по два — четыре человека, потом по восемь — пятнадцать' человек).
В первое время дети бегают, держась за руки, на расстояние 15—20 м в одном направлении. Затем проводятся перебежки группами навстречу друг другу, с переноской и перекладыванием предметов (мячи, кубики, мешочки с желудями и др.).
Чтобы быстрее научить детей свободному, мягкому бегу, следу* ет много внимания уделять бегу на носках. Вначале бег проводится в одном направлении, а потом в разных.
Со II класса можно проводить бег наперегонки в группах и парах, не выделяя победителей.
В старших классах учащихся знакомят с техникой бега и с высоким стартом. Основное внимание уделяется прямолинейному направлению бега, правильному движению ног и рук. Заботясь о прямолинейности бега, учитель во II классе проводит упражнения в ходьбе и беге по «коридорчику» шириной 30 см, обозначенному линиями или лентами.
В старших классах эти упражнения проводятся в более быстром темпе, одновременно с обучением правильным движениям ног и рук.
Во время бега надо обращать внимание на поднимание бедра вперед-вверх, на постановку ноги с носка, параллельное положение стоп. Специально подводящими упражнениями будут: ходьба и бег на месте у высокой опоры, с подниманием бедра маховой ноги и выпрямлением опорной, бег прыжковыми шагами (по неразмеченному и размеченному отрезку).
Ритм движения рук должен соответствовать ритму движения ног. В качестве подводящих следует давать упражнения для рук в положении стоя на месте, вначале в медленном, а потом и в быстром темпе.
С учащимися III класса проводится бег с ускорением. Для этого дорожка делится на три-четыре отрезка по 10—15 м. Первый отрезок ученики {группами по три-четыре человека) пробега-НС
ют в относительно медленном темпе, второй — быстрее, третий — еще быстрее, после чего переходят на быструю, а потом на медленную ходьбу.
По мере усвоения детьми основных элементов правильного бега н приобретения в этом умений н некоторых навыков необходимо проводить бег в чередовании с ходьбой и с преодолением препятствий (набивные мячи, скакалки, положенные на полу, земле, веревочки, натянутые на стойках, «ров» шириной до 80 см, барьерчик высотой 30—40 см и др.). Вначале препятствия должны быть однородными (например, мячи), а затем они могут быть и в виде полосы различных препятствий. Длина таких полос не должна превышать расстояний, предусмотренных программой для чередования ходьбы и бега (СО—150 м).
Высокий старт разучивается в такой последовательности. Вначале учитель демонстрирует старт и объясняет его значение, далее показывает по элементам и рассказывает, какое положение принимать по каждой команде, затем предлагает двум-трем учащимся показать старт всем детям и наконец приступает к разучиванию старта со всеми учениками.
По команде «На старт!» учащиеся становятся перед стартовой линией; одна нога у самой линии, другая на полшага сзади, стопы параллельны, вес тела равномерно распределен на обеих ногах, руки опущены. По команде «Внимание!» туловище слегка наклоняется вперед, руки согнуты в локтевых суставах, одна рука (противоположная впереди стоящей ноге) впереди, другая сзади, ноги немного согнуты в коленях, вес тела на впереди стоящей ноге. По команде «Марш!» ученики начинают бег. Оттолкнувшись впереди стоящей ногой, резко вынести вперед-вверх бедро сзади стоящей ноги с одновременным быстрым движением рук. Бежать на носках, стопы ставить параллельно. Шаги увеличиваются с нарастанием скорости.
Учащихся следует ознакомить со стартом с опорой на одну руку. При этом старте носок левой (правой) ноги находится в 20—25 см от стартовой линии, носок правой (левой)—в 20—25 см сзади левой (правой). По команде«Внимание!» правая (левая) рука опирается о землю у стартовой линии, левая (правая) рука отводится назад, ноги немного согнуты. По команде «Марш!» ученики начинают бег (рис. 54).
Последовательность обучения:
1. Свободный, непринужденный бег во вре
мя игр.
2. Перебежки небольшими группами (по
пять-шесть человек) по прямой на расстояние
до 15 м.
3. Перебежки группами по восемь—десять
человек по «коридорчикам» шириной 80—40 см
(«коридорчики» обозначены линиями или ве-
Рис. 54 ревками).
а 12
4. Бег по «кочкам» или размеченным участкам дорожки (шири
на разметки 60—80 см).
5. Бег в чередовании с ходьбой до 50 ж; например: 15-и — ходь
ба, 20 м — бег, 15 м — ходьба с постепенным замедлением.
6. Бег широким шагом.
7. Бег на носках.
8. Бег в «коридорчике» шириной 40—30 см.
9. Бег на носках в «коридорчике».
10. Бег по размеченному линиями участку, Расстояние между
линиями 70—100 см.
11. Бег через линии в «коридорчике».
12. Бег с различными положениями рук (на пояс, к плечам, в
стороны, согнуты в локтях).
13. Бег с изменением направления, обегая расставленные пред
меты.
14. Бег в чередовании с ходьбой до 100 м.
15. Бег с высоким подниманием бедра.
16. Бег с высоким подниманием бедра в «коридорчике».
17. Бег в «коридорчике», размеченном линиями (расстояние
между линиями 80—ПО си),
18. Бег с прыжками через условные рвы, расположенные после
каждых четырех-пяти шагов.
19. Бег с прыжками через набивные мячи, положенные после
каждых трех-четырех шагов.
20. Бег с ускорением; например: 10 м бежать медленно, затем
15 м быстрее и следующие 15 м в полную силу, после чего перейти
на быструю ходьбу с постепенным замедлением.
21. Бег на скорость до 40 м.
22. Бег в чередовании с ходьбой до 150 м.
23. Бег с преодолением препятствий «шагом»: набивных мячей;
веревочки, натянутой на стойках; «рва» шириной 70—80 см.
24. Высокий старт.
25. Бег с высокого старта.
26. Бег на скорость до 50 м.
27. Бег на местности «под гору», «на гору»..
28. Бег в чередовании с ходьбой до 200 м.
29. Бег в чередовании с ходьбой на местности до 200 м.
Прыжки
Прыжки, являясь естественным движением, имеют большое прикладное значение. Они укрепляют и развивают мышцы ног, брюшного пресса, спины и рук, воспитывают смелость и решительность содействуют развитию быстроты, ловкости.
Программой для начальных классов школы предусмотрены следующие прыжки: на месте (поскоки), с длинной и короткой скакалкой, с высоты, в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с разбега.
8 Заказ № 6005 ?\3
Прыжки могут проводиться в помещении и на площадке.
Во избежание травм надо соблюдать следующие правила:
прыгать только в спортивной обуви;
приземляться на гимнастические маты (в зале) или в яму для прыжков на площадке;
располагать гимнастические маты или прыжковые ямы не ближе чем в 3—4 м от стены, забора или кустарника;
веревочку или планку располагать со стороны, противоположной разбегу;
не разрешать прыгать в длину или высоту неорганизованно, беспрерывным потоком.
Учитывая особенности детского возраста и сильное воздействие прыжков на организм, необходимо ограничивать количество прыжков в длину или в высоту с разбега до восьми — двенадцати на одном уроке.
В работе с учащимися младших классов главные усилия направляются на развитие ловкости, умения мягко приземляться. Мягкому, эластичному приземлению после прыжков необходимо уделять особое внимание. Чем меньшую подготовку имеет школьник, тем глубже он должен приседать после прыжка, смягчая толчки и сотрясения, а затем немедленно выпрямлять ноги. В начале обучения правильным приземлениям следует разрешать приземляться до упора присев, переходя затем к приседанию и полуприседанию.
В качестве подготовительных упражнений при обучении мягкому приземлению могут быть использованы следующие упражнения: подпрыгивания на месте, опираясь на бревно или рейку гимнастической стенки, с мягким приземлением на полусогнутые ноги; прыжки на месте в приседе и полуприседе попарно, лицом друг к другу, держась за руки и др.
Дети младшего зозраста любят прыгать, скакать. Эту потребность необходимо удовлетворять в играх с элементами прыжков: «Зайцы в огороде», «Попрыгунчики-воробушки», «Прыжки по кочкам», «Волк во рву» и др. При проведении этих игр детям следует напоминать о мягких прыжках и о мягком приземлении. Полезно применять имитирующие прыжки: «Как прыгает птичка?», «Как прыгает мяч?, «Кто тише прыгнет?» и др. Вместе с тем в I классе прыжки проводятся и как отдельный вид упражнений.
В старших классах начальной школы усилия учителя направляются на овладение учащимися техникой прыжков, предусмотренных программой.
Прыжки на месте, прыжки с длинной и короткой скакалками
Эффективным средством подготовки к прыжкам являются прыжки на месте, прыжки с длинной и короткой скакалками. Эти виды прыжков применяются вд всех классах начальной школы.
Последовательность обучения:
1. Прыжки на месте на двух ногах без какого-либо определен
ного положения рук. Вначале даются прыжки низкие, потом более
высокие, а затем чередуются низкие с высокими.
2. Прыжки на месте на двух ногах с определенным исходным
положением рук.
3. Прыжки на одной ноге, потом на другой.
4. Прыжки на одной ноге, чередуя их через определенное ко
личество прыжков (три-четыре) с прыжками на другой ноге.
5. Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед и
назад.
6. Прыжки на одной ноге с небольшим продвижением вперед
и назад.
7. Прыжки на двух ногах с поворотами направо и налево.
8. Прыжки на одной ноге с поворотами направо и налево.
9. Прыжки через длинную висящую скакалку.
10. Прыжки через длинную качающуюся скакалку.
11. Прыжки на месте на двух ногах через длинную качающую
ся скакалку с промежуточным прыжком.
12. Прыжки на двух ногах через длинную вращающуюся:
скакалку с вбеганием навстречу вращению скакалки и выбега
нием.
13. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку с вбега
нием и выбеганием на определенный счет.
14. Прыжки на двух ногах через длинную вращающуюся ска
калку из положения стоя впереди скакалки, перед скакалкой.
15. Прыжки через короткую скакалку.
16. Прыжки через короткую скакалку на двух ногах с проме
жуточным прыжком.
17. Прыжки через короткую скакалку на месте на одной ноге.
18. Прыжки через короткую скакалку с одной ноги на другую.
19. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед.
20. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку вдвоем
без вбегания и выбегания, с вбеганием и выбеганием.
21. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку с поворо
тами на 90° с вбеганием и выбеганием.
22. Прыжки через короткую скакалку без промежуточного
прыжка на двух ногах, на одной ноге, с одной ноги на другую.
23. Прыжки через короткую скакалку при вращении скакалки
назад.
24. Прыжки через длинную вращающуюся скакалку на одной
ноге, с поворотами направо и налево.
25. Прыжки через короткую скакалку с продвижением вперед
на одной ноге, с одной ноги на другую.
26. Прыжки через короткую скакалку с двойным вращением
на один прыжок.
Все перечисленные прыжки без скакалки и со скакалкой можно усложнять, изменяя исходные положения, вводя движения ру-
8* 115
нами, ногами, увеличивая количество повторении и изменяя чередования.
Для определения длины короткой скакалки дети становятся обеими ногами, расставленными врозь на ширину плеч, на ее среднюю часть (концы скакалки в руках), руки согнуты (в локтях! под прямым углом, локти прижаты к телу.
Обучение прыжкам с короткой скакалкой следует начинать с вращения скакалки вперед. После того как дети освоят этот способ, переходят к прыжкам с вращением скакалки назад. При обучении надо обращать внимание на то, чтобы вращение скакалки достигалось движением в лучезапястных и локтевых суставах (но не в плечевых).
Многие дети затрудняются вбегать под длинную скакалку. Чтобы научить вбеганию, вначале надо освоить пробегание под скакалкой. Для этого учитель показывает и объясняет: «Когда скакалка, двигаясь сверху, пройдет мимо головы, то нужно бежать вслед за скакалкой, а когда она будет подниматься вверх — выбежать из-под нее».
Для пробегания каждого ученика под длинной кружащейся скакалкой надо давать сигнал или подсчет до трех, до двух. Пробегать под скакалкой можно по одному, по два, по три, держась за руки, с определенным положением рук. Если учащийся затрудняется пробегать, то учитель (или ученик, хорошо освоивший это упражнение) берется с учеником за руку и под счет «три» пробегает. Как правило, этот прием дает положительный результат.
Все прыжки с длинной вращающейся скакалкой следует проводить: с места, когда учащийся встает рядом с висящей скакалкой, а потом начинается вращение; с вбеганием под вращающуюся скакалку, при этом следует учить детей, чтобы они умели вбегать п прямо, и справа, и слева; с вбеганием, прыжками под вращающейся скакалкой и выбеганием из-под нее по два, по той. по четыре человека, произвольно, держась за руки, прямо, боком (правым, левым).
Вбегание под скакалку, прыжки над ней и выбегание по два хорошо проводить и в том случае, когда один ученик хорошо выполняет все эти элементы, а другой еще не имеет необходимой уверенности.
Как средство усложнения упражнений в прыжках через короткую скакалку следует применять прыжки вдвоем под одной скакалкой: с места, когда оба ученика сначала стоят у висящей скакалки, а потом начинается вращение и прыжки; с вбеганием. когда один вращает скакалку, а другой в определенный момент вбегает н прыжки продолжаются уже вдвоем; прыжки вдвоем, стоя друг к другу лицом; прыжки вдвоем, стоя друг за другом; прыжки вдвоем, когда один конец скакалки держит один ученик, а другой— у другого и они вращают скакалку.
Прыжки с высоты
Для прыжков с высоты характерны толчок, полет и приземление. Обращают внимание на правильный полет, мягкое приземление и сохранение равновесия после приземления.
Подготовительными упражнениями к прыжкам с высоты являются прыжки на месте, вперед, в сторону, назад (например, из основной стойки подняться на носки, руки вперед-вверх; с движением рук вперед-вниз-назад — небольшой присед; с движением рук вперед — прыжок вперед в положение приседа, руки вперед).
Когда дети освоят эти подготовительные упражнения, можно проводить прыжки с гимнастических скамеек.
Прыжки с высоты можно усложнять дополнительными заданиями: поворотами в полете, хлопками в ладоши и др. По мере овладения техникой прыжков постепенно увеличивается высота (до пределов, предусмотренных программой).
Последовательность обучения:
1. Прыжки на месте с мягким приземлением.
2. Прыжки вперед с мягким приземлением, с предваритель
ным движением рук назад.
3. Прыжки вправо, влево с мягким приземлением.
4. Прыжки с высоты до 40 см.
5. Прыжки на месте с мягким приземлением: подняться на
носки, руки вперед-вверх; опуститься на ступни, руки вперед-
вниз-назад и слегка наклониться вперед; с движением рук впе
ред-вверх и с выпрямлением туловища прыжок на месте.
6. То же, что и 5, но прыжок вперед.
7. То же. что и 6, но с хлопком в ладоши.
8. Прыжки с высоты до 60 см.
9. Прыжки с высоты до 60 см вправо, влево, назад с мягким
приземлением.
10. Те же прыжки с хлопком в ладоши.
П. Прыжки с высоты с задержкой в приседе после приземления.
12. Прыжки с высоты до 80 см с правильным приземлением,
Прыжки в высоту
Прыжки в высоту входят в программу всех классов школы.
Вначале детей надо научить прыжку с прямого разбега способом «согнув ноги», затем познакомить их с техникой прыжка способом «перешагивание».
Прыжок в высоту с разбега способом «согнув ноги».
Разбегаться надо с ускорением. Во время толчка маховая нога, согнутая в колене, резко выносится вперед-вверх, а толчковая выпрямляется. В полете надо сгруппироваться: толчковая нога сгибается и подтягивается к маховой, руки вперед-вверх. Приземляться мягко, на обе ноги, руки вперед (рис. 55).
Рис. 55
В начале обучения необходимо обращать внимание на преодоление небольшой высоты с двух-трех шагов разбега, отталкиваясь одной (любой) ногой и приземляясь на обе ноги.
Обычно дети затрудняются в выборе места толчка. Поэтому место отталкивания обозначается линией на полу (на земле). При прыжках в высоту с разбега можно использовать мостик с резиновым покрытием.
В качестве подготовительных упражнений к толчку вверх хорошо применять прыжки с доставанием подвешенных предметов. Таких предметов (например, малых набивных мячей) должно быть подвешено несколько и на разной высоте, имея в виду детей разного роста и с разной прыгучестью. Для правильного направления взлета и точного приземления место приземления обозначается (на полу линиями, на матах лентами).
По возможности следует иметь две пары стоек с планками, установленными на разной высоте (большая высота для умеющих хорошо прыгать и физически лучше развитых, меньшая — для тех, кто не овладел прыжками).
Для правильного физического развития необходимо, чтобы дети прыгали, отталкиваясь поочередно правой и левой ногой.
Последовательность обучения:
1. Произвольные прыжки через небольшую высоту (20 еж) с
грех-четырех шагов разбега.
2. Прыжки с двух-трех шагов разбега через небольшую высо
ту с определенным местом отталкивания и мягким приземлением.
3. Прыжки через планку, веревочку (высота—40 см).
4. Прыжки с четырех-пяти шагов разбега, сгибая ноги в по
лете.
5. Прыжки, доставая рукой подвешенные предметы (мячи, кар
тонные фигурки).
6. Прыжки с хдолками в ладоши над головой во время полета.
Ив
7. Прыжки через планку, веревочку (высота —50 см).
8. Прыжки с семи шагов разбега с определенным местом от
талкивания.
9. Прыжки с двух-трех шагов разбега, доставая головой под
вешенный предмет.
10. Прыжки с поворотом направо, налево после преодоления
высоты.
П. Прыжки через планку, веревочку (высота — 60 см).
12. Прыжки с дальнейшими усложнениями (хлопками в поле
те, доставанием предметов, поворотами направо, налево).
13. Прыжки, толкаясь определенной (по заданию учителя) но
гой (высота — 60 см).
14. Прыжки через планку, веревочку (высота — 70 см).
15. Прыжки на результат.
В старших классах детей можно ознакомить с прыжком в высоту с прямого разбега махом прямой ноги. Последовательность обучения:
1. Прыжки махом прямой ноги без разбега и без планки;
прыжки с разбега, но без планки.
2. Прыжки махом прямой ноги с высоты.
3. Прыжки через планку (веревочку).
Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание* относятся к легкоатлетическим.
Рис. 56 |
Техника прыжка. Разбег под углом 30—45° к планке, длина разбега семь—девять шагов (в начале обучения три-четыре шага). Толчок выполняется на расстоянии полутора-двух ступеней от линии планки дальней от планки ногой (при разбеге справа толчок левой ногой). Через планку переносится вначале маховая нога (ближайшая к планке), за ней толчковая. Приземление происходит на маховую ногу, боком к планке. Туловище во время перехода через планку наклоняется вперед, к толчковой ноге. Руки в момент толчка энергично движутся вверх, облегчая взлет (рис. 56).
При обучении основное внимание обращается на разбег, сочетание движений (толчок, взмах руками и движение маховой ногой), положение тела при переходе через планку и правильное приземление.
Для обучения разбегу пользуются разметкой—линиями, обозначающими начало и направление разбега и место толчка.
Необходимо следить за тем, чтобы во время толчка ступня ставилась косо в направлении разбега.
В начале обучения, когда дети осваивают технику прыжка в целом, не следует во время взлета наклонять туловище вперед. Зто движение выполняется после освоения других элементов прыжка и на оптимальных высотах.
При обучении рекомендуются следующие подводящие упражнения: доставание ногами предметов, находящихся на высоте головы (рейка гимнастической стенки, подвешенный мяч, поднятая рука и пр.), прыжки на месте и в высоту с двух-трех шагов без планки, взмахи ногой с одновременным взмахом руками вперед-внерх и др.
В первое время необходимо, чтобы дети делали переход через планку как простое перешагивание. Это упражнение выполняется вначале с места, а затем с двух-трех шагов. После этого выполняется прыжок через очень небольшую высоту (40—50 см) с места, с трех-четырех шагов, а потом и с двух-трех шагов разбега. Овладев толчком и переходом через планку с минимального разбега, следует переходить к прыжкам с пяти—семи—девяти шагов разбега.
Важно приучать детей к тому, чтобы они знали длину своего разбега (так как у каждого разная длина шага). Их следует учить измерять длину своего разбега ступнями, чтобы в результате разбега попадать на намеченное место отталкивания.
При освоении техники перехода через планку обращается внимание на выпрямление маховой ноги над планкой, на согласованность в движениях маховой и толчковой ноги (маховая вниз, толчковая вверх), а также на наклон туловища вперед и поворот плеч в сторону толчковой йоги. При этом важно, чтобы таз поднимался вверх и «уводился» от планки.
Прыжок необходимо разучивать, когда планка установлена на небольшой высоте. Это позволит детям сосредоточить внимание на правильном выполнении прыжка. Чтобы стимулировать стремление детей к лучшему овладению техникой прыжка, следует практиковать его с определением результата. Измерение результатов следует поручать детям.
Прыжки в длину с разбега
Прыжки в длину с разбега входят в программу всех классов начальной школы. Они, как правило, проводятся на спортивной площадке. Задача обучения состоит в том, чтобыпостепенно под-
вести детей к легкоатлетическому прыжку способом «согнув ноги».
Техника прыжка. Разбег 15—20 м с ускорением. Ускорение увеличивается за три-четыре шага до толчка (результат о прыжках зависит от скорости разбега и силы толчка). Во время толчка маховая нога, сильно согнутая в колене, энергично движется вперед-вверх, содействуя отталкиванию. Руки резко посылаются вверх. В этот момент начинается полет. В полете обе ноги, согнутые в коленях, подтягиваются к груди, а перед приземлением выпрямляются вперед. Туловище к моменту приземления наклоняется вперед. Руки в полете идут вниз-назад, а при приземлении резко выносятся вперед (рис. 57).
Ноги после приземления сильно сгибаются, чтобы не было падения назад.
При обучении внимание детей обращается на: а) толчок одной ногой и приземление на обе ноги; б) движение маховой ногой, согнутой в колене, вверх-вперед; в) вынесение рук во время взлета вперед-вверх; г) подтягивание толчковой ноги к маховой по время полета; д) ограничение места отталкивания; е) ускорение разбега; ж) сочетание разбега с толчком; з) положение туловища во время толчка и взлета; и) группировку в полете; к) вынос ног вперед перед приземлением.
В качестве подводящих упражнений применяются прыжки через линию, обозначенную на месте приземления, через переоочку, расположенную на высоте 15—20 см, прыжки с достапанием рукой подвешенных предметов, прыжки «в шаге», с «кочки» на «кочку» (расстояние — 50—90 см), прыжки на точность приземления и Др.
Последовательность обучения:
1. Произвольные прыжки в длину с разбега (четыре-пять ша
гов) без обозначения мест отталкивания и с приземлением па обе
ноги.
2. То же, что и 1, но через веревочку, натянутую на высоте
20—25 см (в начале места приземления).
Рис. 57
3. То же, что и 2, но с ограниченной «зоной отталкивания» ши
риной 80 см.
4. Прыжки в длину с разбега (пять-шесть шагов) с приземле
нием на обе ноги.
5. Прыжки в длину с разбега с ограниченной «зоной отталки
вания» шириной 60 см.
6. Прыжки «в шаге» через полосы шириной 60—70 см с при-
земленнем на маховую ногу.
7. Прыжки из кружка в кружок (пять-шесть), расположенные
по прямой линии на расстоянии 60—70 см один от другого.
8. Прыжки из кружка в кружок с одной ноги на другую.
9. Прыжки из кружка в кружок «в шаге».
10. Прыжки в длину с разбега (пять — семь шагов).
11. Прыжки через полосу шириной 100—ПО см с «зоной оттал
кивания» шириной 50—60 см с приземлением на обе ноги.
12. Прыжки в длину с разбега с «зоной отталкивания» до 40 см.
13. Прыжки в длину с короткого разбега (четыре-пять шагов),
напрыгивая на мягкие препятствия (сложенные маты, скамейка,
покрытая матами).
14. Прыжки с заданием на присоединение толчковой ноги к ма
ховой во время полета.
15. Прыжки с доставанием рукой подвешенных предметов.
16. Прыжки с доставанием предметов коленом маховой ноги.
17. Прыжки «в шаге» с приземлением на обе ноги («зона от
талкивания» до 40 см).
18. Прыжки в длину с разбега (восемь — двенадцать шагов) на
полосы приземления (ширина полос — 30—40 см, расстояние по
лос от «зоны отталкивания»—110, 150, 190 см).
19. То же, что и 18, но с различными заданиями.
20. Прыжки в длину с разбега на дальность.
21. Прыжки в длину с разбега с «зоной отталкивания» до 30 см.
22. Прыжки способом «согнув ноги» с укороченного разбега
(5—7 шагов).
23. Напрыгивание на препятствие высотой до 60 см.
24. Прыжки с заданием на ускорение разбега.
25. Прыжки с заданием на своевременную группировку во вре
мя полета.
26. Прыжки с заданием на вынос ног перед приземлением.
27. Прыжки на полосы приземления (ширина полос — 40 см,
расстояние полос от «зоны отталкивания»—120, 150, 200 см).
28. Прыжки в длину с разбега с отталкиванием от бруска.
29. Прыжки в длину с разбега на результат.
Для лучшего владения телом в полете в старших классах начальной школы можно проводить прыжки высоко-далекие, далеко-высокие и далеко-высоко-далекие. Это прыжки, в которых сочетается высота и длина. Высоко-далекий прыжок — это прыжок в высоту через планку или веревочку, при котором место приземления удалено; в прыжке далеко-высоком, наоборот, планка (верезг
вочка) удалена от места толчка; в прыжке далеко-высоко-далеком как место толчка, так и место приземления одинаково удалены от планки (веревочки).
Прыжки в длину с места
Прыжкам в длину с
места начинают обучать
во II классе. Толчок в
этих прыжках выполни- рНс 58
ется двумя ногами одновременно.