Высшее физкультурное образование
Профессиональное физкультурное образование возникает во второй половине XIX - первой половине XX столетия. В нашей стране первым специализированным учебным заведением была Высшая вольная школа П. Ф. Лесгафта.
Как особая система учебных заведений профессиональное физкультурное образование сформировалось в СССР в 20-30-х годах нашего столетия. Сейчас в России существует 9 высших специализированных учебных заведений, 28 факультетов в педагогических вузах и 14 техникумов. Образование во всех учебных заведениях унифицировано. Подготовку специалистов в области физической культуры регулирует общий для всей системы высшего образования Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, утвержденный правительством Российской Федерации 12 августа 1994г. Он определяет структуру высшего профессионального образования, которая подразделяется на первый уровень - неполное высшее образование в объеме не менее первых двух лет обучения, с получением соответствующего диплома, второй уровень, дающий полное высшее профессиональное образование, обеспечивающий подготовку специалиста с традиционной для России квалификацией "учитель", "инженер", "экономист", либо с квалификацией "бакалавр" и третий уровень, обеспечивающий подготовку специалистов с квалификацией "магистр". Нормативные сроки обучения "бакалавр" - не менее 4 лет, "магистр" - 6 лет с итоговой аттестацией, удостоверяемой дипломом. Физкультурное образование в этом документе относится к гуманитарно-социальному (направление 521900, специальность 022300 по принятой в России системе классификаций). Деятельность специалиста по физической культуре протекает в области педагогической антропологии, где он является активным субъектом приобщения личности к культуре. Его деятельность осуществляется в системе "человек-человек" и опирается на глубокую интеграцию гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, психолого-педагогических и медико-биологических знаний. Предмет этой деятельности составляет научно-обоснованное целеполагание, проектирование, конструирование и процессуальное развитие человека в различных областях физической культуры.
Это обусловливает широкий набор учебных дисциплин, знание которых необходимо для специалиста этого профиля. Система этих дисциплин в общем виде состоит из гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно-научных, общих и специальных профессиональных дисциплин. В состав гуманитарных и социально-экономических дисциплин входят философия, психология, история, культурология, педагогика, социология, экономика, политология и право. Специалист-бакалавр должен быть знаком с важнейшими отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического знания, основными научными школами, направлениями, концепциями, источниками гуманитарного знания и приемами работы сними. В области филологии - свободно владеть литературным русским языком, знать и уметь грамотно использовать в своей деятельности профессиональную терминологию, обладать лексическим минимумом одного из иностранных языков.
По циклу общих математических дисциплин специалист должен иметь представление о математическом моделировании, о физических и биологических методах исследования, знать и уметь использовать основы математического анализа, теории вероятности и математической статистики, информатики, программирования, компьютерной культуры. Из системы медико-биологических дисциплин специалист по физической культуре изучает анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, спортивную медицину, гигиену, лечебную физическую культуру и массаж, валеологию.
Цикл общепрофессиональных дисциплин включает историю физической культуры, психологию физического воспитания и спорта, теорию и методику физической культуры, курс общей и социальной педагогики, менеджмента в физической культуре, экономику физической культуры. Помимо этого цикл общепрофессиональных дисциплин включает базовые виды спорта и частные методики обучения гимнастике, плаванию, спортивным и подвижным играм, легкой атлетике, лыжному спорту, тяжелой атлетике, спортивным танцам и т.д.
В программу обучения также входит цикл специальных дисциплин, устанавливаемых вузом (факультетом), дополнительные виды подготовки - гражданская оборона и др., а также факультативы. Общая продолжительность теоретического обучения - 7 344 ч. (136 недель). Продолжительность практики - 10 недель. Продолжительность экзаменационных сессий - 30 недель и итоговой квалификационной аттестации - 2 недели.
Образование по способу его финансирования может быть бесплатным или платным. Бесплатное, в свою очередь, - государственным, общественным, организуемым за счет тех или иных общественных организаций (религиозных и нерелигиозных). Организуется оно по территориальному, ведомственному или профессиональному принципу. В США, к примеру, каждый штат организует у себя университет, который содержится в основном за счет местных (муниципальных) средств. Ведомственный характер носят там военные вузы, "чисто профессиональных" там практически нет. В России с самого зарождения вузы финансировались государством и строились по профессиональному принципу. В нынешней России вузы финансируются государством, носят преимущественно профессиональный характер, часть из них управляется Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, часть - ведомствами. Высшее физкультурное образование в нашей стране строится по профессиональному принципу, финансирование и управление им осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму.
Традиционными в физкультурном вузе являются специализации тренера и учителя-преподавателя по физической культуре. Вуз готовит высококвалифицированных специалистов в области базовых видов спорта и частных методик обучения.
Деятельность выпускника физкультурного вуза может осуществляться в сфере физического воспитания, физической рекреации, оздоровительного и элитарного спорта, физической реабилитации, занятий физическими упражнениями с людьми любого возраста, разных групп и категорий инвалидности, в местах пребывания инвалидов и лиц с ослабленным здоровьем, школах-интернатах, лечебных учреждениях, реабилитационных центрах, в семье, клубах, средних и высших учебных заведениях, сборных командах по видам спорта.
Введение разных специализаций диктуется социальными потребностями. Специализированное образование решает задачу подготовки профессионалов по физическому воспитанию подрастающего поколения, по физкультурно-оздоровительной и спортивной работе с разными социальными группами, различающимися по возрасту, уровню и стилю жизни, потребностям и мотивам в сфере занятий физическими упражнениями и спортом. Это могут быть домохозяйки, туристы, инвалиды разных категорий, люди, проходящие курс реабилитации, работники правоохранительных органов, пилоты и т.п. В 1995 г. была открыта специализация "Адаптивная физическая культура", предназначенная для инвалидов и лице предпатологией, с ослабленным здоровьем. Она направлена на сохранение жизнедеятельности, предупреждение травматизма, заболеваний и других нарушений в состоянии здоровья людей, развитие компенсаторных возможностей и необходимых физических качеств.
Высшее специализированное физкультурное образование необходимо для работы с людьми, деятельность которых связана с особыми условиями - пожарные, работники милиции и другие профессиональные группы. Физкультурное образование в этом случае включает в себя изучение характера будущей деятельности в экстремальных условиях, решает специальные задачи, такие, как овладение приемами захвата, формирует умения действовать в составе штурмовых групп, выработку умений и навыков, с помощью которых можно без огнестрельного оружия "поражать" противника в единоборстве с ним средствами рукопашного боя и различными видами борьбы.
Специализированное физкультурное образование предполагает знание социально-психологических особенностей социальных групп, их места в социальной сфере общества а также знание их юридического статуса. В существующей чрезвычайно изменчивой реальности и трудно предсказуемых условиях жизни и деятельности выпускников вузов жизненной необходимостью становится усиление научного базового образования, на основе которого человек имеет большие возможности для овладения знаниями и новыми специальностями.
Для успешного овладения новыми специальностями после окончания вуза существует образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов.
Главными задачами образовательного учреждения повышения квалификации являются:
удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте;
организация и проведение повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов предприятий, организаций и учреждений, государственных служащих и др. категорий лиц;
организация и проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;
научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, других документов и материалов по профилю его работы.
Целью переподготовки специалистов является получение ими новой специальности или квалификации на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования. Переподготовка рассматривается как получение второго высшего или среднего профессионального образования и осуществляется соответственно в образовательных учреждениях высшего или среднего профессионального образования. Специалистам, прошедшим переподготовку, выдается соответствующий диплом об образовании. Важной функцией профессионального физкультурного образования, подготовки специалистов высшей квалификации является обучение их работе с населением по осуществлению непрофессионального физкультурного образования.
Непрофессиональное физкультурное образование представляет собой формирование ценностного отношения к физической культуре, к ее целям и обучение физическим упражнениям, физкультурным занятиям, как правило, рекреационного характера. Непрофессиональное физкультурное образование в отличие от профессионального не используется для зарабатывания на жизнь, а существует как часть общей культуры человека и направлено на потребности и вкусы различных социальных групп. Непрофессиональное физкультурное образование должно начинаться как можно раньше - с освоения сущности и содержания физической культуры в процессе дошкольного и младшего школьного возраста - с обучения физическим упражнениям. Принципиальным является то, что акцент должен быть сделан на образовании, на получении знаний и уже на основе их - формировании физических качеств и навыков, разумеется, в соответствии с возможностями обучаемых.
Основным содержанием физкультурного образования детей и подростков является формирование у них физкультурной грамотности, первичных знаний о том, что такое физическая культура, каково назначение физических упражнений, для чего предназначены те или иные упражнения и как ими пользоваться. Особая роль при этом отводится тому, как научить их правильно двигаться, ходить, бегать, передвигаться на лыжах, ездить на велосипедах, лазать, прыгать. Необходимо учить детей правильно, гуманно взаимодействовать между собой, играть, бороться, соревноваться, оперировать с предметами и приспособлениями. Как известно, у детей 5-7 лет преобладают эмоциональные мотивы. Занятия должны быть образными, наглядными, необходимо широко применять метод имитации. Учитель сначала должен объяснять смысл упражнения, затем показывает, а потом предлагает его выполнять. Младшие школьники испытывают большую потребность в движении, и особое значение приобретают подвижные игры и состязания, интересные для детей этого возраста.