Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Человечество за многие тысячелетия своего существования все еще не научилось учиться.
И.Ефремов
Волович Марк Бенцианович — профессор московского педагогического университета, доктор педагогических наук.
Классификационные параметры
По уровню применения: частнопредметная.
По основному фактору развития: социогенная.
По концепции усвоения: интериоризаторская.
По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД.
По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.
По типу управления познавательной деятельностью: программное управление. По организационным формам: все формы.
По подходу к ребенку: дидактоцентрическая.
По преобладающему методу: программированное обучение.
По направлению модернизации: на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирования материала.
По категории обучаемых: все категории.
Целевые ориентации
• Эффективное усвоение программных ЗУН.
Концептуальные положения
И.П.Павлов: ориентировочный инстинкт всегда предшествует появлению рефлекса (знания).
Л.С.Выготский: мышление - результат интериоризации практических действий и свойственной им логики.
П.Я.Гальперин: понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как "свернутый в языке" процесс внешней предметной деятельности (см. п. 2.3.).
Интериоризация (присвоение) деятельности в онтогенезе происходит в четыре этапа:
1) материальное действие с реальными предметами;
2) действие в громкой речи с образами (без предметов);
3) действие «во внешней речи про себя» (четко осознаваемое);
4) действие «во внутренней речи без слов» (неосознаваемое).
Обучение основано на деятельности с использованием ориентировочной основы действий (ООД).
Возможны 3 типа соотношения ООД и ученья (системы исполнения заданий - СИ):
1) При недостающей информации (ООД < СИ) получаются методы проб и ошибок, догматические.
Успешность усвоения обеспечивается правильной организацией ориентировочной основы действий.
Особенности содержания и методики
Вычленив некоторую порцию материала, математическое содержание которого дети должны усвоить, учитель обдумывает, какая именно организация работы учеников соответствует этому материалу.
Основная цель этапа первоначального знакомства - подготовить школьников к самостоятельному выполнению нужной работы, и сразу ее организовать.
С точки зрения традиционной педагогики ситуация весьма странная: дети еще ничего не знают, а уже должны начинать работать с новыми знаниями. С точки зрения теории Гальперина ситуация ординарная: надо предоставить в распоряжение детей такие краткие схематические записи - конспекты материала и способов работы с ним, которые позволяют, ничего предварительно не заучивая, непосредственно после разъяснений учителя, приступить к самостоятельной работе с новыми заданиями.
При традиционном обучении учитель, закончив объяснение, обычно просит задавать вопросы. Но их, как правило, не бывает: ученику трудно разобраться, все ли ему понятно. Рассматриваемая схема организации обучения предусматривает, что каждый ученик выполняет своеобразные тесты - работу с конспектами. В результате он имеет возможность убедиться, что материал ему понятен, либо у него возникают вопросы, на которые учитель отвечает непосредственно в ходе объяснения.
Школьнику может показаться, что тест выполнен правильно, в действительности же он допустил ошибку. Чтобы этого не произошло, предусмотрена проверка правильности выполнения тестов. Каждый ученик получает шанс избавиться от недочетов в понимании объяснения.
Носителями тестов являются тетради с печатной основой.
Гальперин назвал первый этап усвоения этапом ориентировки в материале и способах работы с ним. Конспекты подлежащего усвоению материала он называет ориентирами, а конспекты, которые выдаются ученикам в ходе объяснения, ориентировочными картами.
«В проблеме интеллектуальных возможностей ребенка существенное, если не решающее, значение получает четкость и уверенность ориентировки ребенка в задаче и материале действия. Когда ориентиры четко и устойчиво представлены на ориентировочной карте, ребенок уверенно ищет их (и только их!) и его не сбивают даже самые яркие, можно сказать, навязчивые свойства и отношения вещей. Поскольку они не отвечают признакам, указанным на ориентировочной карте, ребенок обходит их и обращается к тем признакам, которые не так заметны, но отвечают заданию. Более того, прочие свойства вещей, даже самые броские, дети начинают считать несущественными не только в данных заданиях, но и «вообще несущественными» (П.Я.Гальперин).
В ТО учитель имеет возможность судить о правильности работы каждого из учеников в классе главным образом по конечному результату (после того, как работы учеников собраны и проверены). При данной технологии требуется, чтобы учитель проконтролировал каждый шаг работы каждого ученика. Контроль на всех этапах усвоения - один из важнейших компонентов технологии. Он направлен на то, чтобы помочь ученику избежать возможных ошибок.
В учебном процессе используется четырехурочнын цикл.
1) Урок объяснения. Здесь важно создать у учеников определенный уровень мотивации и обеспечить ориентировочную основу действий с новым материалом. Для этого применяются различные методы актуализации базовых опорных знании: фронтальная беседа, сигнальные карточки, математические диктанты (с ТСО) ч. на конец, работа в тетради с печатной основой. Ориентировочная основа действий (ООД) дается в готовом виде и обеспечивает деятельность исполнения.
2) Урок решения задач. Предполагает дифференцированные и индивидуа лизированные варианты: реши с помощью, реши вместе с товарищем, реши само стоятельно. ООД = СИ варьируется от полной до недостаточно полной, подталкивая каждого ученика к самостоятельному решению.
3) Урок общения в форме взаимопроверки, групповой работы, работы в па рах. Каждый ученик отчитывается по всем основным теоретическим вопросам. При этом он использует различные варианты ориентировочной основы действий.
4) Самостоятельная работа организуется с помощью дидактических ма териалов и экспрессовых фронтальных способов контроля и самоконтроля. ООД формируется в самостоятельной работе, совершается постепенный переход от кон троля к самоконтролю.
Литература
1. Воловик М.Б. Все это просто (о теории поэтапного формирования умственных действий) Народное образование. -1989. - № 10.
2. Волонич М.Б. Легкий предмет - математика (о теории поэтапного формирования умственных действий Гальперина)/ / Народное образование -1989 -№9.
3. Волович М.Б. Методические рекомендации учителю. - М.: Lmka-press, 1995
4. Волович М.Б. Наука обучать. - М.: Lmka-press. 1995.
5. Волович М.Б Система ориентиров - условие успешности обучения // Совет ская педагогика. -1988. -.№ 4.
6. Волович М.Б. Ключ к пониманию алгебры. — М : Аквариум, 1996.
7. Волович М.Б. Ключ к пониманию геометрии. — М., 1996.
8 .Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: 1985.
9. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М„ 1988.
10 Фридман Л.М.. Волков К.Н. Психологическая наука - учителю М.: Просвещение, 1995
VIII. Частнопредметные педагогические технологии
Дидактические задачи конкретных учебных предметов решаются с помощью адекватных частно-предметных технологий обучения, целостность которых обеспечивается системностью научного содержания учебного предмета, а также выполнением в учебно-воспитательном процессе критериев технологичности (см. п. 2.2.).
Частнопредметные технологии могут быть как обособленными, самостоятельными, так и встроенными в общешкольную технологию, иметь общую с ней концептуальную часть.