Грамматические ошибки
Эти ошибки указывают на незаконченность процесса формирования грамматического оформления письменной речи.
К ним относится пропуск или неверное употребление предлогов, служебных слов, падежных окончаний, неверное согласование слов, ошибки в управлении.
Помимо указанных специфических ошибок, у дисграфиков отмечаются и другие, характерные для всех детей, у которых еще недостаточно сформировались навыки правильного письма.
К ошибкам, сопутствующим дисграфии, относятся следующие:
Орфографические ошибки.
Ошибки на правописание у дисграфиков более многочисленны, чем у детей, еще не овладевших полностью грамотным письмом. Причем преобладают ошибки на буквы, обозначающие безударные гласные, сомнительные или непроизносимые согласные, на написание звонких и глухих звуков в конце слова, на обозначение смягчения согласных.
Графические ошибки.
Это замены букв по графическому сходству (вместо И пишется Ш и наоборот, вместо Л — М и наоборот и т. д.) и по графическому признаку (вместо Б — Д и наоборот, вместо Т — Ш и т.п.).
Обследование чтения
Для обследования состояния чтения у детей используются специально составленные (обязательно печатными буквами) тексты.
Такой материал для обследования чтения должен отвечать следующим требованиям:
1) в текстах должно быть как можно больше оппозиционных букв и слогов;
2) содержание текстов должно строго соответствовать знаниям ребенка, быть доступным ему;
3) тексты должны быть небольшими по объему;
4) следует исключать возможность использования знакомых ребенку текстов, т. е. таких, которые уже встречались ему в школе или дома.
Существует много разнообразных приемов обследования чтения у детей, причем их нужно использовать в порядке постепенно возрастающей сложности, начиная с самых элементарных. Это позволит с наибольшей точностью установить, в чем состоят главные затруднения ребенка.
Чтение отдельных букв.
Логопед показывает ребенку буквы разрезной азбуки (по одной), тот называет их. Затем логопед просит ребенка найти какую-то букву среди других. Буквы для узнавания следует называть в таком порядке, чтобы они соответствовали оппозиционным фонемам, например: С-Ш-Ч-Щ-З-Ж-Ц, Р-Л, Г-К и т. д.
Чтение слогов.
Ребенку предлагаются слоги, включающие соответствующие оппозиционные фонемы (са-ша, за-жа, ца-ча, ра-ла и т.д.). Кроме прямых слогов, предъявляются и обратные, а также слоги со стечением согласных. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, их нужно обязательно включать в слоги для проверки чтения. При этом особое внимание следует обращать на наличие умения дифференцировать звуки.
Чтение слов.
Вначале детям нужно предлагать для чтения самые простые слова (мама, ток, лом, сом и т. п.).
Затем — более сложные по слоговому и морфологическому составу (зеркало, здание, простыня, чаща, щипцы, скворечник, спички и т.п.).
Чтение отдельных предложений и специально подобранных текстов.
При использовании данного приема, помимо обследования процесса чтения, нужно также проверять, как понимает ребенок прочитанное. Для этой цели при чтении ребенком отдельных фраз можно предложить ему выбрать картинку, соответствующую содержанию прочитанного (мальчик катается на коньках, старушка вяжет чулок, девочка смотрит в зеркало и т.п.). Эффективны вопросы к ребенку по поводу прочитанного или задания на пересказ.
Необходимо также установить характер чтения: побуквенное оно или послоговое.
Особое внимание следует обращать на характер специфических дислексических ошибок: замены фонем (особенно оппозиционных); пропуски, перестановки и искажения слогов, замены слов; аграмматизм при чтении — иными словами, те же ошибки, что и при дисграфии, только выражаются они не в письме, а при чтении.
Важно такжеустановить характер угадывающего чтения, темп чтения.
Все выявленные при обследовании ошибки в письме и чтении необходимо тщательно проанализировать, особо выделив из них специфические.
После этого нужно обследовать состояние общего речевого развития ребенка: звукопроизношение и фонематическое восприятие, а также словарный запас и уровень сформированности грамматического строя речи.
Затем необходимо сопоставить данные обследования всех компонентов устной речи с ошибками, выявленными при письме и чтении.Это позволит установить, являются ли в каждом конкретном случае дисграфия и дислексия следствием нарушения фонематического восприятия, или же имеет место более серьезная причина — общее недоразвитие речи.
Необходимо также уметь отделять истинную дисграфию и дислексию от неправильного письма и чтения, вызванного целым рядом причин, но не обусловленного речевым недоразвитием. К таким причинам можно отнести следующие: недостаточное усвоение школьной программы по родному языку, педагогическая запущенность, влияние двуязычия. Но в таких случаях даже при наличии большого количества разнообразных ошибок в письме и чтении ребенка не должно быть специфических ошибок.