Типичные грамматические ошибки

Окончания существительных в род. п., мн. ч.

мужской род:

-ов, -ев в существительных, конечным звуком которых в единс. числе имен. падеже является твердый согласный (кроме ж и ш) или й: гриб–грибов, огурец–огурцов, край–краев, музей–музеев, итальянцы–итальянцев;

-ей в существительных, конечным звуком которых является мягкий согласный (кроме й) или ж, ш: голубь–голубей, желудь–желудей, палач–палачей, нож–ножей, малыш–малышей;

в существительных, которые представляют собой названия:

а) парных предметов: ботинок, бот, валенок, глаз, мокасин, сапог, а также волос, зубок,

ИСКЛ.: ботфортов, пимов, рогов;

б) ряд национальностей, народностей с конечной согласной –н или –р:

англичан, армян, башкир, болгар, грузин, мадьяр, молдаван, осетин, румын, татар, турок, хазар, цыган,

ИСКЛ.: айсоров, арабов, венгров, казахов, монголов, негров;

в) людей по месту жительства на –анин/-янин (у которых этот суффикс во множественном числе –ан/-ян): горожан, инопланетян, киевлян, селян, южан, англичан и др.;

формы на –цы - –ев: итальянцы – итальянцев, украинцы – украинцев;

г) детенышей с суффиксом –онок/- енок, меняющиеся во множ. числе на

-ат/-ят: волчат, котят, цыплят, а также маслят, опят;

д) людей по принадлежности к некоторым родам войск: партизан, солдат, кадет,

НО многие имеют вариантную норму: гусаров – гусар, гренадер – гренадеров, драгун – драгунов, улан – уланов, гардемарин – гардемаринов;

е) некоторых единиц измерения: килограмм, ампер, вольт, ом, рентген.

Средний род

–ов/-ев:

а) существительные, в формах множ. числа которых перед окончанием появляется [-й]: дно – доньев, звено – звеньев, крыло – крыльев;

б) существительные на –ко: древков, колесиков, облаков, озерков, плечиков,

ИСКЛ.: войск, ушек, яблок, яблочек;

в) некоторые существительные с основой на –й: верховьев, низовьев, платьев.

-Ø: -це почти всегда нулев.флексия: полотенец, одеялец, солнц, сердец,

ИСКЛ.: копытцев – копытец.

-ий в словах, оканчивающихся на –ье: ожерелий, объятий, варений, ущелий, побережий.

Женский род

-Ø: в словах, оканчивающихся на-ня, -ля: басен, вафель, простынь, башен, кухонь, пустынь, сабель, спален. Реже сохраняются вариантные пары: косуль – косулей, лютен – лютней. Есть и без нулевых флексий: западней, квашней, клешней, ноздрей.

5. Исправьте ошибки в предложениях

1. Благодаря решительного действия заведующего отделом кадров И.А. Марченки, новое структурное подразделение было расформировано.

2. Мы приехали по просьбе Брехтов.

3. Использование личных данных сотрудников в служебных целях сполне законное.

4. Волонтеры высадили в новом парке около пятисот деревьев.

5. В удовлетворении запроса было отказано, принимая во внимание истечение срока давности по указанному делу.

6. Провожая сына на войну, по его щеке медленно катится слеза.

7. Директор доказывал о том, что нужно закончить работы к ноябрю.

8. Будучи совсем молоденькой девушкой, к Татьяне пришла пора любви.

9. Администрация района прилагает все силы для улучшения качества дорог несмотря на все трудности.

10. 9.06.2012 обнаружен труп гражданина Иванова, который выехал с приятелями на рыбалку.

11. Телесные повреждения получены по месту жительства.

12. Получив все объяснения, у него все равно возникли вопросы по шестиста девяносто трем тысячам рублей.

13. Гражданину Шевченку уже предъявлено обвинение в хищении государственного имущества.

Типичные грамматические ошибки

1.Неправильное употребление падежей. Наиболее частым является неправильное употребление существительного в родительном падеже вместо дательного: нельзя писать согласно (чего?); благодаря (чего?); вопреки (чего?). Следует писать – согласно, благодаря, вопреки (чему?) соответствующему положению.

Следует также помнить: руководитель, начальник (чего?) отдела, кафедры, центра; заведующий (чем?) отделом, кафедрой; руководство (чем?) практикой, институтом.

2. Ошибки при склонении фамилии.

Следует помнить:

1) Не склоняются фамилии славянского происхождения на -а, -о. Часто в звуковом составе они совпадают с неодушевленными предметами: Крыса, Сало, Шило и т.п.

2) Не склоняются фамилии на -аго, -яго, -ых, -их, -ово, -ко (-енко): Дубяго, Седых, Долгих, Дурново, Франка, Шевченко.

3) Склоняются нерусские фамилии на безударные -а, -я: творчество Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы, фильмы Акиры Куросавы.

4) Склоняются русские и иноязычные фамилии на согласный звук, если относятся к мужчинам; НЕ склоняются, если относятся к женщинам или к супружеской паре: заявление Николая Ремчука; письмо Натальи Ремчук; просьба супругов Ремчук.

3.Ошибки при употреблении полной и краткой форм прилагательных: Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное (нежелательно).

В качестве сказуемых краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи.

4.Ошибки при употреблении количественных имен числительных:

Депутат встретился с шестьюстами шестьдесят (шестьюдесятью) шестью рабочими завода.

5.Нарушение правил употребления деепричастных оборотов.

1) Употребление стандартного деепричастного оборота не в начале фразы:

Учитывая...; Считая...; Принимая во внимание...: Руководствуясь... и т.п.

2) Согласование всех действий в предложении с деепричастным оборотом, том указанные действия должны осуществляться одним и тем же лицом: Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха. Правильный вариант: Проработав всего два месяца, он испортил отношения с начальником цеха.

6.Неправильное использование предлогов: Директор отметил о том, что необходимо составить график дежурства. Он подчеркнул о важности поставленной проблемы (отметил важность).

7. Ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении: Для определения фонда оплаты в конце года уточняются расценки на продукцию. Вместо: Для определения фонда оплаты расценки за продукцию уточняются в конце года.

В письменной речи информационная роль порядка слов возрастает к концу предложения, потому в заданной фразе непонятно — расценки уточняются в конце года или расценки уточняются для определения фонда оплаты.

1. Напишите на месте цифр имена числительные

1. Испанский художник Ф.Гойя создал около 700 картин.

2. Самолет с 785 пассажирами на борту вылетел с опозданием на целых 3 часа.

3. Потрясающей красоты парк хвойных деревьев расположен на 780 гектарах.

4. Всеми выигранными на торгах 758 тысячами рублей фонд обязан любителям живописи.

5. У 358 школьников результаты тестирования оказались достаточными для поступления в вуз.

6. 478 жителям дома разъяснены новые условия эксплуатации лифтовых кабин.

7. Сумма 357 и 453 равна 810.

2. Вставьте пропущенные буквы

1. Об_ маленькие девочки вышли на прогулку.

2. Сколько человек приехал_ на выставку?

3. Большинство учеников хорошо сдал_ выпускные экзамены.

4. У об_х моих сестер удивительно красивая внешность.

5. На концерте выступил_ 21 певица.

6. Несколько дам ходил_ быстрыми шагами по коридору.

7. Об_ Ивановых – хорошие ученики.

8. Ряд новых домов стоял_ в конце деревни.

9. У об_х картин этого художника всегда толпился народ.

10. Много птиц сидел_ на деревьях.

3. Образуйте верные степени сравнения

1. Это самый новейший проект.

2. Завод оказался более передовым.

3. Гоголь изображает помещиков более реалистичнее.

4. Вариант заместителя оказался более худшим.

5. Он сделал эту работу более лучше.

6. В комнате теперь более светлее.

7. Самая высочайшая гора Земли – Эверест.

8. Настя более красивее других моих подруг.

4. Составьте с данными словами словосочетания со связью управление

1. беспокоиться

2. тревожиться

3. упрекать

4. порицать

5. удивляюсь

6. удивлен

7. превосходство

8. преимущество

9. уверенность

10. вера

11. оплатить

12. заплатить

13. касаться

14. относиться

15. препятствовать

16. тормозить

17. скучать

18. утверждать


Наши рекомендации