Стили педагогического общения
Стили педагогического общения - наверное, самая обобщающая характеристика, разделяющая педагогов по их отношению к способам работы с учениками, коллективом.
“Под педагогическим стилем понимается индивидуально-типологические особенности взаимодействия субъектов образовательного процесса”[63].
Иначе говоря, стиль общения - это индивидуальные приемы, способы, личные качества педагога, которые помогают ему осуществлять взаимодействие с учениками, с коллективом учеников и коллегами.
В современной литературе существует несколько классификаций стилей педагогического общения. Их дают В.А. Кан-Калик, К.Г.Митрофанов, С.А. Расчетина и др. При желании вы можете познакомиться с ними. Они достаточно интересны и все вместе представляют собой достаточно полное описание особенностей взаимодействия педагога и учащихся. В рамках нашего пособия нет необходимости приводить их все. На наш взгляд, продуктивным будет, если мы это многообразие стилей сведем к трем - авторитарному, демократическому и либеральному. Основанием для такого разграничения (классификации) служит распределение организующих воздействий между педагогами и коллективом[64].
Эти названия широко распространены и давно уже стали общеупотребимыми. Вопрос о педагогической ценности стилей не прост и мы не станем на нем останавливаться. Рассмотрим лишь психолого-педагогические последствия основных стилей для школьников и для самого педагога.
Начнем с авторитарного стиля. При разумном авторитарном стиле нередко формируются, закрепляются положительные качества школьников: исполнительность, дисциплинированность, ответственность. Однако в ситуации, когда не требуются проявления инициативы, ограничивается самостоятельность, у ученика чаще формируются несамостоятельность, безынициативность, тормозится творческое развитие. В другом случае педагог, действуя авторитарно, но, опираясь на свой авторитет в глазах ребят, целенаправленно вносит в общение школьников те или иные позитивные ценности.
Воспитатель при авторитарном стиле “видит” своих воспитанников весьма односторонне, в основном с точки зрения соответствия-несоответствия школьным нормам поведения и правилам организационной деятельности. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор.
При демократическом стиле развиваются способности школьников к сотворчеству, инициативность, творческое начало, умение конструктивно решать конфликты. Этот стиль имеет свои трудности: внешняя организованность ребят формируется замедленно, не всегда у них высок уровень ответственности, исполнительности.
Педагог при таком стиле понимает своих школьников более личностно, точнее всего видит, понимает деятельностные и творческие качества учеников. У учеников появляется уверенность в себе, развивается самоуправление. Основные способы общения – просьба, совет, информация.
Последствия либерального (его можно назвать и попустительским) стиля неоднозначны. Последствия во многом определяются индивидуальными и групповыми особенностями школьников. Если подобрались в классе ребята относительно культурные, с интересом друг к другу и к коллективной жизни, то в таком случае можно говорить о формировании самостоятельности и инициативности. Если же в классе оказались ребята безразличные друг к другу, с невысоким культурным и творческим потенциалом, то никаких позитивных педагогических последствий не дождаться. Также неоднозначны и последствия для педагога. Если “попустительство” - следствия безразличия учителя к школьникам, то его знание, понимание ребят неточно и случайно. Если же педагогу свойственны интерес, внимание к школьникам, а “либерализм” - осознанно принятая педагогическая позиция, то результатом может быть относительно глубокое, разностороннее понимание учеников.
Конечно, “картинки” последствий каждого стиля весьма упрощены. Но мы надеемся, что они дают общие представления о том или ином педагогическом стиле педагогического общения.
Можно ли предположить, предсказать, к какому стилю потянется, будет склонен будущий педагог? Что подталкивает, предрасполагает педагога к принятию того или иного стиля, каковы факторы этой предрасположенности? Приведем факторы, которые называет С.Д.Поляков[65] .
Все предпосылки стиля можно разделить на внешние по отношению к воспитателю и внутренние (индивидуальные особенности педагога, влияющие на формирование стиля).
Внешние действуют на двух уровнях: социокультурном и социально-психологическом.
Социокультурные факторы формирования стиля педагогического общения - это традиционные для данного общества, для данной культуры нормы отношений взрослых и детей (педагогов и школьников).Хотя педагогика не политика , но авторитарное общество весьма мощно подталкивает к авторитарному педагогическому поведению, демократическое - к демократическому.
Социально-психологические факторы основаны на значимых для воспитателя как профессионала отношения с другими педагогами. Проявление этих факторов - стиль администрации педагогического учреждения, стиль, преобладающий в педагогическом коллективе, стиль знакомых, авторитетных для педагога коллег.
К внутренним факторам относятся разнородные индивидуальные особенности воспитателя, такие, как его педагогические идеалы и убеждения, самооценка, уровень притязаний, волевые качества, темперамент, жизненный опыт.
Связь стилей педагогического общения с идеалами и убеждениями наиболее очевидна.
Просматривается связь стиля с темпераментом. Наверное, у сангвиника больше шансов стать “педагогом-демократом”, у холерика - “авторитаром”. От человека, которому все в жизни давалось легко, без особых усилий, можно ожидать демократического или попустительного стиля. От педагога с жизненной установкой “без труда не вынешь и рыбку из пруда” либерализма, попустительства не дождешься.
Я думаю, что вы, уважаемый читатель, уже обратили внимание на то, что особо выделяем внутренние предпосылки выбора стиля общения. Делаем мы это преднамеренно с тем, чтобы вы обратили внимание, над какими своими индивидуальными особенностями необходимо работать уже сейчас, обучаясь в университете. Наряду с этим мы осмелимся утверждать, что вырабатывать стиль общения необходимо всем, в том числе и тем, чьи профессиональные интересы не связаны с педагогической деятельностью. С.Д.Поляков выделяет три условия, определяющих, какой стиль эффективнее[66].
1) Цели, которые ставит педагог. Если цель- воспитание дисциплины, организованности, может быть, авторитарный стиль и будет самым эффективным.
2) Личностно-индивидуальная предрасположенность педагога к тому или иному стилю. Меланхолик, решивший стать “авторитаром”, вряд ли достигнет успеха.
3) Особенности школьников, с которыми предстоит работать. Трудно ожидать эффективности от демократического стиля в только что организованном, агрессивном, малокультурном классе.
Задание: Определите и проанализируйте свой стиль общения. К какому из названных стилей он относится? Какими из внешних и внутренних факторов он определяется? Есть ли у Вас необходимость изменить свой стиль? За счет чего это возможно? Выполните этот анализ письменно с тем, чтобы вернуться к нему еще раз после прохождения педагогической практики. |
Средства общения.
В этом параграфе речь пойдет об инструментарии общения. Простые житейские наблюдения позволяют сделать вывод о том, что разные люди используют в общении разные средства своей выразительности и одни и те же средства - неодинаково. Для одного -
проблема передачи эмоций и смысла превращается в тяжелую работу; другой мучается, что его не понимают; третий - одним выражением глаз способен отдать приказ или создать нужное настроение. Конечно, в последнем случае речь идет об особой силе личности, но и о владении средствами общения.
На наш взгляд, необходимость поиска и овладения будущими педагогами средствами общения как средствами самовыражения очевидна.
При всем многообразии подходов к проблеме классификации средств общения, анализ их, в конечном счете, позволяет свести их к вербальному (т.е. посредством слов, речи) и невербальному (посредством жестов и мимики).
В непосредственном, живом общении людей вербальное общение всегда сопровождается невербальным.
Рассмотрим особенности речевого общения. Речь - основной регулятор взаимодействия, характеризующий человеческий уровень общения. Культура общения и преодоления конфликтов достигается в первую очередь на речевом уровне.
Еще в глубокой древности восточный мудрец, определяя искусство красноречия, говорил, что цель этого искусства - побудить людей к тому, чего они не хотят отвратить от того, к чему они стремятся и при этом создать у них уверенность, что они действуют по собственной воле. В античные времена, когда Эсхилл завершал речь, народ восклицал: “Как хорошо он говорит!” Когда же выступал Демосфен, толпа шумела: “Веди нас в бой!”
В зависимости от цели речь может быть:
- разъяснительная, где главное - занимательность, интерес, поддержка внимания;
- информационная, которая не только пробуждает любознательность, но и дает новое представление о предмете, событии;
- воодушевляющая речь, обращенная к чувствам, эмоциям человека;
- убеждающая речь, которая предполагает логически аргументированное доказательство или опровержение какого-либо положения;
- призывающая к действию речь. Призыв к действию может быть прямым или косвенным, а само действие наступать когда-нибудь или немедленно.
Речь всегда порождается каким-то отношением к ситуации, является порождением внутреннего мира человека. Отсюда - специфическое выражение речи в тоне, громкости голоса. Голосовые приемы:
1) Тон речи (оттенок речи, голоса):
- служит индикатором отношения одного участника общения к другому, к его поступкам, словам;
- может маскировать истинное отношение;
-служит индикатором искренности, правдивости говорящего, значимости того, что он произносит;
- позволяет судить о взаимоотношениях субъектов (симпатии или антипатии);
Может быть такое, что тон не совпадает с содержанием.
2) Громкость речи - служит средством активизации внимания (в одних случаях - с помощью усиления , в других - снижения громкости голоса):
3) Темп речи - восстановить внимание можно его замедлением;
4) Пауза - умело выдержанная, помогает сосредоточить внимание партнеров на нужном месте беседы, рассказа. Иногда Выдержанная пауза эффективнее других приемов.
Перед речевым общением.
Практика школьной жизни показывает, что речевое общение составляет основу педагогического процесса. Это главный инструмент, в котором выражаются все особенности педагога: его эрудиция, личные особенности, знания и умения, педагогическое мастерство.
Задание: Произнесите на занятии в группе фразу “Иди сюда!” с различными целями: 1) отвлечения от баловства в коридоре; 2) поощрения за хороший ответ с места или у доски; 3) попросить о помощи повесить карту. |
Невербальное общение также имеет большое значение в деятельности учителя. Это и средство эффективного взаимодействия с партнерами, и информация для оценки состояния партнера, его отношения к общению.
Рассмотрим некоторые средства неречевого общения.
1) Выражение лица.
Агрессивно настроенный человек - смотрит прямо в глаза, губы его плотно сжаты, брови нахмурены и говорит сквозь зубы.
Миролюбивый человек - легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие складок по лбу.
Выражение собеседника позволяет вырабатывать собственную стратегию поведения.
2) Походка.
Утверждают, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать
Те, кто держит руки в карманах - скорее всего скрытны и критичны.
Те, кто находится в угнетенном состоянии, тоже часто ходят, держа руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.
3) Жесты.
Выражающие открытость - развернутые навстречу собеседнику руки. Этот жест часто сопровождается поднятием плеч, ладони раскрыты вперед. Расстегнутая одежда - также знак открытости.
Закрытость обозначают скрещенные на груди руки, пальцы, сжатые в кулак.
Жесты оценки: рука у щеки _ человек задумался; наклон головы на бок - заинтересованность; почесывание подбородка - размышление и оценка и т.д.
Гармоничное сочетание вербальных и невербальных средств - важное условие эффективности взаимодействия вступающих в общение собеседников.
Задание: Произнесите на занятии какую-нибудь одну фразу, все время меняя ее смысл в помощью введения дополнительного неязыкового средства (мимики, жеста и т.д.) |
Заключение к пятой главе составят ряд утверждений, к которым можно прийти, познакомившись с ее материалами:
1) Общение - это не просто действие того или иного субъекта или воздействие одного субъекта на другого, но их противоречивое взаимодействие_
2) Для успешного общения необходимо согласование всех его элементов и выполнение ряда условий;
3) Противоречивое взаимодействие в школе - это общение между всеми его участниками: учениками, учителями, родителями и администрацией школы, направленный на полноценное развитие личности;
4) Анализ функций позволяет определить особенности общения и его роль в педагогическом процессе;
5) Через общение учитель и ученик проявляют свою индивидуальность. Каждый педагог находит свой стиль педагогического общения. При этом найденный стиль общения одного учителя, совершенно не подходит другому.
6) Овладение педагогическим общением предполагает изучение приемов, способов этого процесса;
Мы заканчиваем наш разговор о педагогическом общении, не рассмотрев всех вопросов. Самый большой пробел - технологии педагогического общения. Но овладение ими - дело будущего. Нам только хотелось, чтобы материалы этой главы вдохновили бы вас на самостоятельную работу по поиску и тренировке своей способности общаться.