Университетское образование в России
Следующим шагом в знакомстве с современной системой образования России должны стать образовательные учреждения, реализующие профессиональные программы. Для этого обратимся к Закону Российской Федерации “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”(июль 1996 г.) (ст.4) в той части, которая касается получения высшего профессионального образования.
“Структура высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность: государственных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования; имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм; ... органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием”.
В этой структуре системы высшего образования подчеркнем значение такого элемента как “стандарт образования”. Определение стандарта образования мы уже давали выше. Итак:
”1. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения:
а) Качества высшего и послевузовского профессионального образования;
б) Единства образовательного пространства Российской Федерации;
в) Основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования.
г) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском образовании.
2. Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования состоят из федеральных и национально-региональных компонентов.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования включают в себя:
а) Общие требования к основным образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования;
б) Требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, к условиям реализации, в том числе к учебной и производственной практике и итоговой аттестации выпускников, уровню подготовки выпускников;
в) Сроки освоения основных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
г) Максимальный объем учебной нагрузки учащихся.
Национально-региональные компоненты государственных образовательных стандартов... отражают национально-региональные особенности подготовки специалистов...” (Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, ст.5).
Таким образом, государственный образовательный стандарт выполняет контрольно-защитную функцию студента при получении высшего образования.
3. Особенности университетского образования.
В Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании в ст.9 зафиксированы виды высших учебных заведений России. Это - университет, академия, институт.
“Университет – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук;
- является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности;
Академия – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности;
- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки и культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.
Институт – высшее учебное заведение, которое:
- реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;
- осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности;
- ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.
Поскольку вам предстоит обучаться в педагогическом университете, то мы более подробно остановимся на особенностях этого образовательного учреждения. Часто в обыденном сознании название “университет” связывается с некоторой универсальностью знаний, получаемой студентами. Слово “университет” произошло от латинского “universitas” , которое переводится как “совокупность чего-либо”.
Возникли первые университеты в Западной Европе в 12-13 веках. В то время пришедшее из римского права слово “университет” применялось для определения групп людей по роду их деятельности. Университеты как учебные сообщества существовали независимо от государства, церкви. Уже тогда в университетах существовали факультеты. Самый первый из них носил название “артистический”. На нем осуществлялась общеобразовательная подготовка для получения в дальнейшем профессии. На этом факультете изучались: грамматика, риторика, диалектика, геометрия, астрономия, музыка, богословие.
По окончании этого факультета студенты получали звания магистров. В дальнейшем магистры могли продолжить свое образование на трех факультетах: богословском, медицинском, юридическом. По окончании их студенты получали звания докторов наук. Основными формами учебных занятий у этих студентов были лекции, диспуты, семинары.
Первые университеты возникли в Париже и Болонье (Италия) и выполняли функции учебно-научных центров.
Таким образом, с момента своего зарождения и до настоящего времени университеты выступают как научные и учебные центры, определенные хранители научных и культурных ценностей общества.
В многочисленных исследованиях, посвященных университетам мира, традиционно выделяются следующие черты:
- свободное преподавание и развитие всех отраслей наук, вне зависимости от их практической применимости;
- общенаучный фундаментальный уровень образования;
- широкий выбор для слушателей в определении направлений научных, профессиональных и жизненных интересов,
- контроль правительства и самоуправление.
Современный университет выполняет по отношению к обществу вполне определенные функции (назначения). Выделим их:
1. Образовательная - связанная с предоставлением возможности получения определенного уровня образования;
2. Исследовательская - дальнейшее развитие науки;
3. Профессиональная - подготовка к овладению какой-либо профессией.
4. Сервисная - предоставление специализированных услуг тем или иным заказчикам - создание проектов, экспертиза уже готовых и т.д.;
5. Культурная - сохранение и развитие культуры, образовательных традиций;
6. Гуманистическая - утверждение определенных нравственных идеалов;
7. Демократическая - формирование демократических взаимоотношений среди молодежи.
Вопрос для обсуждения: Чем университет отличается от любого другого вида высшего учебного заведения? |
Следующая проблема, которую мы обсудим - особенности педагогического университета. Наш университет – Омский государственный педагогический – создан на базе Омского педагогического института им. А.М.Горького. Его богатая история (с 1922 г.) и традиции служат основанием для развития нового типа образовательного учреждения - педагогического университета
Сегодня около 2.000 молодых людей переступают порог ОмГПУ, становясь его студентами. По очной, заочной и очно-заочной формам обучается в университете около 12.000 студентов по более чем 40 специальностям и направлениям. На 65 кафедрах университета работают около 80 докторов наук, профессоров и более 340 кандидатов наук, доцентов. Особенность нашего университета в том. что он предоставляет студентам возможность получить образование всех уровней: бакалавра, специалиста, магистра. Выпускники могут продолжить образование в аспирантуре по 30 специальностям и защитить диссертацию в одном из 6 специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Задание: Проведите небольшое исследование в музее истории народного образования Омской области: выделите наиболее значимые этапы в становлении вуза; узнайте имена известных ученых и педагогов, работавших и работающих в университете; опишите несколько традиций своего факультета. |
В чем состоит отличие педагогического университета от любого другого?
Самым существенным отличием педагогического университета от любого другого является фундаментальность образования и научных исследований в области педагогической теории и практики. Выделение этой сферы обусловлено тем, что педагогика играет чрезвычайно большую роль по отношению к развитию общества, помогая человеку осознать прошлое, управлять настоящим и предвидеть будущее.
Выделим еще один немаловажный аспект педагогического образования в университете: включение студента в непрерывное образование. Непрерывность в данном случае предполагает отсутствие разрывов во времени и целях. Система непрерывного образования - совокупность определенных компонентов, обеспечивающих в обществе непрерывный характер для его членов. Это с одной стороны.
С другой стороны система непрерывного образования - устойчивая тенденция формирования развитого общества.
Одна из важнейших заслуг любого университета - формирование у его студентов потребности в непрерывном образовании и готовности к нему. Эти же рассуждения справедливы и в отношении непрерывного педагогического образования и роли педагогического университета в нем.
Как и любой другой, педагогический университет - это образовательное заведение, ориентированное на предоставление студентам разноуровневых образовательных услуг. Можно проучиться в университете несколько лет (от двух до четырех - в зависимости от факультета) и, прервав обучение, - пойти работать по той или иной специальности. Можно получить степень бакалавра и определенную профессиональную подготовку (через четыре года обучения), степень магистра.
В современной системе отечественного образования магистратура должна играть особую роль. Она предполагает достаточно высокий уровень фундаментальности образования, который обеспечивается методологичностью обучения при использовании современных образовательных и информационных технологий. Магистр должен быть широко эрудирован, обладать фундаментальной научной базой, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и хранения научной информации, быть готовым к научной и научно-педагогической деятельности. Несомненно, магистратура во многих российских вузах, в том числе и нашем, находится в стадии становления.
В Омском государственном педагогическом университете создан Центр магистерской подготовки. Его деятельность направлена на координацию внутривузовских структур, осуществляющих магистерскую подготовку.
На сегодняшний день в нашем университете открыты магистратуры по четырём направлениям. Первое из них – направление «Педагогика и психология». Оно реализуется по программам: «Естественнонаучное образование», «Высшее образование» и «Социальная педагогика», «Психология развития» и «Психологическое консультирование в образовании». Второе направление – «Физико-математическое образование». Оно осуществляется по программам: «Информатика в образовании», «Физическое образование», «Математическое образование». Третье направление – «Филологическое образование», четвёртое – «Историческое образование».
Развитие магистратуры предполагает не только ее организацию, но и с формирование нового педагогического мышления преподавателей, осуществляющих подготовку магистров. Осознание новой парадигмы образования, которая подразумевает развитие творческого потенциала личности, ее адаптивных способностей, становление ее информационной, интеллектуальной, поведенческой культуры.
Развитие творческого потенциала обучающихся в магистратуре означает изменение организации образовательного процесса. Мы предполагаем, что ее основой должен стать андрагогический подход, реализующий ведущий принцип образования взрослых - принцип субъектной позиции обучающегося, проявляющийся в активности, самостоятельности, ответственности. Это означает, что на смену традиционным формам обучения должны прийти новые. Предпочтение отдается курсам лекций, ориентированным на проблему, а не на систематизацию знаний.
Участие магистранта в обучении означает его привлечение к активному обсуждению проблем, совместный поиск решения, анализ и осмысление достигнутых результатов.
Обучение в магистратуре строится на продуктивном мышлении ; и действиях творческого и эвристического типов. Преподаватель в большей степени ориентирован на организацию самостоятельной работы обучающихся, формирование их потребности в саморефлексии и самосовершенствовании. Принцип рефлексии лежит в основе построения учебной работы магистрантов. Обучающийся должен иметь возможность проанализировать личностное участие в процессе обучения[19].
Можно продолжить обучение в аспирантуре университета. Эти образовательные возможности закреплены прежде всего в Законе о высшем и послевузовском профессиональном образовании, в государственных образовательных стандартах высшего профессионального и образовательных программах и учебных планах факультетов.
Какие же курсы, входящие в состав педагогики, позволяют судить о педагогическом аспекте университетского образования?
Так, осваивая государственный стандарт специалиста, вам предстоит изучить следующие курсы педагогических дисциплин: «Введение в педагогическую деятельность», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «Педагогика межнационального общения», «История образования и педагогической мысли», «Социальная педагогика», «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами», «Психолого-педагогический практикум», «Основы специальной педагогики и психологии».
Осваивая же государственный стандарт бакалавра, вы изучите несколько другие курсы педагогических дисциплин, а именно: «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «История образования и педагогической мысли», «Сравнительная педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии», «Социальная педагогика», «Психология семьи и семейного воспитания».
Кроме изучения этих курсов каждому студенту предстоит участие в различных видах педагогических практик, освоить спецкурсы, подготовить курсовые и дипломные работы. В течении обучения на старших курсах студентам предоставляется возможность выступить на научно-практических студенческих конференциях со своими собственными результатами педагогической и исследовательской деятельности.
Таблица № 4