Что значит защитить воспитанника?
Термин «социальная защищенность» («социальная безопасность») впервые появился в США в 1935г. и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого человека от экономической и социальной деградации вследствие различных причин.
Социальная защищенность отражает реальное в каждый временной момент состояние дел по защите личности школьника, вообще любого человека, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать психологическое состояние личности (чувство социальной защищенности, потребности в защищенности и т. д. ).
Для того чтобы школьник чувствовал себя комфортно в окружающей социальной действительности, необходимо, чтобы
он обладал чувством социальной защищенности. Это обеспечивается системой педагогической работы классного руководителя по социальной защите своих воспитанников. Таким образом, социальная защита школьников — это функция деятельности классного руководителя, причем являющаяся целевой.
Став классным руководителем, учительница обнаружила, что в ее 5-м классе есть «изгои»: 3 ученика, с которыми никто не хочет дружить, которых не принимают в команду, не общаются и т. п. Девочка из бедной семьи неважно одевалась. Отвергнутая, она постоянно находилась в подавленном состоянии духа. Один мальчик, очень маленького роста, в отместку за его неприятие пытался чуть что драться и бить подряд всех одноклассников. Учительница предложила детям устроить для знакомства Неделю сердца, когда каждый выбирает себе по жребию тайного друга и старается в течение недели незаметно, не объявляя себя, приносить ему радости, делать приятные сюрпризы, дарить подарки. «Попробуйте узнать друг друга получше,— сказала она. — Вытянув жребий, вы увидите, может быть, имя человека, которого не любите. Может быть, это будет ваш главный враг. Но таковы условия игры. Ведь нам и в жизни приходится встречаться с людьми и приятными, и неприятными. К этому нужно быть готовыми. Условие: никого не обижать и не обмениваться листочками, которые вы вытянете. И я точно так же вытащу листок и буду участвовать в игре». Что же получилось? В течение недели отвергаемые прежде ребята получили неожиданно для них много знаков внимания. Это их сильно воодушевило. Но игра подействовала и на тех, кто эти знаки внимания оказывал. Они поняли, что приносить радость еще приятнее, чем ее получать. Неделя закончилась. «Изгои» незаметно перестали быть таковыми. Прошло еще какое-то время. И классный руководитель однажды услышала от детей предложение: «А давайте еще в тайного друга поиграем!» Игра прижилась. И время от времени — а сейчас это уже 8-й класс — игра возобновляется: на день, на 3 дня, иногда — на неделю (Н. И. Масловская).
Мы рассматриваем реализацию данной функции не только как непосредственную помощь детям — материальную, физическую, духовную, нравственную и т. д. Конечно, она очень важна, просто необходима, но важнее научить ребенка самовыражению, самоутверждению; он должен понять, что ему попечительствуют не только государство, общество, семья и шко-
ла,но и он является полноценным социальным субъектом, который может что-то дать государству, обществу, семье, школе, может самостоятельно решить возникающие социальные проблемы.
С учетом вышесказанного реализация функции социальной защиты в деятельности классного руководителя представляет 2 взаимосвязанных компонента. С одной стороны, это непосредственная социальная защита как комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребенка и формирование его индивидуальности, адаптацию к существующим социально-экономическим условиям. С другой стороны — это работа по подготовке школьников к социальной самозащите. В современных реалиях развития общества мы не можем предсказать те условия, в которых придется жить нашему воспитаннику,— поэтому так важно, чтобы он обладал способностью социальной самозащиты.
Сущность социальной защиты как целевой функции деятельности классного руководителя и заключается во взаимосвязи и взаимодействии в ходе ее реализации работы по оказанию непосредственной помощи учащимся и подготовки их к социальной самозащите.
Ребенок только тогда будет комфортно чувствовать себя в социальной среде, когда он, с одной стороны, защищен извне (система работы классного руководителя по непосредственной социальной защите и помощи ребенку), а с другой — защищен внутренне (обладает способностью к самозащите, сформированной не без участия классного руководителя).
Целесообразно рассматривать социальную защиту, осуществляемую классным руководителем, в широком и в узком смысле.
Социальная защита воспитанников в узком смысле — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении и больше других нуждающихся в экстренной социальной помощи: из многодетных семей, детей-инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.
Непосредственная социальная защита в широком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.
Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разумеется, при этом остается неоспоримым
принцип дифференцированного подхода к различным категориям детей, и приоритет должен быть отдан наиболее незащищенным учащимся.
Критерием эффективности деятельности классного руководителя по социальной защите учащихся должна служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которая оценивается объективными и субъективными показателями Объективные — это показатели соответствия социальных, материальных, духовно-культурных условий жизни ребенка принятым в современном обществе нормам питания, быта, отдыха, учебы, развития способностей правовой защиты и так далее. В качестве субъективных можно принять показатели, характеризующие степень удовлетворенности или неудовлетворенности (в оценках детей, а также специалистов-экспертов) работой классного руководителя по реализации функции социальной защиты.