Развитие деятельностей преподавания и учения

Строение «шага» дидактических процессов по предмету «Фи­зическая культура» и характер внутренних взаимосвязей его эле­ментов свидетельствуют о том, что взаимодействие преподавания и учения носит закономерный характер.

Закономерность в общественных явлениях (к этой категории относятся и дидактические процессы) — объективно существую­щая и необходимая повторяющаяся, существенная связь явлений

жизни, или этапов процесса, которая характеризует их поступа­тельное развитие.

Под закономерностями педагогического процесса понимаются объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существен­ные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Различаются связи с внешними по отношению к про­цессу явлениями, например, социальной средой, требованиями государства и общества. Здесь возникают внутренние связи, на­пример между средствами, формами, методами и результатами обучения, воспитания, развития. Познание и реализация законов и закономерностей педагогических процессов позволяют добивать­ся эффективных результатов функционирования учебно-воспита­тельного процесса, включая отдельные учебные дисциплины, в том числе физическую культуру.

В педагогических явлениях и процессах проявляются многочис­ленные законы и закономерности. Наиболее значимы из них те, которые оказывают влияние на учебно-воспитательный процесс по школьной физической культуре. Их можно назвать законами процесса обучения, обусловленными потребностями общества, зависимостью результативности обучения от структуры его содер­жания, структуры дидактических процессов — от форм организа­ции и методов реализации деятельности учителя и учащихся, за­конами единства преподавания и учения в процессе обучения, единства образования, воспитания и развития обучаемых в про­цессе обучения и др.

Общепедагогические, общедидактические законы и закономер­ности должны быть переработаны и адаптированы к дидактиче­ским процессам по каждой из учебных дисциплин, в частности по физической культуре.

В подобной переработке и адаптации важно не столько описать элементы — звенья «шага» дидактических процессов, сколько познать связи между ними, понять законы и источники их разви­тия.

Для этого среди связей следует выявлять наиболее существен­ные, доминирующие, всеобщие, необходимые, постоянно дей­ствующие, устойчивые. Решающую роль играет связь между про­цессами преподавания и учения1. Основные взаимосвязи учителя и учащихся выявляются в ходе обмена информацией, которую учитель передает учащимся, воздействуя на их сознание посред­ством речи, зрительных анализаторов и других влияний, осуще­ствляемых по каналам обратной связи в процессе выполнения прак­тических заданий, — решения двигательных задач.

Звенья типового «шага» дидактических процессов образуют дидактические взаимодействия двух видов— непо-

1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. — С. 471—474.

           
  Развитие деятельностей преподавания и учения - student2.ru
    Развитие деятельностей преподавания и учения - student2.ru
 
    Развитие деятельностей преподавания и учения - student2.ru
 

Развитие деятельностей преподавания и учения - student2.ru

средственное и опосредованное. Выражением сущности непосред­ственного дидактического взаимодействия служат деятельности преподавания и учения, их взаимосвязь, взаимообусловленность.

Сущность связи «учитель (деятельность преподавания) — уча­щиеся (деятельность учения)» в том, что первый воздействует на вторых педагогически посредством переработанного учебного ма­териала (содержания образования). Учащиеся воспринимают воз­действия учителя, оперируют этой информацией (в данном слу­чае формируемыми знаниями или изучаемым двигательным дей­ствием); взаимодействуют с ним (выполняют учебные задания, обеспечивающие усвоение изучаемой порции содержания обра­зования).

В ходе реализации связи «учитель — учащиеся» учитель контро­лирует параметры реализации собственных воздействий и влия­ний, добивается получения ожидаемых, плановых результатов. От­сутствие таких результатов — повод проанализировать коррект­ность собственных воздействий, реальность цели и задач, пра­вильность применяемых средств, форм и методов воздействия на учащихся. При этом выявляется адекватность (соответствие) со­держания деятельности преподавания реальным условиям, сло­жившимся к началу непосредственного дидактического взаимо­действия. В случае обнаружения несоответствия на месте органит. зации дидактических процессов (в спортивном зале, приспособ­ленном для занятий физической культурой, помещении, площадке или иной местности: пересеченная местность, парк или лесная поляна, открытое поле, бассейн и т.д.), необходимо внести соот­ветствующие коррективы с учетом реальных условий, устранить причину, обусловившую рассогласованность во взаимосвязи дея­тельности учителя и учащихся.

Могут быть и другие причины: эмоциональное состояние, утом­ление, недисциплинированность отдельных учащихся или груп­пы школьников. В этих случаях также необходимо изменить алго­ритм действий или их содержание, чтобы обеспечить взаимодей­ствие преподавания и учения. Рассмотрим возможный вариант вза­имосвязи деятельности учителя и учащихся (рис. 6).

Результативность дидактических процессов зависит от актив­ности деятельности учащихся. Активными учащиеся будут лишь тогда, когда их цели, хотя бы в общих чертах, будут соответство­вать цели деятельности учителя; когда порция, часть содержания образования, которая выполняет во взаимодействии роль сред­ства воздействия педагога на школьников, превращается в пред­мет их интереса и вовлекает их в интенсивную деятельность с предметом усвоения. Отсюда крайне важно, чтобы цели деятель­ности преподавания вписывались в мотивы занятий учащихся кон­кретных классов физической культурой и спортом. Желательно, чтобы взаимоотношения учителя и учащихся строились на демок-

ратической основе: учитель обращается к учащимся, в основном давая советы, высказывая пожелания и предъявляя требования без элементов жесткости, в дружественно-товарищеском тоне.

Речь должна быть спокойной, а требования — адекватными возможностям или учитывающими зону ближайшего развития школьников и их индивидуальные особенности. Учитель должен выступать в роли неформального лидера коллектива класса, быть уважаемым ими. Такова формальная сторона данного стиля учеб­ной деятельности педагога.

Деятельность учителя должна соответствовать следующим тре­бованиям:

- Развитие деятельностей преподавания и учения - student2.ru всегда иметь конкретную программу своей деятельности и деятельности учащихся во взаимодействии по данной дисципли­не в форме плана или плана-конспекта урока. Однако не всегда следовать заранее разработанному алгоритму действий. В случае необходимости можно отступить от него и принять иную про­грамму взаимодействия, соответствующую конкретным условиям совместной со школьниками деятельности;

- проявлять разумную инициативу и вместе с тем поддержи­вать полезные начинания и действия коллектива класса, группы учащихся или отдельных школьников;

- не бояться критически осмысливать как свои действия, так и действия учащихся, допускать критику своих действий, быть са­мокритичным;

- обеспечивая активную двигательную деятельность учащихся на занятиях, можно регулировать воздействие физической и пси­хоэмоциональной нагрузки на организм учащихся, проявлять кор­ректную заботу о физическом развитии и оздоровлении школь­ников;

- уметь своевременно определить признаки формирующегося конфликта между учителем и учениками класса и вовремя его нейтрализовать;

- пользоваться действительным и неформальным авторитетом у учащихся, который должен сохраняться и во внеучебной обста­новке.

Такой стиль деятельности учителя физической культуры спо­собствует формированию соответствующего стиля деятельности учащихся в процессе дидактического взаимодействия и даже пос­ле их завершения.

Стиль взаимодействия педагога с учащимися формируется в процессе обучения в учреждении профессионального образова­ния и педагогической практики на основе глубокого осознания основных законов развития и формирования системы человече­ских отношений.

Многолетние наблюдения показывают, что во время педагоги­ческой практики будущий учитель физической культуры совер­шенствует свою подготовленность, накапливает опыт общения с учениками. Особенно ценен опыт, приобретенный в процессе изу­чения, анализа и критической оценки своей деятельности, ос­мысления причин успехов и неудач, сравнения своей деятельно­сти с лучшими образцами. Педагог получает также положитель­ный опыт в экспериментах, в ходе которых изыскивает новые, более эффективные приемы работы.

Учитель физической культуры, анализирующий свою педаго­гическую деятельность, избавляется от отрицательных черт ха­рактера, формирует свой имидж путем выработки таких качеств личности, которые присущи лучшим учителям.

Формированию демократического стиля преподавания в про­цессе дидактического взаимодействия с учащимися могло бы спо­собствовать соблюдение следующих рекомендаций:

- не начинать взаимодействие с учащимися на уроках физи­ческой культуры с агрессивности, выговора, резких замечаний и обещаний наказать их;

- не торопиться выносить суждение, оценивая личность уча­щегося (только по положительным или отрицательным качествам);

- не выделять «любимчиков», относиться к каждому ровно;

- не спешить с выставлением отрицательных отметок за учеб­ную деятельность, находить в ней положительные моменты, по­мнить всегда о стимулирующей роли положительной отметки;

- учиться владеть собой в трудных и неприятных обстоятельствах;

- учиться объективно оценивать исполнительскую дисциплину учащихся, их реальные возможности выполнить учебные и иные задания;

- помнить, что личный пример учителя оказывает позитивное влияние на формирование уровня обученное™ и воспитанности учащихся;

- учиться заражать школьников своим настроением, доброже­лательностью, избегая при этом панибратства;

- постоянно работать над самосовершенствованием.

Во взаимодействии с учащимися в ходе дидактических процес­сов демократический стиль наиболее эффективен, поскольку по­зволяет формировать соответствующее отношение учащихся к учи­телю.

Наши рекомендации