Каким может быть классный час?

В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, обычно называемое классным часом. Чем занимается коллектив в это время — решают учащи­еся и классный руководитель.

В одну неделю проводится классное собрание, в другую — час классного руководителя (воспитательный час), в третью — встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школь­ники учитывают при планировании воспитательной работы. Од­нако данное положение не следует понимать формально. Необ­ходимо исходить из конкретной ситуации. Возможны экстрен­ные сборы коллектива в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетание на од­ном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученичес­кое собрание и т. д. ).

Следует учитывать, что час классного руководителя и клас­сное собрание имеют разные задачи, содержание , организаци­онные формы и методы проведения, иначе определяют роль, фун­кции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми.

Час классного руководителя представляет собой форму вос­питательной работы педагогов с учащимися во внеурочное вре­мя. В отличие от классного ученического собрания она не пред­полагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.

В то же время следует учитывать, что формы проведения класс­ного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рас­сматриваемые на воспитательном часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.

Час классного руководителя — это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, спо­собствующую формированию у них системы отношений к окру­жающему миру. Можно выявить следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова).

Просветительская функция заключается в том, что класс­ный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не на­шли отражения в учебных программах. Это могут быть сведе­ния о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире. На вопрос начинающего педагога: «О чем говорят на классных часах?» — можно ответить: «Обо всем», так как объектом рас­смотрения может стать любое явление жизни.

Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция дает возможность знакомиться с миром, то ориенти­рующая помогает оценивать его. И эта функция — основная. Правда, она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношения к объекту мира, с которым он не­знаком, как, например, нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты, и т. п.

Иногда классный час может выполнить только ориентиру­ющую функцию. Это бывает, когда обсуждается всем известное событие.

Направляющая функция классного часа помогает перево­дить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия существен­но снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда со­здается благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.

Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьниковнареальные практические дела.

Формирующая функция связана с реализацией 3 вышеука­занных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументирован-но отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведения часа классного руководителя учащиеся рисуют, мастерят, сочиня­ют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятель­ность формирует отношения между детьми в коллективе, поло­жительное и действенное общественное мнение.

Методика организации часа классного руководителя преж­де всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особеннос­тей детей, их опыта.

Могут быть предложены различные циклы классных ча­сов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми: наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиени­ческих норм, половое воспитание; профориентация; психо-

логическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т. д.

Безусловно, что темы, содержание классных часов классный руководитель определит тогда, когда изучит уровень воспитан­ности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь де­тей и их родителей.

Первый классный час должен пленить, должен поразить! Педагог может идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого.

При подготовке и проведении классных часов используют­ся различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзо­ры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирова­ние и анализ его результатов, беседы «за круглым столом», об­суждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), обращения к вы­сказываниям выдающихся людей с последующим обсуждени­ем, «мозговая атака», работа по творческим группам. Практи­ка показывает, что наиболее эффективными и интересными для детей являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.

Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего орга­низовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге це­лесообразно рассмотреть в библиотеке.

Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В этом случае чаще всего используетсяэтичес­кая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т. д. Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы об­щечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Целесообразно спланировать проведение этических бесед на 3-4 года. Живое слово учителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями школьников.

Такие беседы рекомендуется начинать с определения содер­жания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответ­ствующих нравственных категорий. Однако использовать при­меры нужно разумно; лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные детям. При анализе отрицательных

примеров необходим большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сто­рону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, ибо воспитательная позиция учителя должна быть скрыта от уча­щихся.

С подростками целесообразно проводить беседы в форме за­нятий по решению поведенческих задач — ситуаций с нрав­ственным содержанием.

В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы — диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у школьников есть не­которые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных ча­сов по нравственным проблемам или разговора, возникшегонауроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и резуль­тат, действенность проводимых ранее классных часов, воспи­тательной работы в целом.

Часы классного руководителя очень разнообразны по содер­жанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспи­тательные часы, в основе которых лежат:

а) рассказ, беседа, сообщение самого классного руководи­теля;

б) выступление специалиста;

в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом

и т. п. ;

г) сообщения самих школьников.

На наш взгляд, целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педа­гога в подготовке и проведении воспитательного часа.

В зависимости от этого классные часы можно подразделить на 3 вида. К первому относятся те, подготовка к которым тре­бует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некото­рых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, напри­мер, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Ре­жим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов — врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя — оказать им помощь в подготовке выступления.

Второй тип классных часов характеризуется совместной де­ятельностью педагогов и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработ­ка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники гото­вят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных класс­ных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутрен­ней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.

Третий вид классных часов предполагает активную самосто­ятельную работу самих учащихся. Ответственность за их под­готовку и проведение возлагается на группу школьников — совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися проду­мывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помо­гает составить творческие задания микроколлективам. При са­мостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много выдумки, фантазии. Между группами возникает дух со­ревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог не­заметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:

— школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой про­блеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмыс­ления;

— значительная часть учащихся владеет навыками и уме­ниями коллективной творческой работы, самостоятельна и от­ветственна;

— актив, совет дела способен стать организующим и коор­динирующим центром при подготовке и проведении классного часа.

Подчеркнем, что выбор типа воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельнос­ти, а также педагогического мастерства, индивидуальных осо­бенностей классного руководителя, характера его взаимоотно­шений со школьниками.

Особо следует выделить те классные часы, когда перед уча­щимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересны­ми людьми играют важную роль в воспитании, но они достига-

ют успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы детей и ре­ализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспита­тельную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направлен­ности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем пе­дагог готовит к встрече и учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вмес­те с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, про­явить уважение и внимание к приглашенным.

Подготовка классного руководителя к воспитательномучасу

предполагает следующие действия:

— определение темы классного часа, формулировкуего целиисходя из задач воспитательной работы с коллективом;

— тщательный отбор материала с учетом поставленных це­лей и задач исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, ло­гичность и последовательность);

— составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение школьников к актив­ной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздейству­ющих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышаю­щих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;

— подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденно­го разговора;

— определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товари­щей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;

— определение своей роли и позиции в процессе подготов­ки и проведения воспитательного часа;

— выявление возможностей по закреплению полученнойнаклассном часе информации в дальнейшей практической дея­тельности детей.

Особое внимание классный руководитель обращает на пси­хологическую подготовку учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор.

Настрой начинается с момента оповещения учащихся о класс­ном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. п.

В период завершения подготовки воспитательного часа пе­дагог окончательно определяет его структуру (план). Хотя каж­дый час классного руководителя неповторим, нередко в общем виде его структуру представляют в виде 3 частей: вступитель­ной, основной, заключительной.

Назначение вступительной части — мобилизовать внима­ние учащихся, обеспечить серьезное отношение к теме разго­вора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Время вступительной части ограниченно:

ученики уже минут через 5-7 должны получить новую инфор­мацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор можно на­чать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.

Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа и функциями, изложенными выше. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.

В заключительной части важно создать у всех учащихся чув­ство удовлетворения состоявшимся разговором, возбудить у де­тей желание внести изменения в свое поведение, в работу клас­са. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от ос­новного содержания. Можно продолжить разговор на классном собрании.

При составлении плана воспитательного часа эти его части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня: постановка вопроса — в первой части; его решение — во второй, определение значи­мости решения — в третьей.

Необходимо также учитывать, что в ряде случаев данная структура может быть и педагогически нецелесообразна. На­пример, в случае взволновавшего всех события можно исклю­чить вступление и сразу приступить к изложению основного содержания; или же, когда школьники получают на класс­ном часе материал для размышления, заключительная часть отсутствует, а завершается обсуждение на следующем класс­ном часе.

Приведем пример классного часа «О доброте и милосердии», проведенного в 9-м классе.

Подготовка

Дать для обдумывания детям следующие ситуации.

— На улице вы встретили монахиню, которая собирает деньги на восстановление храма.

— По телевизору — объявление. Вы услышали зов о по­мощи: мальчику нужна операция, деньги перечислитенасчет . №. . .

И другие ситуации подобного рода.

Задание: обдумайте возможные реакции людей на данные ситуации, обоснуйте свое мнение.

Проведение

1. Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсужда­ют, о каких качествах личности они свидетельствуют.

2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать от­вет на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.

3. Вместе выводят определение: «добро» и «милосердие».

4. Дискуссия на тему: наскольковысока ценность добра и милосердия в современную эпоху?

Дискуссия проводится с доказательствомсвоего мнения и с конкретными примерами.

5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повыша­лась, чтобы эти качества развивались в людях?

6. Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?

Таким образом, классный час может проводиться в различ­ных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.

Завершая рассмотрение вопроса о классном часе, можно дать еще ряд советов по его организации.

1. Содержание классных часов следует строить так, что­бы постепенно переходить от «предметной» информации кееоценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.

2. В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, дол­жен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные воп­росы, акцентировать внимание на важных моментах, размыш-

лять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.

3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и п-ри его снижении, особенно через 20-25 минут, использовать ак­тивные воздействующие средства (интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозго­вая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельнос­ти, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.

4. Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сентенций и назидательности — это верный способ выработать отношение, обратное желаемому.

5. Во время классного часа надо предложить учащимся са­мим выбрать себе удобное место и приятного соседа.

6. Постепенно необходимо накапливать традиции в про­ведении классного часа. Ими может стать соблюдение привыч­ной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной для высказывания обстановки, предупреждение шума, криков, обидных реплик при спорах. Традиционный порядок приучает детей к культуре группового общения. Могут быть коллектив­но выработаны определенные поведенческие нормы на класс­ном часе, например:

— уважительное отношение к любому выступающему;

— поднятая рука — единственный способ сообщить о своем желании выступить;

— право на любой вопрос, который можно задать на класс­ном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим воп­рос и над самим вопросом;

— максимальная искренность и связанное с ней право уче­ников на молчание, когда нет желания говорить;

. — в тишине и только в тишине можно думать, говорить, слу­шать.

Наши рекомендации