Каким может быть классный час?
В ряде школ для работы каждого классного коллектива в один из дней недели определено время, обычно называемое классным часом. Чем занимается коллектив в это время — решают учащиеся и классный руководитель.
В одну неделю проводится классное собрание, в другую — час классного руководителя (воспитательный час), в третью — встречи, экскурсии. Это время классный руководитель и школьники учитывают при планировании воспитательной работы. Однако данное положение не следует понимать формально. Необходимо исходить из конкретной ситуации. Возможны экстренные сборы коллектива в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков по объективным причинам, сочетание на одном классном часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час классного руководителя и ученическое собрание и т. д. ).
Следует учитывать, что час классного руководителя и классное собрание имеют разные задачи, содержание , организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения с детьми.
Час классного руководителя представляет собой форму воспитательной работы педагогов с учащимися во внеурочное время. В отличие от классного ученического собрания она не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.
В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на классном собрании.
Час классного руководителя — это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. Можно выявить следующие воспитательные функции классного часа: просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую (Н. Е. Щуркова).
Просветительская функция заключается в том, что классный час расширяет круг тех знаний учащихся, которые не нашли отражения в учебных программах. Это могут быть сведения о событиях, происходящих в городе, деревне, стране, мире. На вопрос начинающего педагога: «О чем говорят на классных часах?» — можно ответить: «Обо всем», так как объектом рассмотрения может стать любое явление жизни.
Ориентирующая функция заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающей действительности, в выработке у них определенной иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительская функция дает возможность знакомиться с миром, то ориентирующая помогает оценивать его. И эта функция — основная. Правда, она неразрывно связана с просветительской: нельзя ученику передать отношения к объекту мира, с которым он незнаком, как, например, нельзя привить любовь к Родине тому, кто не знает ее красоты, и т. п.
Иногда классный час может выполнить только ориентирующую функцию. Это бывает, когда обсуждается всем известное событие.
Направляющая функция классного часа помогает переводить разговор о жизни в область реальной практики учащихся, направляя их деятельность. «Ознакомление» и «оценивание» мира должно завершаться «взаимодействием» с ним. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия существенно снижается, а знания не переходят в убеждения, и тогда создается благоприятная обстановка для проявления скепсиса, лицемерия и других негативных качеств личности.
Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьниковнареальные практические дела.
Формирующая функция связана с реализацией 3 вышеуказанных функций и заключается в формировании у школьников привычки обдумывать и оценивать свою жизнь и самих себя, в выработке умений вести групповой диалог, аргументирован-но отстаивать свое мнение. В ходе подготовки и проведения часа классного руководителя учащиеся рисуют, мастерят, сочиняют, изображают, что, в свою очередь, развивает специальные умения и навыки. При этом правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
Методика организации часа классного руководителя прежде всего предполагает определение его содержания, которое, в свою очередь, зависит от целей, задач, возрастных особенностей детей, их опыта.
Могут быть предложены различные циклы классных часов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми: наука и познание; прекрасное в жизни, в искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание; профориентация; психо-
логическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание и т. д.
Безусловно, что темы, содержание классных часов классный руководитель определит тогда, когда изучит уровень воспитанности школьников, их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь детей и их родителей.
Первый классный час должен пленить, должен поразить! Педагог может идти не от программы, а от того, что ему самому особенно близко и дорого.
При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы «за круглым столом», обсуждение конкретных событий, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих учащихся (поют, рисуют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам. Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для детей являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности.
Воспитательный час можно провести и вне школы. Так, классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблему бережного отношения к книге целесообразно рассмотреть в библиотеке.
Особый цикл составляют классные часы по нравственному просвещению. В этом случае чаще всего используетсяэтическая беседа о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости и т. д. Эти беседы должны помочь школьникам уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт. Целесообразно спланировать проведение этических бесед на 3-4 года. Живое слово учителя здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями школьников.
Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно; лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные детям. При анализе отрицательных
примеров необходим большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, ибо воспитательная позиция учителя должна быть скрыта от учащихся.
С подростками целесообразно проводить беседы в форме занятий по решению поведенческих задач — ситуаций с нравственным содержанием.
В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы — диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у школьников есть некоторые знания, мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии классных часов по нравственным проблемам или разговора, возникшегонауроке. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и результат, действенность проводимых ранее классных часов, воспитательной работы в целом.
Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат:
а) рассказ, беседа, сообщение самого классного руководителя;
б) выступление специалиста;
в) встреча с интересным человеком, политиком, артистом
и т. п. ;
г) сообщения самих школьников.
На наш взгляд, целесообразным основанием для типизации часов классного руководителя является характер деятельности детей, степень их самостоятельности и активности, роль педагога в подготовке и проведении воспитательного часа.
В зависимости от этого классные часы можно подразделить на 3 вида. К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Дети лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Как развивать память», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Режим дня и НОТ школьника» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов — врача, психолога, юриста. Задача классного руководителя — оказать им помощь в подготовке выступления.
Второй тип классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и учащихся. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит учителю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с детьми. Под руководством учителя школьники готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая ребят к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори доброе ради добра», «Дружба в жизни человека» и др.
Третий вид классных часов предполагает активную самостоятельную работу самих учащихся. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на группу школьников — совет дела. Классный руководитель вместе с учащимися продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам учащиеся проявляют много выдумки, фантазии. Между группами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами учащиеся, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип классных часов возможен в том случае, если:
— школьники имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
— значительная часть учащихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна;
— актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении классного часа.
Подчеркнем, что выбор типа воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста учащихся, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений со школьниками.
Особо следует выделить те классные часы, когда перед учащимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достига-
ют успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы детей и реализуют педагогические замыслы воспитателя. Подготавливая встречу, классный руководитель создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях классного коллектива, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече и учащихся, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей. Он вместе с активом распределяет поручения между школьниками. Микроколлективы готовят сюрпризы, оформляют помещение, продумывают, как пригласить гостей, завершить встречу, проявить уважение и внимание к приглашенным.
Подготовка классного руководителя к воспитательномучасу
предполагает следующие действия:
— определение темы классного часа, формулировкуего целиисходя из задач воспитательной работы с коллективом;
— тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опытом учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
— составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение школьников к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение учащихся, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
— подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
— определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;
— определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;
— выявление возможностей по закреплению полученнойнаклассном часе информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Особое внимание классный руководитель обращает на психологическую подготовку учащихся. Они должны ожидать классный час, настроиться на важный и серьезный разговор.
Настрой начинается с момента оповещения учащихся о классном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все учащиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. п.
В период завершения подготовки воспитательного часа педагог окончательно определяет его структуру (план). Хотя каждый час классного руководителя неповторим, нередко в общем виде его структуру представляют в виде 3 частей: вступительной, основной, заключительной.
Назначение вступительной части — мобилизовать внимание учащихся, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека. Время вступительной части ограниченно:
ученики уже минут через 5-7 должны получить новую информацию, иначе их внимание рассеивается. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.
Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа и функциями, изложенными выше. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.
В заключительной части важно создать у всех учащихся чувство удовлетворения состоявшимся разговором, возбудить у детей желание внести изменения в свое поведение, в работу класса. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания. Можно продолжить разговор на классном собрании.
При составлении плана воспитательного часа эти его части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня: постановка вопроса — в первой части; его решение — во второй, определение значимости решения — в третьей.
Необходимо также учитывать, что в ряде случаев данная структура может быть и педагогически нецелесообразна. Например, в случае взволновавшего всех события можно исключить вступление и сразу приступить к изложению основного содержания; или же, когда школьники получают на классном часе материал для размышления, заключительная часть отсутствует, а завершается обсуждение на следующем классном часе.
Приведем пример классного часа «О доброте и милосердии», проведенного в 9-м классе.
Подготовка
Дать для обдумывания детям следующие ситуации.
— На улице вы встретили монахиню, которая собирает деньги на восстановление храма.
— По телевизору — объявление. Вы услышали зов о помощи: мальчику нужна операция, деньги перечислитенасчет . №. . .
И другие ситуации подобного рода.
Задание: обдумайте возможные реакции людей на данные ситуации, обоснуйте свое мнение.
Проведение
1. Анализ ситуаций. На доске выписываются возможные реакции, которые предложили учащиеся, все вместе обсуждают, о каких качествах личности они свидетельствуют.
2. Два понятия: добро и милосердие. Дети должны дать ответ на вопрос, какие из выделенных выше качеств входят в эти два понятия.
3. Вместе выводят определение: «добро» и «милосердие».
4. Дискуссия на тему: наскольковысока ценность добра и милосердия в современную эпоху?
Дискуссия проводится с доказательствомсвоего мнения и с конкретными примерами.
5. Что надо сделать, чтобы ценность этих понятий повышалась, чтобы эти качества развивались в людях?
6. Выход на конкретные дела. А что мы можем сделать?
Таким образом, классный час может проводиться в различных формах. Классному руководителю важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.
Завершая рассмотрение вопроса о классном часе, можно дать еще ряд советов по его организации.
1. Содержание классных часов следует строить так, чтобы постепенно переходить от «предметной» информации кееоценке, от общих оценок — к развернутым суждениям.
2. В процессе обсуждения поставленных вопросов учитель должен быть очень внимателен к выступлениям учащихся, должен вносить нужные коррективы, ставить дополнительные вопросы, акцентировать внимание на важных моментах, размыш-
лять вместе с детьми и помочь им найти правильные решения нравственной проблемы.
3. Необходимо учитывать психологические особенности восприятия материала учащимися, следить за вниманием и п-ри его снижении, особенно через 20-25 минут, использовать активные воздействующие средства (интересный по содержанию материал, постановка острого вопроса, коллективная «мозговая атака», музыкальная пауза) или сменить вид деятельности, подготовить сюрприз, приятную неожиданность.
4. Очень важен тон учителя, его доброжелательность. Нельзя допускать сентенций и назидательности — это верный способ выработать отношение, обратное желаемому.
5. Во время классного часа надо предложить учащимся самим выбрать себе удобное место и приятного соседа.
6. Постепенно необходимо накапливать традиции в проведении классного часа. Ими может стать соблюдение привычной тишины, внимание к говорящему, создание благоприятной для высказывания обстановки, предупреждение шума, криков, обидных реплик при спорах. Традиционный порядок приучает детей к культуре группового общения. Могут быть коллективно выработаны определенные поведенческие нормы на классном часе, например:
— уважительное отношение к любому выступающему;
— поднятая рука — единственный способ сообщить о своем желании выступить;
— право на любой вопрос, который можно задать на классном часе, и отсутствие права на насмешку над задающим вопрос и над самим вопросом;
— максимальная искренность и связанное с ней право учеников на молчание, когда нет желания говорить;
. — в тишине и только в тишине можно думать, говорить, слушать.