Методы опроса (беседа, интервьюирование и анкетирование)
Широкую известность в исследованиях в области физической культуры и спорта, как и в других педагогических науках, приобрели методы опроса. Их достоинство в том, что исследователь может опросить большое количество людей, живущих в различных районах, и получить сравнимые и легко анализируемые данные. А также, методы опроса позволяют получать информацию о мнениях людей, мотивах поведения, интересах, намерениях и т.д., то есть обо всём, что не может быть установлено при помощи инструментальных методах измерения.
В педагогическом исследовании имеет значение составление самого опросника. При его составлении следует придерживаться следующих правил:
· опросник должен быть логичным и целенаправленным;
· число вопросов должно быть строго ограниченным, так как обилие вопросов делает ответы формальными;
· вопросы должны ставиться в корректной форме;
· предпочтение должно отдаваться анонимному опроснику;
· вопросы должны составляться с учётом их возможной обработки на компьютере.
В зависимости от методики и проведения опроса выделяют беседу, интервью и анкетирование.
Беседа – это продуманный и тщательно подготовленный разговор исследователя с респондентом с целью получения сведений по изучаемому вопросу.
Получение информации при этом основано на вербальной коммуникации, на прямом социальном воздействии, что определяет большие возможности этого метода. Его гибкость обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует углублённому пониманию всех мотивов отдельных ответов респондента. Если исследователю удается создать атмосферу доверия и искренности, метод беседы позволит ему получить такую информацию, которую невозможно получить никаким другим методом.
В соответствии с тем, сколько людей принимает участие в беседе, различают беседы индивидуальные и групповые. Если беседа носит односторонний характер, т. е. вопросы задаёт преимущественно исследователь, а респондент отвечает на них, то говорят об интервьюировании или односторонней беседе.
По структуре вопросов различают стандартизированные (структурированные) и нестандартизированные (неструктурированные) беседы. Стандартизированная беседа предполагает предварительную формулировку вопросов и определение их очерёдности. Получаемая в этом случае информация легко может быть обработана, но глубина познания при этом уменьшается. Нестандартизированная беседа проходит более свободно.
Недостатком этой формы является сложность обработки полученной информации. Важным этапом проведения беседы является её подготовка. Исследователь определяет проблему, на решение которой направлена беседа, круг респондентов, тип беседы и разрабатывает её план. Начинать беседу следует с общих вопросов, которые познакомят респондента с проблемой, являющейся предметом исследования, и только в середине разговора исследователь ставит вопрос, который является целью всего исследования. Серьёзную проблему при использовании метода беседы представляет выбор способа регистрации получаемой информации. Исследователь может сам записывать ответы в ходе беседы, а также использовать технические средства (диктофон), что особенно важно тогда, когда необходимо точно зафиксировать ответ. Исследователь должен быть тактичным, корректным и всегда помнить о том, что его задача - собрать необходимые сведения, а не поучать или спорить.
Успешность и эффективность беседы зависит от опыта, степени психологической подготовленности, уровня теоретических знаний студента, мастерства ведения беседы и даже личной привлекательности (Е.П. Врублевский, О.Е.Лихачева, Л.Г. Врублевская, 2006).
Во избежание преднамеренного искажения ответов участники не должны догадываться об истинных целях исследования. Для беседы важно создать атмосферу непринуждённости и взаимного доверия, соблюдая при этом педагогический такт и этику. Благоприятной обстановкой является естественная среда: спортзал, стадион, бассейн, площадки и т.д.
Разновидностью беседы можно считать интервьюирование.
Интервью – это метод получения информации путём устных ответов респондентов, при котором запись ответов проводится либо исследователем или механически с помощью записывающих устройств на различные носители информации. В отличие от беседы, вопросы, построенные в определённой последовательности, задаёт только исследователь, а респондент только отвечает на них. Интервьюер может наблюдать за поведением опрашиваемого, что значительно облегчает интерпретацию полученных данных.
Наиболее распространённой формой опроса является анкетирование.
Анкетированиепринадлежит к специфическим методам, заимствованным педагогикой из общественных наук. При анкетированиисбор данных основан на получении письменных ответов на систему заранее подготовленных и стандартизированных вопросов с точно указанным способом ответов.
Анкетирование предусматривает разработку специальных анкет и опросных листов. Они отличаются друг от друга лишь степенью развёрнутости ответов: в анкете вопрос ставят так, что отвечающий имеет лишь два варианта ответа – «да» или «нет», а в опросном листе ответы даются в развёрнутой форме. Вопросы необходимо формулировать так, что лексика, термины, степень доступности понятий должны соответствовать уровню отвечающих. Данный метод примечателен тем, что предназначен для широкомасштабного сбора данных. В анкетировании измеряемая величина отражается косвенно, в виде частот различных ответов.
В методике анкетирования могут использоваться и комбинированные анкеты, содержащие вопросы открытого и закрытого типа. В проведении анкетного опроса целесообразно соблюдать следующие правила:
· респондентам следует разъяснять цели и значение опроса;
· необходимо сохранять возможность анонимных ответов, то есть не указывать Ф.И.О. и другие данные респондентов, если этого не требуют задачи исследования;
· помимо кратких ответов на уже сформулированные в анкете вопросы, опрашиваемые должны иметь возможность вписывать дополнительные данные и сведения;
· количество вопросов в анкете не должно быть большим.
В исследованиях, проводимых студентами в области физической культуры, анкетирование направлено на изучение опыта учебно-воспитательной работы педагогов образовательных учреждений по самым различным вопросам: содержание и методика проведения физкультурных занятий, методы и формы воспитательно-оздоровительной работы с коллективом занимающихся, методика освоения элементов техники физических упражнений и т.д.
Для проведения анкетирования не обязателен личный контакт с респондентом, так как анкеты можно рассылать по почте или раздавать с помощью других лиц. Преимуществом анкетирования перед другими методами опроса в том, что этот метод удобен для быстрого выяснения мнений большой группы опрашиваемых. Он может применяться на соревнованиях, совещаниях, собраниях, занятиях и т.д. Кроме того, результаты анкетирования удобно подвергать анализу методами математической статистики.
Структура и характер анкет определяются содержанием и формой вопросов, которые задаются опрашиваемым. По своему содержанию вопросы могут быть прямыми и косвенными, а по форме представления ответов - открытыми и закрытыми.
Прямые вопросы нацелены непосредственно на решение задач исследования. Например, в анкету может быть включён вопрос: «Какую роль, по Вашему мнению, играет физическая культура в формировании подготовки специалиста?». Но респонденты не всегда охотно отвечают на прямые вопросы, поэтому иногда предпочтительнее ставить косвенные вопросы. В этом случае можно сформулировать вопрос так: «Согласны ли Вы с тем, что физическая культура играет важную роль в подготовке специалиста?» и т.д.
По форме представления ответов вопросы анкеты бывают открытые и закрытые. Открытыми называются вопросы, не ограничивающие ответа респондента. Например: «В какой сфере деятельности после окончания вуза Вы хотели бы специализироваться?». Такие вопросы позволяют получать ответы в естественной форме, содержащие обоснование мотивов, но затрудняют обработку полученных результатов.
Вопросы должны быть лаконичны и точны, соответствовать образовательному уровню респондентов. Качество анкетирования повышается, если до начала эксперимента составленную анкету подвергнуть экспертной оценке и её усовершенствовать в соответствии с высказанными мнениями экспертов.
Слабой стороной анкет являются: их стандартный характер, отсутствие живого контакта с опрашиваемым, что не всегда обеспечивает достаточно исчерпывающие и откровенные ответы. Кроме того, рассылая анкеты, исследователь не знает, как к ней отнесутся, возвратят ли её заполненной.
Иногда целесообразна оценка ответов по балльной системе. Чаще всего применяется трёхбалльная система оценки ответов (3 балла - «да»; 2 - «не знаю»; 1 - «нет»). Пятибалльная система используется реже (5 баллов - «да»; 4 - «больше да, чем нет»; 3 - «не знаю, не уверен»; 2 - «больше нет, чем да»; 1 - «нет»).
Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны и по содержанию, частично, перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Вся анкета должна быть построена так, чтобы располагать респондентов к откровенности, но и не подсказывать им ответ. При этом опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них, поэтому анкеты лучше сделать анонимными.
Контрольные педагогические испытания (тесты)
Педагогическое тестирование (испытания) – это научные процедуры, позволяющие с помощью специально подобранных контрольных упражнений или тестов оценивать уровень подготовленности на различных этапах учебно-воспитательного процесса. Контрольные упражнения должны быть стандартизированными по содержанию, форме и условиям выполнения двигательных действий. В исследованиях применяют не одно контрольное упражнение, а батарею тестов, что позволяет объективно и всесторонне оценить изменения [2,13, 14, 17,20].
Использование контрольных тестов может помочь решить ряд задач:
· выявить уровень физической подготовленности с помощью комплексных методов тестирования;
· изучить систему планирования учебно-воспитательного процесса по физической культуре;
· воспитать интерес и потребность к занятиям физическими упражнениями, формируя сознательность, самостоятельность и самоконтроль.
В зависимости от того, какую задачу предполагается решить с помощью тестов, различают следующие их разновидности:
· для функционального исследования сердечно-сосудистой системы;
· для антропометрических измерений с целью определения зависимости результатов от телосложения;
· для исследования физической работоспособности;
· для выявления уровня развития физических качеств;
· для определения владения техническими навыками.
При выборе тестов не следует забывать того, что они должны отвечать критериям стандартизации. Первое требование - объективность, то есть стойкость теста к действию сопутствующих факторов. Понимать это следует в смысле способности теста отражать только то состояние испытуемых, которое вызвано действием экспериментального фактора.
Второе требование - избирательность (валидность) теста по отношению к изучаемым явлениям. Другими словами контрольное упражнение должно в своём проявлении отражать то, что оно призвано отражать согласно задаче исследования.
Третье требование - ёмкость тестов. Выбранные тесты должны давать максимум информации. Их достаточная глубина позволит получить тот объём информации, который даст возможность охарактеризовать истинное состояние явления.
Четвертое требование – воспроизводимость (надёжность) тестов. Под данным требованием понимается способность теста давать идентичные результаты при условии многократного тестирования одних и тех же или разных занимающихся.
При проведении контрольных испытаний, если необходимо получить надежные результаты, объективно отражающие действительность, необходимо соблюдать точность, аккуратность и тщательность. Поэтому важно соблюдать инструкции проведения тестов и контрольных упражнений.
Хронометрирование –определение времени, затрачиваемого на выполнение каких-либо действий. Графическое изображение распределения времени называется хронографированием. В практике физического воспитания широкое распространение получило хронометрирование различных видов занятий для определения общей и моторной плотности.
Экспертное оцениваниеприменяется в тех случаях, когда педагогические явления не имеют количественного выражения (например, артистичность в фигурном катании, спортивных танцах и т.д.). В этом случае используется метод экспертных оценок с привлечением специалистов-экспертов. Наиболее простой способ проведения экспертных оценок - ранжирование, т.е. определение относительной значимости объектов экспертизы на основе упорядочения.
Педагогический эксперимент- важнейший метод исследования, при котором специально направленный педагогический процесс имеет целью выявить эффективность тех или иных методов, приемов и средств обучения, воспитания и тренировки. Для педагогического эксперимента характерно, что исследователь активно включается в процесс возникновения и течения исследуемых явлений, изменяя его условия. Тем самым он проверяет свои гипотезы, последовательно изучая каждую из сторон явления, собирая и обобщая фактический материал.
Эксперимент предусматривает активное вмешательство исследователя в педагогический процесс путём создания необходимых, технологически обоснованных условий, исключающих побочное влияние спонтанных сопутствующих факторов (обстоятельств) на конечный результат исследуемого процесса. Таким образом, основной принцип любого эксперимента - изменение только одного какого-либо фактора при неизменности и контролируемости остальных.
Педагогический эксперимент отличается от наблюдения тем, что при его помощи можно:
- изучить явления в более разнообразных условиях;
- повторить одно и то же явление несколько раз, как в одинаковой, так и в другой обстановке;
- более точно и тщательно изучить предмет, расчленить его на отдельные части и выделить из них те, которые представляют наибольший интерес для исследователя.
Структура опытно-экспериментальной работы включает констатирующий (проверочный), формирующий и контрольный эксперимент (В.И. Загвязинский, И.Ф. Харламов и др.).
Констатирующий (проверочный)эксперимент проводится, как правило, в начале экспериментального исследования, задачей которого является выяснение на практике изучаемого явления (срез показателей, характеризующих различные стороны изучаемого объекта). Это позволяет довести разработку исследовательских задач до высокой степени определённости и конкретности.
Формирующий эксперименторганизуется на основе предварительного изучения состояния проблемы и систематизации результатов констатирующего эксперимента, и в ходе него исследователь корректирует выдвинутую гипотезу и организует её проверку.
В зависимости от степени изменения этих условий различают естественный, модельный и лабораторный эксперименты, которые имеют определенные отличия в зависимости от способа комплектования групп, осведомленности испытуемых, направленности исследования и логической схемы доказательства выдвинутой гипотезы.
При проведении естественного эксперимента типичные условия обучения или занятия изменяются незначительно и даже могут быть не замечены участниками эксперимента. Примером естественного педагогического эксперимента может служить оценка эффективности обучения детей видам лыжной подготовки целостным или расчленённым методами обучения. В подобном эксперименте, как правило, типичность условий проведения занятий сохраняется, хотя содержание занятий и специально организованно.
В модельном эксперименте обычные условия учебно-воспитательного процесса значительно изменяются, что позволяет изолировать изучаемое явление от воздействия побочных факторов.
Лабораторный эксперимент характеризуется строгой стандартизацией условий, позволяющий максимально изолировать исследуемых от влияния изменяющихся условий окружающей среды.
Применять в ходе научного поиска экспериментальный метод следует целенаправленно, с учётом определённой системы исходных предпосылок и ожидаемого конечного результата, что предполагает обязательность овладения теорией эксперимента. Модель наиболее типичного для студенчества педагогического эксперимента строится на сравнении экспериментальной и контрольной групп (однородных по полу, возрасту, физической подготовленности). Результат эксперимента проявляется в изменении, которое произошло в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. При помощи статистической (математической) обработки количественных результатов выясняется, - отличаются ли результаты экспериментальной и контрольной групп. Сравниваются данные перед экспериментом с результатами, полученными к моменту его окончания. Только конечный результат учитывается в тех случаях, когда было организовано предварительное тестирование, которое служит для уравнивания обеих групп, что необходимо для последующей статистической обработки материала.
Классические эксперименты, с логической точки зрения, являются средством реализации правил индуктивного исследования, когда от наблюдения частных факторов переходят к установлению общих принципов, положений и законов.
Если студент-исследователь не располагает двумя группами (контрольной и экспериментальной), то он может сопоставить полученные данные в ходе эксперимента с результатами, полученными до эксперимента при занятиях в обычных условиях.
Существуют различные типы эксперимента: по времени (кратковременный или длительный); по характеру структуры изучаемых педагогических явлений (простой или сложный); в зависимости от цели исследования (преобразующий, контролирующий); по организации (естественный, лабораторный, комплексный).
Контрольный эксперимент дает возможность проверить результаты опытно-экспериментальной работы, подтвердить гипотезу исследования или опровергнуть ее. Далее следует описать систему занятий или программу исследования, отразить свои мысли о проведенной работе, сделать выводы. К методике проведения педагогического эксперимента предъявляются следующие требования: предварительное целенаправленное наблюдение над изучаемыми педагогическими явлениями; создание необходимых условий; подбор объектов; разработка хода эксперимента; систематические наблюдения в процессе его, регистрация полученных фактов разными средствами; переход от наблюдения фактов к логическому их осмыслению.
Математико-статистические методы подробно рассмотрены в разделе 4 «Статистическая обработка результатов исследований».