Метод ранговой корреляции Спирмена
Для измерений коэффициента корреляции существует достаточно много способов [21], но мы рассмотрим только метод ранговой корреляции Спирмена как наиболее простой и рациональный.
Перечислим задачи, которые можно решить выше названным способом:
1. Измерение силы корреляционной связи между двумя признаками, измеренными на одной и той же группе испытуемых (например, связаны ли мотивация решения задачи и эффективность ее решения?);
2. Измерение силы корреляционной связи между двумя иерархиями признаков, выявленных у двух испытуемых по одному и тому же набору признаков (например, последовательность предпочтений в каком-то выборе альтернатив);
3. Измерение силы корреляционной связи между двумя групповыми иерархиями признаков по одному и тому же набору признаков (например, по иерархии ценностей по методике Р.Рокича, когда сравниваются среднегрупповые значения двух групп);
4. Измерение силы корреляционной связи между индивидуальной иерархией признаков и групповой иерархией тех же признаков, когда сравниваемый индивид не входит в группу (например, по иерархии ценностей по методике Р. Рокича, когда сравниваются значения испытуемого и среднегрупповые).
Описание нахождения коэффициента rs
Назначение.Коэффициент ранговой корреляции Спитмена позволяет определить силу и направление корреляционной связи между двумя признаками или иерархиями признаков. Силу связи определяют по значению | rs|,а направление – по знаку rs : если rs <0, то связь обратная, если rs >0, то связь прямая.
Ограничения.
1. В каждом ряду наблюдений, которые сравниваются, должно быть не менее 5 и не более 40 наблюдений, то есть если N – количество сравниваемых пар значений, то 5 ≤ N ≤ 40.
2. Если в одном ряду (или в обоих) есть много совпадающих рангов, то rs дает грубые значения. В таком случае на одинаковые ранги вносится поправка.
Алгоритм использования:
1. Выявить два признака или две иерархии признаков для измерения силы корреляционной связи: ряд А и ряд В. Проверить выполнимость условия 5 ≤ N ≤ 40, где N – количество наблюдений в каждом из рядов А и В.
2. Проранжировать ряд А, приписывая ранг 1 наименьшему значению и равным значениям – равные ранги. Аналогично проранжировать и ряд В.
3. Сформулировать гипотезы:
4. Н0: Корреляция между переменными А и В не отличается от нуля;
5. Н1: Корреляция между переменными А и В отличается от нуля.
6. Заполнить таблицу для расчета rs:
Номер | А | В | r(А) | r(В) | d=r(A)-r(B) | d² |
… | ||||||
N | ||||||
∑ |
1) Если в ряду А есть одинаковые ранги, то подсчитывать поправку
где а – объем каждой группы одинаковых рангов в ряду рангов А.
Аналогично, если в ряду В есть одинаковые ранги, то подсчитать поправку
где в – объем каждой группы одинаковых рангов в ряду рангов В.
2) Найти коэффициент корреляции Спирмена
а) если нет одинаковых рангов в рядах А и В, то по формуле
б) если есть одинаковые ранги в рядах А и В, то по формуле
где Та и Тв–поправки.
3) По таблице для данного критерия и значению N найти критические значения
rs кр. (ρ ≤ 0,05) и rs кр. (ρ ≤ 0,01).
Изобразить все значения на оси значимости:
Если rs эмп. ≥ rs кр. на некотором уровне значимости, то Н0 отклоняется и принимается Н1, то есть связь между переменными есть и она не случайна.
Если rs эмп. < rs кр. (ρ ≤ 0,05), а значит и rs эмп. < rs кр. (ρ ≤ 0,01), то Н0 принимается, то есть связи между переменными нет, что можно утверждать с вероятностью ≥ 99%.
Пример 1. Группа учащихся 10 класса выполняла тест по математике, состоящий из 50 заданий. Подсчитывалось количество верных ответов. Связано ли количество верных ответов на вопросы теста с уровнем вербально интеллекта испытуемых, измеренного по шкале Векслера?
Пример 2.Исследовали две группы испытуемых разного возраста по проблеме терминальных ценностей.
В группе I – возраст испытуемых был от 18 до 20 лет, в группе II – возраст испытуемых был от 50 до 55 лет.
По результатам исследования получены ранги средних значений терминальных ценностей по группам (по списку Рокича):
N | Ценности | ra | rb |
1) | Жизненная мудрость | ||
2) | Здоровье | ||
3) | Интересная работа | ||
4) | Красота | 11,5 | |
5) | Любовь | 11,5 | |
6) | Материальный достаток | 9,5 | |
7) | Наличие друзей | 9,5 | |
8) | Развлечения | ||
9) | Свобода | ||
10) | Счастливая семейная жизнь | ||
11) | Уверенность в себе | ||
12) | Общественное признание | ||
13) | Счастье других | ||
14) | Творчество |
Имеется ли связь между оценками групп?