Методика занятий ритмикой для слабослышащих детей
На основе анализа научно-исследовательской литературы была подобрана методика занятий ритмикой для слабослышащих детей.
Музыкально-ритмические занятия являются частью образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию.
Программа музыкально-ритмических занятий в специальных школах для слабослышащих детей включает следующие разделы:
музыкально-ритмические движения; восприятие и воспроизведение песен и несложных музыкальных пьес; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на первом и втором годах обучения);
музыкально-ритмические движения; восприятие и исполнение песен; игра на инструментах; слушание музыки; восприятие на слух и воспроизведение устной речи (на третьем и четвертом годах обучения).
На занятиях используются четыре вида деятельности, связанные с музыкой: музыкально-ритмические движения; слушание музыки; исполнение песен игра на элементарных музыкальных инструментах. [18].
Обучение музыкально-ритмическим движениям направлено на формирование способности учащихся воспринимать музыку — ее характер, основные средства музыкальной выразительности (темп, динамику звучания, метроритм, тембр, звуковысотные отношения) и выражать эмоциональное содержание музыки в движениях.
Упражнения носят общеразвивающий характер, направлены на укрепление, развитие и коррекцию движений учащихся. В занятия включены танцевальные движения, танцы, упражнения по ритмической гимнастике.
В процессе обучения музыкально-ритмическим движениям решаются задачи овладения учениками различными движениями, управлением мышечным тонусом, развития координации, ритмичности, выразительности и красоты движений, соотнесения их с музыкой и речью.
В качестве музыкального сопровождения используется классическая и современная музыка.[41]
В специальных школах для слабослышащих детей музыкально-ритмические занятия проводят по 2 ч в неделю: в I отделении школы для слабослышащих детей занятия ведут с первого по четвертый класс, во II отделении — в подготовительном классе и с первого по четвертый класс.
Музыкально-ритмические занятия проводят в кабинете; площадью не менее 30 м2. По одной из стен монтируются балетный станок и зеркало (высотой не менее 1 м 60 см). В кабинете должны быть магнитофон или проигрыватель | с набором необходимых пластинок, видеотека, дидактический материал (портреты композиторов, репродукции, наглядные пособия, музыкальные инструменты, мячи, ленты; и др.), диапроектор, доска, наборное полотно для табличек, небольшие скамейки или стульчики для детей. Пианино помещают на такое место, чтобы учитель, играя, мог видеть всех детей.[15]
Учащиеся занимаются в эстетичной, легкой и удобной для двигательных упражнений одежде. Например, для девочек — короткая юбочка, футболка, носки, чешки, для мальчиков — шорты, футболка, носки, чешки.
Школьники воспринимают музыку и речь с помощью индивидуальных слуховых аппаратов. На занятиях слуховые аппараты детей работают в режиме, определенном для постоянного ношения. В кабинете, оснащенном индукционной петлей, регулятор на верхней панели из положения | «М» (микрофон) переводится в положение «Т» (индукционная катушка) или «МТ»; при этом усиление немного увеличивается с помощью регулятора громкости. Возможно применение другой беспроводной аппаратуры, например использующей радиопринцип.[36]
На первых занятиях необходимо проверить, слышит ли ученик с аппаратом музыку, исполняемую негромко (меццо-форте) и тихо (пиано), не вызывает ли у него неприятные ощущения очень громкая музыка, а также выявить невоспринимаемый диапазон звуков в разных регистрах фортепиано. Для этого детей учат выполнять несложные движения под музыкальное сопровождение, например хлопки. Ученики слушают музыку, исполняемую негромко, видят играющего на фортепиано учителя и выполняют задание: «Музыка — хлопай. Музыки нет — не хлопай. Опусти руки виз». Продолжительность музыкального фрагмента и перерыв в звучании непостоянны, что побуждает детей вслушиваться, ждать начала и окончания музыка. После того как учитель убеждается, что школьники справляются с этим заданием, зрительное восприятие детьми клавиатуры И исполнителя исключается. Ученики выполняют то же задание индивидуально. Учитель проверяет слуховое восприятие музыки разной динамики звучания, в разных регистрах. При необходимости (например, неприятные ощущения при слушании громкой музыки) режим работы аппарата следует уточнить совместно с учителем-дефектологом слухового кабинета и врачом-сурдологом.[10]
К музыкально-ритмическому занятию предъявляются требования, аналогичные требованиям к любому фронтальному уроку в специальных школах для глухих и слабослышащих. Это относится к организации урока, к общему и речевому развитию детей. Особое значение придается реализации дифференцированного подхода к учащимся в зависимости от состояния их слуховой функции, возможностей восприятия на слух речи и основных музыкальных структур, состояния произношения, общего и речевого развития, а также двигательных способностей и других индивидуальных особенностей.
На музыкально-ритмических занятиях большое внимание уделяется развитию воображения и творчества детей. Этому способствуют художественные формы деятельности, постоянное побуждение учеников к творчеству, импровизации, инициативе. Творческое начало у детей с нарушениями слуха может проявляться по-разному: в стремлении узнать что-то новое о музыке, в самостоятельном выборе танцевальных движений под музыку, составлении композиции из знакомых уже движений, импровизации ритмического аккомпанемента на элементарных музыкальных инструментах, определении выразительных средств для исполнения песни (например, один куплет тише, чем другой), в подборе иллюстраций к прослушанной музыке.
В процессе занятий активизируются умственные способности глухих и слабослышащих учащихся. Восприятие музыки и участие в исполнительских формах деятельности требуют целенаправленного внимания, наблюдательности, сообразительности, развития памяти.[31]
Физическое развитие глухих и слабослышащих детей — одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия. У учащихся формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация.
Важное значение имеет обучение слушанию музыки, Исполнению песен и игре на разных инструментах. На занятиях у детей развиваются умения вслушиваться в звучание музыки, воспринимать на слух музыку разного характера и жанров, формируется музыкальная память. У учащихся развиваются представления о значении музыки в жизни человека. В процессе обучения интонированию мелодии песен, работы над вокальными упражнениями у детей вырабатывается напевное звучание голоса, умение модулировать его, что оказывает позитивное влияние и на произносительную сторону речи слабослышащих.[21]
На музыкально-ритмических занятиях педагог проводит целенаправленную работу по развитию внятной, естественной устной речи учащихся. При этом на каждом занятии дети выполняют специальные речевые упражнения с использованием фонетической ритмики (в течение 10—12 мин II зависимости от состояния произношения). Эти упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитной речи, формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал в заданных темпе и ритме, правильно воспроизводить звуковую структуру речи, выражать свои эмоции интонационными средствами. [9]
Речевым материалом являются знакомые детям слова, словосочетания, фразы, короткие тексты, а также слоги, слогосочетания, отдельные звуки. Его подбирают с учетом коммуникативного принципа обучения языку, соответствия фонетическим задачам занятия.
В первом классе слабослышащих учащихся развиваются следующие умения:
• выполнять под музыку простые виды ходьбы, бега, несложные танцевальные движения, переключаться с одного движения на другое, ориентироваться в пространстве с соблюдением указанных направлений; сочетать движения с началом и окончанием музыкального звучания, с медленным и быстрым темпом, побуждать к ритмичному исполнению движений;
дифференцировать музыкальные звучания; определять (при восприятии на слух) высоту, интенсивность, длительность звучания; воспринимать на слух и воспроизводить несложные ритмические рисунки на шумовых инструментах, музыкальных игрушках, и т.п.; определять на слух вокальную и инструментальную музыку, характер несложных фортепианных пьес (о птичке, о дождике, о медведе; веселая, грустная музыка);
исполнять несложные песни, соблюдая правильное дыхание, ритмическую структуру мелодии (учащимися с III степенью тугоухости), ритмическую структуру и приближенное воспроизведение мелодической структуры (учащимися с I и II степенью тугоухости);
воспринимать на слух (с индивидуальными аппаратами и без них) речевой материал урока, говорить внятно, голосом нормальной высоты, силы и тембра, в нормальном темпе, соблюдать словесное ударение, фразовую интонацию, передавать в речи различные эмоции (например, радость, страх, растерянность); правильно произносить гласные звуки, дифтонги и согласные (п, т, к, ф, с, в, б, д, г, з, м, н, л, р); воспринимать на слух и воспроизводить (с движениями и без движений) понижение и повышение голоса, его усиление и ослабление, ритмы ряда слогов, двух-, трехсложных слов, коротких стихотворений.[33]
Во втором классе учащиеся приобретают умения:
выполнять под музыку различные виды ходьбы и другие основные движения;
танцевать в парах; изменять темп движения или останавливаться по команде учителя или в соответствии с контрастным звучанием музыки; реагировать движениями на акцент в музыке;
определять характер музыкальных произведений в звучании различных инструментов (при восприятии на слух); опознавать на слух выученные песни (в грамзаписи или исполнении учителя), определять на слух различные темпы музыки;
исполнять вокальные упражнения напевным звуком; петь без напряжения, четко соблюдая ритм песни, передавая ее эмоциональный настрой; исполнять музыкальные фразы, соблюдая правильное дыхание; начинать и заканчивать пение одновременно; воспринимать на слух и воспроизводить ритм песен движениями, игрой на музыкальных инструментах; дирижировать несложные по ритмическому рисунку песни по подражанию учителю; знать, о чем говорится в песне; каков характер ее музыки; запоминать и внятно произносить слова песни;
исполнять на музыкальных инструментах несложные мелодии (в сопровождении фортепиано);
воспринимать на слух тексты разучиваемых песен, попевок, а также речевой материал, связанный с организацией деятельности учащихся, на расстоянии, учитывающем возможности каждого ученика; внятно и четко проговаривать речевой материал, тексты песен, особенно окончания слов;
внятно произносить речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении носовые и ротовые звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие; понижать и повышать голос в высоком, среднем и низком регистрах; усиливать и ослаблять голос (до шепота); воспринимать на слух и воспроизводить ритм четырех- пятисложных слов, коротких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное ударение, интонацию (например, побудительную, вопросительную, радостную, грустную, удивленную, жалобную).
В третьем классе ученики приобретают умения:
выполнять выразительно и ритмично под музыку определенные основные гимнастические и танцевальные движения; соблюдать умеренный и замедленный темпы; продолжать двигаться в заданном темпе после окончания звучания музыки;
воспринимать на слух звучание различных музыкальных инструментов; определять национальный характер музыки;
приближенно интонировать мелодию песни (учащимися со II степенью тугоухости), точно интонировать мелодию песни (учащимися с I степенью тугоухости);
аккомпанировать на музыкальных и шумовых инструментах, исполнять мелодию на фортепиано, электрооргане (с помощью учителя); воспринимать на слух и воспроизводить более сложные ритмы;
воспринимать на слух речевой материал с индивидуальными аппаратами на расстоянии не менее 7—8 м — учащимися I степени тугоухости, 5,5—6 м — учащимися со II степенью тугоухости, 3,5—4 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися в I отделении; не менее 6—7 м — учащимися с I степенью тугоухости, 5—6 м — учащимися со II степенью тугоухости, 3 м — учащимися с III степенью тугоухости, обучающимися во II отделении школы для слабослышащих детей;
внятно, выразительно, достаточно естественно произносить речевой материал урока, правильно произносить звуки а, о, у, э, и, ы, я, е, ю, ё, п, т, к, с, ш, в, ф, б, д, г, з, ж, ц, ч, л, м, н, р, х, щ, дифференцируя в произношении носовые и ротовые звуки, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, слитные и щелевые, слитные и смычные, твердые и мягкие; понижать и повышать голос во всех регистрах; усиливать и ослаблять голос; воспринимать на слух и воспроизводить ритм 4—6- сложных слов, коротких стихотворений; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное и фразовое ударения, интонационную выразительность.
К окончанию четвертого класса школьники должны уметь:
ходить, бегать, выполнять гимнастические и танцевальные движения, их композиции свободно и непринужденно, участвуя в различных групповых перестроениях; выполнять движения с предметами; отмечать в движении сильную долю такта; воспроизводить движениями воспринятый на слух ритмический рисунок музыкального отрывка;
определять характер музыки; воспринимать на слух звучание различных духовых инструментов; опознавать на слух песни и фрагменты из произведений крупных музыкальных форм;
Внятно, выразительно, естественно произносить речевой материал урока, соблюдая его ритмическую и звуковую структуру; правильно произносить все звуки русского языка в словах, фразах, текстах, а также в слогах и слогосочетаниях, четко дифференцируя в произношении звуки свистящие и шипящие, носовые и ротовые, слитные и щелевые; произносить речевой материал слитно, голосом разговорной громкости, соблюдая словесное и логическое ударения, правила орфоэпии, интонационную выразительность.
Структурой музыкально-ритмического занятия в школе для слабослышащих детей предусмотрена специальная работа по формированию музыкально-ритмических движений, исполнению песен и игры на несложных инструментах, слушанию музыки, работа над выразительной интонированной речью (с помощью фонетической ритмики).
Развивающиеся в ходе музыкально-ритмических занятий (наряду с занятиями в слуховом кабинете, во внеклассное время) способности слабослышащих школьников слушать музыку, исполнять вокальные упражнения и песни («начала приближенно, а затем все более точно интонируя исполняемую мелодию), играть на некоторых музыкальных инструментах, танцевать вызывают у учащихся высокий эмоциональный подъем, интерес к музыкальной деятельности.[10]
Экспериментальная методика состоит в том, что вместо занятий физической культурой проводилась ритмическая гимнастика, которая состоит из подготовительной (10 мин.), основной (15 мин.), и заключительной (5 мин.) части занятий.
В подготовительной части занятия применялись простые и общеразвивающие упражнения: Перестроение «уступами»; приставные шаги вправо и влево с хлопками и прыжком на двух; приставные шаги вправо и влево с одновременными движениями руками и ногами; танцевальные шаги вперед и назад с одновременными движениями руками и ногами; скрестные шаги вправо и влево с хлопком и прыжком на двух; скрестные шаги вправо и влево с одновременными движениями руками и ногами; бег и прыжки низкой интенсивности с танцевальными элементами; шаговые упражнения с танцевальными элементами.
В основной части занятия применялись общеразвивающие и специальные комплексы упражнений (приложение №1). Применялись упражнения в партере (Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного рода упражнений, в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.): на силу мышцы брюшного пресса; на силу ягодичных и мышц задней поверхности бедра; на силу приводящих и отводящих мышц ног; на силу мышц рук и плечевого пояса; упражнения на растяжку. Упражнения выполнялись ритмично, в спокойном, среднем темпе. Каждое упражнение повторялось 6-8 раз. Количество упражнений в комплексе 6-8.
В конце заключительной части использовались упражнения на восстановления дыхания и чувство правильной осанки.
Применение ритмической гимнастики в экспериментальной методики даёт возможность нормализовать тонус мышц, улучшить физическое развитие и физическую подготовленность, а также добиться положительных результатов.
Занятия ритмикой в 1 классе
Занятие 1
Цель: познакомить с построением в шеренгу, в колонну, с ходьбой под марш и бегом под быструю музыку.
Ход занятия:
Ученики входят в класс под марш, исполняемый учителем, обходят его и строятся в шеренгу. Учитель обращает внимание детей на выравнивание носков ног по одной линии. Затем он объясняет, как надо перестроиться в колонну по одному (обращает внимание учеников на соблюдение расстояния между ними).
Учитель предлагает ученикам идти друг за другом под марш, соблюдая расстояние, затем встать в круг.
Далее он знакомит учеников с гимнастическими упражнениями.
Примерный комплекс:
И.п. — ноги вместе, руки перед грудью, согнуты в локтях. На раз (вдох) — развести руки в стороны; на два (выдох) — вернуться в и.п.
И.п. — ноги вместе, руки на поясе. На раз — руки к плечам; на два — поднять руки вверх, ладони внутрь; на три — руки к плечам; на четыре — вернуться в и.п.
И.п. — вытянутые вперед руки. Сжимать и разжимать пальцы (8 раз), бросить руки вниз.
Учитель контролирует выполнение упражнений: дыхание должно быть ровным, руки прямыми при подъеме вверх.
После разучивания движений гимнастических упражнений учитель произносит гласные звуки а, о, у на одном выдохе (сначала долгие, потом краткие). Затем ученики произносят эти звуки. Закрепив эти умения, ученики повторяют звуки с движениями. По аналогии отрабатывают слоги па, по, пу.
Приступая к работе над пением и слушанием музыки, учитель предлагает детям сесть на стулья, расположенные перед пианино. При этом он обязательно контролирует правильную осанку учеников: сидеть ровно, руки лежат на коленях. Затем учитель поет звуки а, о, у отрывисто и слитно на нотах ДО, РЕ, МИ первой октавы, и ученики повторяют то же.
Учитель спрашивает учеников, знают ли они, какое сейчас время года, и предлагает им послушать песню «Осень». Можно сначала пропеть песню, затем провести беседу по ее тексту, а можно наоборот.
После этого учитель проигрывает два музыкальных отрывка: первый — в умеренном темпе (марш), второй — в быстром темпе (галоп) и спрашивает учеников, что можно делать под марш (маршировать), а что — под галоп (бежать). При повторном проигрывании этих музыкальных отрывков ученики выполняют соответствующие движения.
Затем учитель предлагает послушать тихую и громкую музыку, объясняя, что под тихую дети должны негромко хлопать в ладоши, а под громкую — громко, энергично.
В заключение занятия учитель подводит итоги и предлагает ученикам домашнее задание — выполнить рисунки к песне «Осень».
Занятие 2
Цель: учить изменять движения в зависимости от темпа музыки (быстро, медленно); строиться в шеренгу, в колонну по одному; работать над вопросительной и восклицательной интонациями, изменением высоты голоса; продолжать знакомство с песней «Осень» (муз. М. Красева, сл. М. Ивенсен).
Ход занятия:
Ученики входят в класс под марш и строятся в шеренгу. Учитель напоминает ученикам, как они должны стоять в шеренге (носки на одной линии, спина ровная), затем командует: «Встаньте в колонну»; «Встаньте в шеренгу». Он предлагает ученикам прослушать две различные мелодии и задает вопрос: «Что вы будете делать сейчас?» В зависимости от мелодии они отвечают: «Бегать»; «Шагать».
Учитель обращает внимание учеников на то, что с остановкой музыки они должны останавливаться. Затем он показывает гимнастические упражнения, разученные на предыдущем уроке, и ученики выполняют их под музыку самостоятельно.
Учитель предлагает всем ученикам произнести на одном выдохе слитно гласные а, о, у, потом слоги па, по, пу. Затем то же самое, но индивидуально. Кроме того, следует произносить гласные с различной интонацией (вопросительной, восклицательной), а слог па — на звуках разной высоты.
Учитель предлагает ученикам произносить слог па в различном темпе: па, па (медленный), па, па, па (нормальный, разговорный), па, па, па, па (быстрый).
Затем он исполняет песню «Осень» и задает вопрос: «Какую песню вы услышали?» Он предлагает ученикам рассказать содержание песни по рисунку, выполненному дома.
Учитель прохлопывает ритмический рисунок первого куплета песни сам, а затем вместе с учениками. Пропев гласные звуки а, о, и в прямом и обратном порядке, он предлагает сделать то же ученикам. Обращает внимание на правильную артикуляцию в произношении звуков и на дыхание. Учитель проигрывает марш и объясняет, что под тихую музыку надо спокойно ходить по всей комнате, а под громкую — энергично маршировать на месте. Далее он предлагает ученикам провести игру (например, «Будь ловким») и знакомит с ее содержанием.
В конце занятия учитель подводит его итоги и задает вопросы, касающиеся содержания игры.
Занятие 3
Цель: закрепить умения построения в шеренгу, в колонну, познакомить с хороводным шагом, построением в круг, разучить песню «Осень».
Ход занятия:
Ученики входят друг за другом под марш. По прекращении музыки они останавливаются, соблюдая определенное расстояние. Учитель предлагает одному из учеников скомандовать: «Встаньте в шеренгу», «Встаньте в колонну», «Встаньте в круг». Затем он задает ученикам вопрос: «Что вы сделали?» Они отвечают: «Мы встали в шеренгу». Необходимо, чтобы на последующих уроках каждый ученик побывал в роли учителя.
Ученики выполняют роль учителя и во время исполнения гимнастических упражнений, разученных на предыдущих уроках. Учитель играет на инструменте, а ученики по очереди демонстрируют под эту музыку движения. Он следит за четким выполнением упражнений и делает замечания.
Далее учитель закрепляет с учениками произношение звуков а, о, у движениями. Он вводит новые звуки и, э, которые произносит с движениями, меняя интонацию (восклицательную и вопросительную). Учитель произносит слоги па, по, пу, пи, пэ. Ученики повторяют слоги. Произносить их рекомендуется на одном выдохе, меняя высоту голоса, в различном темпе.
Затем учитель предлагает ученикам взяться за руки и объясняет, как правильно нужно ходить по кругу хороводным шагом (идти друг за другом медленным и четким шагом).
Учитель поет хороводную песню «На горе-то калина». Ученики выполняют соответствующие движения.
По предложению учителя один из учеников воспроизводит движения марша или бега. Остальные определяют характер музыки (музыку предлагают в зависимости от степени снижения слуха учеников). Ученики строятся в колонну по одному. Затем учитель проигрывает марш громко либо тихо и назначает двух ведущих, объясняя, что под громкую музыку (марш или галоп) дети идут за тем, кто стоит первым, а под тихую — за последним, т.е. разворачиваются в противоположную сторону.
Приступая к работе над пением, учитель обращает внимание учеников на правильную осанку при пении. Он предлагает сначала I делать вдох, а потом на одном выдохе на нотах до, ре, ми, ми, ре, до пропеть звуки а, о, и (поочередно). Желательно предоставить такую возможность каждому ученику.
Учитель прохлопывает ритмический рисунок песни «Осень» и задает вопрос: «Ритмический рисунок, какой песни прохлопан?» Затем он предлагает прохлопать тот же ритмический рисунок всем вместе. Ученики пропевают ритм на слоге па под аккомпанемент учителя. Далее учитель проводит игру, предложенную им на предыдущем уроке.
Занятие 4
Цель: познакомить с построением в колонну по два; с понятием о низких и высоких звуках.
Ход занятия:
Ученики входят под марш. Учитель предлагает ученикам встать в шеренгу и выполнить построение в круг, в колонну, в шеренгу по инструкциям ученика (см. занятия 2—3). Затем он закрепляет у учеников хождение по кругу хороводным шагом без музыкального сопровождения. Необходимо, чтобы круг оставался правильным. Затем ют же хоровод, но с музыкальным сопровождением под пение учителя.
Далее учитель объясняет ученикам построение в колонну по два. В этом положении ученики проделывают гимнастические упражнения, разученные на предыдущих занятиях. К этим упражнениям рекомендуется добавить одно новое, например «пружинку» (полуприседание).
Ученикам предлагается повторить произношение гласных звуков я, о, у, и, э на одном выдохе с движениями. Далее — произносить сочетания гласных ау — уа с изменением высоты голоса. Наконец, произносить слог па в различном темпе (см. занятия 2—3).
Учитель показывает, как следует произносить звук м с движениями. Затем предлагает произнести слоги ма, мо, му, ми на одном выдохе с движениями. Каждый ученик проговаривает слоги. Затем дети прослушивают два музыкальных отрывка — марш и галоп.
Учитель разбирает с детьми, какова эта музыка по жанру, по характеру (марш — праздничный, торжественный; галоп — бодрый, стремительный), по динамике (тихая, громкая); что надо делать под марш, а что — под галоп или любую быструю музыку. Он объясняет, что под громкий марш следует шагать друг за другом, высоко поднимая колени; под тихий марш — шагать тихо по всей комнате.
Приступая к работе над пением, ученики поют гласные звуки на одном выдохе (см. предыдущие занятия), слог па — слитно и отрывисто, слоги му, ми — на одной ноте на одном выдохе.
Занятие 5
Цель: учить слушать и передавать в движениях легкий характер музыки; улучшать качество поскока; продолжать работать над изменением высоты голоса, над слитностью произношения слов и выразительностью в стихотворном тексте.
Ход занятия
Ученики входят под марш и выполняют поскоки (руки свободны, корпус не напряжен) под музыку. Учитель изменяет ее темп (замедляет или ускоряет). Дети соответственно меняют темп своих движений. Затем строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гимнастики.
И.п. — стойка ноги врозь, ладони с переплетенными пальцами на го лове, отвести локти назад
На раз—два, поднимаясь на носки, поднять руки вверх, разворачивая ладони, потянуться; на три-четыре вернуться в и.п.
И.п. — основная стойка, руки к плечам. На раз-два полуприсед (округляя спину), соединить локти; на три-четыре вернуться в и.п. (отвести локти назад).
И.п. — ноги врозь, руки в стороны. На раз — полуприсед на лево ноге, коснуться правым носком левого колена, отвести левую руку вправо; на два — вернуться в и.п. То же в другую сторону.
И.п. — основная стойка. На раз-два полуприсед на одной ноге, поднимая другую, согнутую, вперед (округляя спину), коснуться локтями согнутого колена; на три-четыре отвести согнутую ногу в сторону на носок/ поднять локти в стороны вверх, предплечья вниз, лопатки соединить. Тоже другой ногой.
Ученики строятся в круг. Прежде всего, они произносят изолированный гласные звуки а, о, у, и, а, слоги па, по, пу, пи, пэ на одном выдохе. Затем учитель предлагает им следующий стихотворный текст с движениями:
Учитель по слуховой работе и воспитатель уже выучили к этому занятию с учениками слова песни «Осень». Можно написать песню на плакате. Ученики поют ее в медленном темпе. Учитель следит за правильным дыханием.
После разучивания песни «Осень» учитель знакомит учеников с понятием о низких и высоких звуках, выясняя, что высокий голос — у птички, низкий — у медведя. Он показывает ученикам фланелеграф и предлагает в зависимости от высоты звука прикрепить к соответствующей полоске фланелеграфа силуэт птички или медведя. Затем он проводит игру, как на предыдущих занятиях, и подводит итоги занятия.
Занятия во 2 классе
Занятия 1-4
Цель: учить двигаться в соответствии с характером музыки, перестраиваться в два-три круга; учить движениям пружинного шага; добиваться четкого интонирования мелодии песни.
Ход занятия
После входа учеников под марш учитель предлагает им послушать музыкальные отрывки различного характера. Ученики определяют характер мелодии и выполняют соответствующие движения (марш, поскок, боковой галоп). Учитель дает за экраном указание: «Идите, взявшись за руки, пружинным шагом по кругу». Дети выполняют движения под музыку. Учитель продолжает: «Повернитесь кругом и идите в противоположном направлении». Он проигрывает любое музыкальное произведение, состоящее из двух частей, и предлагает ученикам на первую часть идти по кругу хороводным шагом, а на вторую — перестроиться в два круга и идти тем же шагом в двух кругах. После этого ребята строятся в колонну по три для разучивания упражнений ритмической гимнастики (см. занятие 1). (На пятом занятии ученики выполняют этот комплекс упражнений по показу одного из учеников.)
Далее ученики перестраиваются в круг и работают над стихотворным шкетом (см. занятие 1). На третьем-четвертом занятии учитель делит их ни две группы. Первая группа проговаривает звуки а, у низкими голосами, а вторая группа — высокими голосами. Потом — наоборот.
Приступив к работе над пением, учитель проигрывает музыкальное вступление к песне. После ответов на вопрос о том, к какой песне прозвучало
музыкальное вступление, он исполняет его еще раз. Затем все ученики поют песню. Учитель раздает музыкальные инструменты, предварительно повторив их названия, и проигрывает мелодию «Во саду ли...» (муз. рус. народная). Ученики определяют ее характер. Да лее они называют инструменты, на которых можно исполнять первую часть (треугольники, металлофоны, колокольчики) и вторую (добавить бубны, маракасы, румбы). Дети вместе с учителем воспроизводят мелодию. На третьем занятии учитель выбирает солиста, который начинает самостоятельно играть на металлофоне.
Учитель проводит игру «Чей кружок скорее соберется?» (муз. Т. Ломовой). Проигрывая мелодию, учитель просит учеников дать ее характеристику. Затем знакомит их с движениями и проводит игру.
Занятия 5—7
Цель: учить слышать и передавать в движениях характер музыки, изменять движения в зависимости от динамических оттенков в музыке; передавать динамические оттенки текста голосом; совершенствовать легкий подвижный поскок и пружинящий шаг.
Ход занятия
После входа учеников под марш учитель объясняет им, что сейчас будет звучать музыкальное произведение, состоящее из четырех частей Под первую часть музыки они должны двигаться друг за другом направо по кругу легким поскоком (руки не напряжены); под вторую часть — двигаться поскоком в левую сторону; под третью часть — свободно расходиться по классу мягким пружинящим шагом (руки на поясе); под четвертую часть — строиться в два круга и идти хороводным шагом. Он проигрывает каждую часть музыки отдельно и показывает ученикам, какие движения следует выполнять под нее.
На шестом занятии учитель исполняет каждую часть отдельно и спрашивает учеников, какие нужно выполнять движения под нее. На седьмом занятии он исполняет музыкальное произведение целиком, а ученики самостоятельно изменяют движения в зависимости от его частей.
Ученики строятся в колонну по три для выполнения упражнений ритмической гимнастики. Сначала бегут на месте, высоко поднимая голень (дыхание равномерное).
И.п. — стойка пятки вместе, носки врозь, руки на поясе. На раз — присед пятки от пола не отрывать; на два — встать, поднять руки вверх через сторон!
И.п. — стойка пятки вместе, ноги врозь, руки скрещены перед грудью. Н, раз — присесть с выведением рук в стороны вниз; на два — вернуться в и
И.п. — туловище слегка наклонено вперед. Вращать плечами вперёд и назад в ритме музыки (двигать только плечами).
Ученики строятся в круг. Учитель проговаривает следующий стихотворный текст с движениями:
Скажи погромче слово «гром»! Грохочет слово, словно гром!
Скажи потише «шесть мышат» — и сразу мыши зашуршат.