Методический комментарий

Тема 7.

Методы и приемы организации изучения предмета «Окружающий мир» и условия их реализации.

Вопросы для обсуждения на практическом занятии:

1.Что такое метод обучения?

2.Классификации методов разных ученых. Почему не существует единой классификации?

3.Методы, способствующие активизации познавательной деятельности:

- творческое задание

- создание креативного поля;

- учебная дискуссия;

- взаимообучение;

- практические методы (моделирование, опыт, эксперимент, наблюдение).

4.Игра, виды игр, методика реализации.

5.Самостоятельная работа, классификация, методика организации и проведения.

6. Методические приемы, определение, классификация, связь с методами.

7. Отбор методов и приемов для организации развивающего урока.

Задания для самостоятельной работы и методические рекомендации к их выполнению.

1. Изучите классификации методов, и их характеристику, используя рекомендованную литературу.

2. Напишите фрагменты уроков, на которых будете использовать методы изучения новой темы, использование которых на развивающем уроке обязательно. Количество фрагментов зависит от количества применяемых методов. Используйте при этом любые УМК. У каждого студента должно быть не менее пяти таких фрагментов.

3. Дайте обоснование, чем определялся отбор методов и методических приемов для написанных вами фрагментов. Покажите вариативность подходов к отбору и сочетанию методов и методических приемов.

4. Проведите анализ конспектов уроков, опубликованных в журналах «Начальная школа» и «Начальная школа + До и После» (см. в списке лит-ры) с точки зрения реализации методов и приемов. Выскажите собственное суждение о целесообразности их использования. Ваши предложения.

5. Решите методические задачи, покажите при этом вариативность подходов к их решению.

6. Определите границы собственных знаний.

7. Внимательно прочитайте содержание методического комментария к этой теме. Работа с рекомендованной литературой расширьте границы этого комментария и приведите примеры разных точек зрения на одни и те же методы. Что такое интерактивные методы? Возможно ли их применение в начальных классах?

8. Проанализируйте наблюдаемый в школе урок по «Окружающему миру» с позиций сочетания используемых методов и методических приемов.

Определите границы собственных знаний

1. Что такое метод?

2. Чем различаются методы научных исследований и школьные методы?

3. Какие классификации методов вы знаете? Почему такое большое их разнообразие?

4. Какая классификация, с вашей точки зрения, наиболее приемлема для организации изучения «Окружающего мира» в развивающих системах? Почему вы так считаете?

5. Какие методы относят к группе продуктивных? Почему?

6. Чем опыты, практические работы и эксперимент различаются? Почему? Что между ними общего?

7. Охарактеризуйте игру как метод и опишите технологию его применения при организации изучения «Окружающего мира».

8. Что такое метод моделирования? Технология использования этого метода при организации урока по «Окружающему миру».

9. Самостоятельная работа учащихся и ее характеристика. Методика организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках по «Окружающему миру».

10. Методы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся.

11. Какие задания можно отнести к творческим? Примеры таких заданий.

12. Методика организации учебной дискуссии на уроке.

13. Методика организации учащихся на уроке: парная и групповая работа.

14. Что такое методический прием? На какие группы их можно разделить?

15. Дайте характеристику каждой группе приемов.

16. Почему логические приемы занимают особое место в учебном процессе при организации изучения «Окружающего мира».

17. Почему в практике обучения необходимо сочетание приемов?

18. Чем определяется выбор соответствующих методов обучения и их сочетание на развивающем уроке «Окружающий мир».

Литература

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе.-М.:Владос,2001,с.118-147.

2. Боровская Л.А. Исследовательский подход при изучении окружающего мира в 4кл.//Нач.школа+До и После, 2004,№5.

3. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.-М.:Просвещение,1985.

4. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения.-Изд-во академии пед.наук РСФСР, М., 1961.

5. Жарова Л.В. Учись самостоятельности: Кн. для учителя.-М.:Просвещение,1993.

6. Киргинцева Е.И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности//Начальная школа.-1992.№11-12.

7. Карпенко А.В. Соотношение наглядности и моделирования в обучении//Начальная школа +До и После,2004,№4.

8. Кульбякина Л.М., Зотова И.Н. Выбор метода обучения// Нач.школа.-2002.№2.

9. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.-М.:Педагогика,1981.

10. Лернер И.Я. Проблемное обучение.-М., 1974.

11. Матюшкин А.М. Актуальные вопросы проблемного обучения.-В кн.: Оконь В. Основы проблемного обучения.-М.,1968.

12. Новикова Ю.М. Использование дидактических игр для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающего мира в 1кл.»// Нач.школа +Минус,2001,№7.

13. Новолодская Е.Г. Моделирвание природных явлений и процессов на уроках естествознания// Нач.школа +До и после,2007,№1.

14. Чижевская И.Н. Информационные Технологии на уроках окружающего мира// Нач.школа,2006,№5.

15. Чутко И.Я. Игра и учебная деятельность// Нач.школа.-2001,№4.

16. Якиманская И.С. Разработка технологий и личностно-ориентированного обучения//Вопросы психологии.-1995,№2.

Методический комментарий

До сих пор ученые-дидакты не пришли к единому мнению о том, что же такое методы обучения, т.к. это понятие многогранное.

За рабочее возьмем определение следующего содержания: «Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями, и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей».

Классификации методов тоже различны. И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным была предложена классификация, основой которой является уровень включения учащихся в продуктивную (творческую) деятельность.

Они делят методы обучения в зависимости от уровня их включенности в продуктивную, творческую деятельность и складывающуюся ввиду этого характера познавательной деятельности учащихся.

С этой точки зрения они выделяют следующие методы:

  1. Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся: рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация.
  2. Репродуктивный. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.
  3. Проблемное изложение изучаемого материала. Учитель ставит перед учащимися проблему, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода - показать учащимся образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.
  4. Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на проблемы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.
  5. Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

Именно эта классификация имеет большое значение для теории и практики обучения, сосредотачивая внимание на развитии творческих способностей учащихся и необходимости исследовательских моментов в структуре учебной деятельности. Но есть и другие классификации по разным основаниям

(табл.1).

Табл. 1.

Классификация методов обучения

Методический комментарий - student2.ru

Активизации познавательной деятельности способствуют методы проблемного обучения. Проблемное обучение состоит в том, что в процессе решения учащимися разработанной системы проблем и проблемных задач происходит активное и творческое усвоение новых знаний, овладение опытом творческой деятельности, формирование активной, творчески относящейся к своей деятельности, сознательной личности.

Основными понятиями концепции проблемного обучения являются «проблемная ситуация», «проблема» и «проблемная задача».

Формы заданий при исследовательском методе могут быть различны.

Подавляющая масса исследовательских заданий должна представлять небольшие поисковые задачи, требующие, однако, происхождения всех или большинства этапов процесса исследования. Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций. Этими этапами являются:

1) наблюдение и изучение фактов и явлений;

2) выяснение непонятных явлений;

3) выдвижение гипотез, подлежащих исследованию (постановка проблем);

4) построение плана исследования;

5) осуществление плана выяснения связей изучаемого явления с другими;

6) формирование решения, объяснение;

7) проверка решения;

8) практические выводы о возможном и необходимом применении добытых знаний.

Исследовательский метод, даже при его простых вариантах, предполагает готовность ученика к целостному решению проблемной задачи, к самостоятельному прохождению необходимых его этапов.

Проблемно-поисковые методы обучения включают в себя следующие приемы:

o приемы создания проблемных ситуаций - постановка проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных методов и др.;

o приемы формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций - высказывание предположений;

o приемы доказательства учебных гипотез - доказательства на основе сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских опытов и др.;

o приемы формулирования новых учебных выводов, обобщений.

Наши рекомендации