Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Вопросы для самопроверки:
1. Кого вы можете отнести к провозвестникам европейского Возрождения в воспитании? Обоснуйте свой ответ.
2. В чем вы усматриваете преемственность западноевропейской школы Нового времени по сравнению с предыдущей эпохой?
3. Какие слабости вы видите системе Я.А. Коменского? Найдите слова самого Коменского, подтверждающие это.
4. Какие идеи Я.А. Коменского значительно опередили свое время? Как вы оцениваете степень их реализации?
5. В чем проявлялась взаимосвязь между культурой и образованием славянского мира и культурой и образованием остальной Европы?
6. Какие педагогические предрассудки вы усматриваете в концепции естественного воспитания Ж.Ж. Руссо? Чем они были, на ваш взгляд, обусловлены?
7. Каковы причины, ход и результаты европеизации системы образования России в начале XVIII в.?
8. Почему, на ваш взгляд, провалился социально-педагогический проект И.И. Бецкого по воспитанию «новой породы» людей?
9. Какие глобальные педагогические проблемы решались на Западе в XIX столетии?
10. Какие философские концепции оказали существенное влияние на развитие европейской педагогической теории в XIX в.?
11. Почему, на ваш взгляд, педагогическая теория И.Ф. Гербарта была так популярна в России XIX века?
12. Что вам импонирует в концепциях свободного воспитания Л.Н. Толстого и К.Н. Вентцеля?
13. Какие факторы способствовали проведению реформы образования в начале XIX века?
14. Чьи взгляды по вопросам образования – славянофилов или западников – вы бы поддержали? Почему?
15. Какова судьба идеи Ушинского о необходимости создания русской национальной школы?
16. Почему трансформация системы российского образования в 1920-е годы носила противоречивый, спазматический характер?
17. Популярна ли сегодня в нашей стране педагогика А.С. Макаренко?
18. Какая из зарубежных педагогических концепций второй половины ХХ века вам более всего импонирует? Почему?
19. Какие главные тенденции развития мирового образования наметились к концу ХХ века?
20. Каковы главные достижения отечественной педагогики второй половины ХХ века?
21. Сравните систему подготовки современного учителя за рубежом и в нашей стране. Что их сближает и отличает?
22. Как вы оцениваете влияние процессов глобализации на образование?
23. Каковы основные проблемы современного этапа модернизации российского образования, способные препятствовать её успешному проведению?
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю)
Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине (модулю)
№ п/п | Контролируемые разделы (темы) дисциплины (результаты по разделам) | Код контролируемой компетенции* (или её части) / и ее формулировка – по желанию | наименование оценочного средства |
1. | Происхождение воспитания, его развитие в условиях первобытного общества | ОК-2 владеет историческим методом и умеет применять его к оценке социокультурных явлений | Составление аннотированного списка литературы Составление фрагмента «педагогической хрестоматии» |
2. | Характер и особенности развития педагогических традиций Западной цивилизации в ХVII–середине XIX столетия Эволюция педагогических традиций на Западе в конце ХIX – первой половине ХХ века Педагогические традиции в России в XVIII – - начале ХХ века | ОПК-8 способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики | Задания на подбор материалов из фильмов, литературных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства, отражающих значимость профессии Написание эссе |
3. | Реформы в сфере просвещения в России XIX – XX в. | ОПК-9 способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития (ФГОС) | Защита проектов |
Экзамен / зачет
а) типовые вопросы (задания)
1. «История педагогики» как наука и учебный предмет.
2. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества.
3. Школа и воспитание в Древней Индии и Китае.
4. Афинская и Спартанская системы воспитания, их сравнительная характеристика.
5. Просвещение в Западной Европе периода Средневековья.
6. Эпоха Возрождения, ее роль в формировании педагогических традиций Западной цивилизации.
7. Педагогическая система Я.А. Коменского.
8. Концепция воспитания и образования Джона Локка.
9. Педагогическая концепция Жана-Жака Руссо.
10. Педагогическая теория и практическая деятельность И.Г. Песталоцци.
11. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.
12. Педагогические идеи и практическая деятельность Ф.А.В. Дистервега.
13. Педагогическая деятельность М. Монтессори, ее роль в развитии «свободного воспитания».
14. Реформаторская педагогика на Западе во второй половине Х1Х века.
15. Педагогические традиции Древней Руси (VI – ХIII вв.). Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли.
16. Просвещение в России в ХVIII – первой половине ХIХ века.
17. Реформы в сфере образования в России во второй половине ХIХ в.
18. Педагогическая деятельность К.Д. Ушинского. К.Д. Ушинский об основах создания подлинно народной школы.
19. Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.
20. Идеи «свободного воспитания» в педагогике Л.Н. Толстого.
21. Альтернативная педагогика в России начала ХХ века.
22. Реформы в сфере просвещения в России в 20-е – 30-е гг. XX в.
23. Разработка теории и практики воспитания в коллективе.
24. Российская школа и педагогика в новой социально-экономической ситуации (конец 80-х – 90-е гг. XX в.).
25. Педагогические взгляды Р. Штейнера. Вальдорфская школа и педагогика.
26. Педагогическая система Ф. Фребеля.
27. Теория и практика дошкольного воспитания второй половины XIX в.
28. Педагогика и общественное дошкольное воспитание конца XIX–начала XX в.
б) критерии оценивания компетенций (результатов)
Оценка«зачтено»выставляется,еслистудент осознанно и логично раскрывает историко-педагогические проблемы, демонстрирует знание фактов жизни и деятельности выдающихся педагогов; способен определить значение деятельности выдающихся педагогов для развития педагогической науки и практики;
«не зачтено» - если в ответе студента допущены существенные фактические ошибки, которые не смог исправить; на большую часть дополнительных вопросов студент не ответил или дал неверный ответ.
Студент не ориентируется в основных понятиях курса, демонстрирует отсутствие умений применить знания в процессе анализа социо-культурных явлений.
в) описание шкалы оценивания
Рейтинговая оценка работы в процессе изучения учебной дисциплины – ниже 55 баллов.
Рейтинговая оценка работы в процессе изучения учебной дисциплины выше 55 баллов.
6.2.2 Наименование оценочного средства* (в соответствии с таблицей 6.1)
а) типовые задания (вопросы) - образец
Составление аннотированного списка литературы
Составьте аннотированный список публикаций историко-педагогической проблематики какого-либо из педагогических изданий (за год).
Составление фрагмента «педагогической хрестоматии»
ÿ Подберите отрывки из художественной литературы, отражающие особенности организации воспитания в первобытном обществе.
Задания на подбор материалов из фильмов, литературных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства, отражающих значимость профессии
ÿ Подберите художественный иллюстративный материал, отражающий идеал человека, а также особенности организации гуманистически-ориентированного обучения в эпоху Возрождения.
Написание эссе
ÿ Используя фрагменты из произведений представителей «свободного воспитания», опишите взаимоотношения педагога и ребенка в «свободной» школе.
ÿ Преемственность в идеях и практике представителей российского дошкольного образования.
Защита проектов
На основе анализа развития идей и практики «трудовой школы» разработайте проект, представляющий перспективы её развития в ХХI веке.
Представьте проект работы дошкольного учреждения по определенной педагогической системе.
б) критерии оценивания работ
Критерии оценивания списка литературы:
соответствие заявленной теме;
соответствие требованиям ГОСТ 7.1-2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.
Критерии оценивания эссе:
самостоятельность выполнения;
способность аргументировать положения и выводы;
обоснованность, четкость, лаконичность;
оригинальность постановки проблемы;
уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).
Критерии оценивания проекта:
теоретические знания разработчика(ов) проекта в соответствующей области;
умение работать со справочной и научной литературой;
умение составлять и редактировать тексты;
умение пользоваться информационными технологиями;
умение работать в команде;
умение представлять результаты собственной деятельности в СМИ и публично;
коммуникабельность, инициативность, творческие способности.