Вопрос 23.Периодизация возрастного развития личности. Возрастные кризисы и их характеристика. Сензитивные периоды развития

Возраст - период развития человека, который характеризуется совокупностью закономерностей формирования организма и личности.

Паспортный возраст - хронологический возраст человека с момента рождения и до конца жизни.

Биологический возраст отражает биологическую эволюцию человека.

Психологическая характеристика возраста - ступень психического развития человека как индивида и как личности.

Возраст культурного развития - показатель овладения культурными правилами и нормами поведения относительно хронологического возраста.

Социальная характеристика возраста - степень его социальной зрелости.

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных критериев - очень важная задача.

Каждый возрастной период характеризуется специфической для него социальной ситуацией развития – это сочетание внутренних процессов и внешних условий писхического развития индивида, типичного для определённого возрастного периода. Она выражается через:

· Социальный статус – положение в обществе;

· Систему взаимоотношений с другими людьми (взрослыми, ровесниками и т.д.);

· Адаптацию к новым социальным условиям (д/с, школа, ВУЗ и т.д.)

В кадом возрастном периоде из множества деятельностей есть ведущая – деятельность, которая обеспечивает решение психических противоречий и формирования психических новообразований. Выделяют следующие виды ведущей деятельности:

Младенчество –непосредственное эмоциональное общение.

Раннее детство – предметная д-ть.

Дошкольный возраст – игра.

Младший школьный возраст – учебная деятельность.

Подростковый возраст – интимно-личностная, общественно-полезная.

Юношество –учебно-профессиональное, поиск смысла жизни, личностное самоопределение.

В результате каждого вида ведущей деятельности формируются психические новообразования - это результат психического развития индивида в определённом возрастном периоде. Именно новообразования составляют суть каждого возрастного периода, с их появлением заканчивается один период и появляется другой.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости.

Л. С. Выготский выделял следующие периоды:

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Д. Б. Эльконина, являющаяся интеграцией концепций Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, выделяет следующие периоды:

  • Раннее детство
    • Младенчество (0—1 год)
    • Ранний возраст (1—3 года)
  • Детство
    • Дошкольный возраст (3—7 лет)
    • Младший школьный возраст (7—11/12 лет)
  • Отрочество
    • Подростковый возраст (11/12—15 лет)
    • Ранняя юность (от 15 лет)

Понятие критических периодов в психологию введено Л.С.Выготским, который различал периоды спокойного развития ("лизисы") и периоды переломного, критического развития ("кризисы").

Он писал, что "развитие здесь, в отличие от устойчивых периодов, совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу", и понимал критические периоды как "поворотные пункты в детском развитии", как периоды, когда "развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер".

Но вместе с тем Выготский подчеркивал и позитивные тенденции развития в период возрастных перестроек. В зависимости от преобладания позитивной или негативной симптоматики различным будет и характер переходного периода: он может быть бурным или постепенным. В конце каждого переходного периода формировались новые свойства и качества, которых не было в предыдущем возрасте (психологические новообразования).

Л.С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства период новорожденности, возраст около 1 года, 3 года, 6-7 лет и подростковый период. Некоторые исследователи выделяют также критические периоды взрослости .

В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов. Возрастные кризисы характеризуются как "реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды".

Кризис новорожденности. знакомство с другим, страшным и неизвестным миром, происходит через преодоление жутких препятствий -процесса рождения.

Кризис 1 года – прямохождение, развитие речи – это главные новообразования возраста, длится около месяца.

Кризис 3 лет. 1)реб-к становится более настойчивым и свободным в движениях и поэтому устанавливает более широкий радиус целей; 2)его чувство языка становится настолько совершенным, что он начинает задавать бесконечные вопросы обо всем, часто не получая вразумительного ответа, что способствует неправильному толкованию понятий;3)речь и развивающаяся моторика позволяют распространить свое воображение на огромное колич. ролей, что пугает его самого.

Симптомы:негативизм(отказ подчиняться требованиям взрослых), упрямство(требование, чтобы с ней считались; настаивание на своих решениях), строптивость (протест против порядков, существующих в доме), своеволие (сам хочет что-то делать, эмансипация от взрослого). Гл новообразование «Я сам» - появляется фундамент личности.

Кризис 7 лет. Становление произвольности, конкретных ситуаций. Готовность к школе. У ребёнка возникает эмоционально-смысловая основа поступка. Особенности повед:«манерничанье» (играет придуманные самим роли, становится скрытным), симптом «горькой конфеты»(обусловлен желанием скрыть внутреннее (порой и физич) ощущение боли и страха; замыкается в себе, становится неуправляемым). Кризис требует нового содержания отношений, в том числе с близкими. Ребенок стремится осуществлять обязательную и общественно полезную деят-ть.Выражается в стремлении пойти в школу.

Кризис подросткового возраста.Особенность-личностная нестабильность. Период отчаянных попыток «пройти ч/з все».Легкомысленное отношен к порокам, в результате - приобщение к алкого­лю, нарк, перевод их из источника любопытства в потребности.

Отроческий кр-с-связан с ду­ховным ростом и изменением психич. статуса. Хоть и происходит объективное изменение соц.положения (новые отношения с близкими, сверстниками, учителями), но он начинает размышлять о внутр. мире и часто возникает глубокая неудовлетворенность собой. Неудовл-ть может быть столь сильной, что появляются навязчивые состояния: угнетающие мысли о себе, сомнения, страхи. Задача близких и психологов - включить­ся в его проблемы и постараться облегчить жизнь в этот период.

Кр-с 17лет. Стрессовый период, определяется професс-я деят-ть. Для тяжело переживающих кризис характерны высокая тревожность, страхи, которые могут привести к невротич реакциям, головным болям, обострению хронич-х заболев. Помогают: уверенность в себе, чувство компетентности, поддержка семьи.

Кризис среднего возр.По числу суицидов близок к подростковому.Переоценка ценностей, критич. пересмотр своего «Я». Обнаруживает, что многое не изменить в жизни, в себе: семью, образ жизни, профессию. Для мужчин характерны разводы, смена работы или изменение образа жизни, покупка дорогих вещей (автомобили).У женщин меняются приоритеты, установленные в начале ранней взрослости (ориентированные на замужество и детей, меняют их на профессиональные и наоборот).

Кризис старости.3 подкризиса. 1) переоценка своего «Я» помимо профессиональной роли, которая у многих до ухода на пенсию остается главной. 2) осознание факта ухудшения здоровья и старения тела, выработка необходимого равнодушия к этому. 3) исчезновение самоозабоченности, спокойное принятие мысли о смерти.

Сензитивные периоды в развитии - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деят-ти (легкой обучаемости им), т.е. это период максимальных возможностей для формирования свойств психики. Длятся определенное время и проходят безвозвратно - независимо от того, удалось ли полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

Понятие сензитивных периодов развития ребёнка ввёл Выготский. Он считал, что на каждом возрастном этапе необходимо уделять внимание конкретной области. Н-р, на первом году жизни малыш познаёт мир, используя слуховые и тактильные ощущения. Имеено в этот период важным становится формирование сенсорной области. Ранне детство от 1года до 3 является сензитивным периодом равития речевых способностей. Возраст от 1,5 до 2,5 лет считается благоприятным для развития мелкой моторики пальчиков и руки т.д.

Сенз. период развит. движений и действийот 1 до 4лет, очень важен для общ.развития. Благодаря движению и сопровождающей усиленной вентиляции легкихпроисходит насыщен.крови кислородом, достаточное для снабжения им клеток мозга, которые участвуют в развитии всех психич. функций. Все воспит-е приемы и методы (включая классно-урочную), ограничивающие свободу движений в этом возрасте -преступление против его естественного развития.

Сенз. период развития соц. навыков:2,5-6лет.Начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение невежливыми способами происходит само (надписи на заборах, курильщики и т.п.)Подражает тому, что видел дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в поведении.

Т.о.,каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющее в совокупности своеобразие личности ребенка на данном этапе его разв-я.
Вопр. 24. Готовность дошкольника к обучению в школе (интеллектуальная, эмоциональная, социальная). Социально-педагогические, психологические и физиологические критерии готовности личности ребенка к школьному обучению. Понятие «зона ближайшего развития» и ее роль в освоении учебной программы.

Проблема готовности к обучению становится особенно острой в связи с тем, что имеется выбор сроков, когда отправлять ребенка в школу, и выбор типа школы, класса и характера образовательных услуг, какие будут ему по силам. Преждевременное включение в школьную жизнь затрудняет адаптацию ребенка к новым условиям и может вызвать нарушения в личностном развитии: неуверенность, тревожность, потерю интереса к учебе, стремление к избеганию неудач вместо усилий к достижению успеха и т. д. Однако запоздалое начало школьной жизни также опасно потерей интереса к учебе (Ш. А. Амонашвили).

Готовность к обучению включает как физиологические компоненты - школьную зрелость, так и психологические составляющие. В школе ребенку приходится длительно выдерживать статическую позу при сидении, выполнять напряженную умственную работу; многие учебные действия, особенно письмо, требуют координированных движений пальцев и кисти, в то время как у ребенка развита в основном крупная моторика. Легче приспосабливаются к школьным условиям дети физически крепкие, с достаточно развитыми физиологическими системами.

Кора головного мозга достигает уровня физиологической зрелости у большинства детей не к 6, а к 6,5 годам, детей моложе 6,5 лет отсылать в школу не рекомендуется. Дети воспринимают строгого учителя с повышенной тревожностью, что вызывает у них болезненные явления (боли в животе, ночной энурез). Причем болезненные симптомы могут наблюдаться даже у хорошо подготовленных шестилеток, которыми учителя довольны.

Психологическую готовностьк обучению разделяютна общую и специфическую.

Специфическая готовность включает учебные навыки, необходимые для первоначальных школьных успехов: умение читать, писать, считать. Однако для устойчивых школьных успехов важнее общая готовность ребенка к обучению.

В ее составе выделяют три компонента: социальную готовность, интеллектуальную и личностную.

Социальная готовность к школе выражается в том, что ребенок усваивает внутреннюю позицию школьника. Ему перестают нравиться детские виды деятельности, возникает потребность в таких делах, которые были бы ценными, значимыми в глазах взрослых. Таким важным делом является школа. Нормально развитый ребенок хочет ходить в школу, выполнять задания, получать отметки.

При этом меняется отношение к взрослым, ребенок ждет оценку правильности своих действий. Если действие не было успешным, результативным, его уже не радует и похвала. (Феномен «горькой конфеты» - А. Н. Леонтьев). При этом круг людей, чья оценка важна и значима, существенно расширяется. Ребенок твердо намерен в школе все делать правильно и получать пятерки.

Социальная зрелость выражается и в определенной эрудиции ребенка: он должен знать полное имя и место работы родителей, их профессию, свой домашний адрес и т. д.

Интеллектуальная готовность к обучению представлена как достаточный уровень развития познавательных процессов и усвоения элементов учебной деятельности.
• Детализированное восприятие, фонематический слух. Умеют сравнивать и находить отличия в деталях объектов.
• зрительное (прохождение лабиринтов) и слуховое внимание - умение слушать рассказы, задания, инструкции.
• Память, основанная на логике, последовательности событий, а не набор ярких образов.
• Воображение детализированное и гибкое.
• Наглядно-схематическое мышление, с помощью которого дети ведут анализ объектов по заданным признакам и могут результаты обозначить на схеме (например, звуковой состав слова).
• Достаточное развитие речи, при котором дети свободно понимают несложный текст и могут сами построить сообщение (монолог).
• Элементы умения учиться, то есть принимать и понимать учебное задание, уметь сравнивать свою работу с образцом, замечать свои ошибки.

Перечисленные показатели высокого уровня познавательных процессов усваиваются детьми к 6-7 годам при условии правильно организованных детских видов деятельности.

Важным показателем готовности к школе становятся изменения в общении ребенка со взрослыми. Многие дети даже в школьном возрасте обижаются на замечания, считают, что учитель их не любит.

Отношения с товарищами также перестраиваются, приобретают соревновательный характер. Появляется мотив быть не хуже других, отвечать раньше и удачнее других, и т. д.

В понятии «готовность к обучению в школе» выделяют три взаимосвязанных компонента:

1. Физиологическая готовность к школе-оценкой этого компонента занимаются медики, которые осуществляют проверку по трем основным критериям: физиологическое развитие - длина тела (рост стоя и сидя), масса тела и окружность грудной клетки; биологический возраст - количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций тела соответственно возрасту; комплексная оценка состояния здоровья - дети подразделяются на пять «групп здоровья». Показателем зрелости физиологических систем коры выступает устойчивая работоспособность ребенка, координация движений, эмоциональная уравновешенность, спокойная реакция на строгий учительский голос, достаточно быстрая компенсация школьного утомления после уроков.

Социально - психологическая или личностная готовность к обучению в школе - подразумевает готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. В момент поступления в школу ребенок попадает в новые социальные условия и постепенно начинает занимать новую роль «Я - ученик». Смена обстановки, ведущего вида деятельности (с игры на учение), смена социальной роли может привести к переживанию ребенком «Кризиса 7-ми лет»: дети, как правило, становятся трудновоспитуемыми; мы, как будто, не узнаем наших «послушных» малышей; в поведении ребенка проявляется много негативизма, упрямства, строптивости, своеволия, ревности, грубости по отношению к взрослым; или совсем наоборот, дети, которые в детском саду считались задирами, болтушками или драчунами в период кризиса могут стать тихими и незаметными.

Но самое главное, что в этот период возрастает стремление ребенка к новой социальной роли («Я - ученик») и социально значимой деятельности (учению). Задача взрослых: помочь ребенку сгладить протекание кризиса, а также успешно овладеть новой социальной ролью и новым видом деятельности.

Психологическая готовность к школьному обучению - данный вид готовности представляет собой сложное образование и охватывает все стороны психики ребенка, в частности, он подразумевает готовность к усвоению учебного материала.

В качестве базовых составляющих психологической готовности к началу обучения в школе можно выделить следующие: уровень развития психических процессов (мышления, внимания, воображения, восприятия, памяти), уровень развития мелкой моторики руки (в том числе и графические навыки), уровень развития связной речи, эмоционально - волевую готовность (умение контролировать свои действия, следуя инструкциям взрослого, восприимчивость к помощи взрослого в процессе обучения и т.п.).

Наши рекомендации