Вопрос 25. Социально-психологические особенности младшего школьника (познавательное и интеллектуальное развитие, личностные особенности, ведущая деятельность)
Переход ребенка в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми.
Младший школьный возраст – вершина детства (6(7) – 11 лет). В этом возрасте происходит резкая смена образа жизни. Появляются новые требования, новая социальная роль – роль ученика и новый вид деятельности – учебная деятельность. Ребенок включается в строго нормированный мир отношений, который требует ответственности за дисциплину, за развитие исполнительных действий связанных с учебной деятельностью, за умственное развитие.
Начало учебной деятельности стимулирует познавательную сферу ребенка. Внимание, память, воображение, мышление приобретают черты самостоятельности, произвольности. В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования — произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников.
Проблема развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования в разное время находила отражение в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, П.Ф. Каптерева и др.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях, проведенных В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Занковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон и др.
Педагоги выделяют следующие компоненты познавательной деятельности младшего школьника:
Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному наблюдению - основное интеллектуальное новообразование этого возраста. Важная роль в этом принадлежит учителю, увеличивается объем внимания, его устойчивость и развивается способность к распределению внимания. Другой важной особенностью познавательной деятельности младшего школьника становится осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности, что связано с зарождением рефлексии.
Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Опираясь на нее, опытные учителя постепенно приучают школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность.
Память в младшем школьном возрасте является ведущим познавательным процессом. От развития памяти зависят успехи ребенка в учебной деятельности. Дети при помощи учителя овладевают различными приемами произвольного запоминания. Младший школьный возраст чувствителен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной.
Выделяют 13 мнемических приемов, или способов организации запоминаемого материала: группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, организация ассоциации, повторение и др.
Мышление: происходит переход от наглядно–образного к словесно–логическому мышлению. Дети усваивают многие научные понятия и учатся ими оперировать. При определении понятий в этом возрасте дети выделяют внутренние связи и отношения, которые существуют внутри объектов и между ними. Дети могут классифицировать предметы на основании общих существенных признаков.
Итак, все психические процессы у мл. школьника развиваются интенсивно, но неравномерно. Под влиянием обучения начинается перестройка познавательных процессов. Общими характеристиками психических проессов являются: произвольность, продуктивность и устойчивость.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
· качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
· рефлексия, анализ, внутренний план действия;
· развитие нового познавательного отношения к действительности;
· ориентация на группу сверстников.
В младшем школьном возрасте происходит повышение стремления к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом возрасте является мотив достижения успеха. На мотивацию достижения успеха влияют такие личностные образования, как самооценка и уровень притязаний. Иногда встречается другой вид этого мотива — мотив избегания неудачи.
В сознании ребенка закладываются определенные нравственные идеалы, образцы поведения. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы становление личности шло наиболее продуктивно, важно внимание и оценка взрослого. Эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе.
В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция, ему нечего достигать.
Для того чтобы этого не происходило в учебной деятельности необходимо придать новую личностно значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения, например, детские игры постепенно приобретают более совершенные формы, превращаются в развивающие, их содержание изменяется, обогащается за счет вновь приобретаемого опыта. Индивидуальные предметные игры приобретают конструктивный характер, в них широко используются новые знания, особенно из области естественных наук. А также те знания, которые приобретены детьми на занятиях трудом в школе.