Вопрос 43. Роль семьи в формировании личности. Семейное и домашнее воспитание в истории России. Современное состояние семейного и домашнего воспитания
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении ( самоуважении) каждого её члена.
Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим,удовлетворяет или пресекает личные потребности. Она указывает границы идентификации, способ-ет появлению у лич-ти образа Я”.
В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.
В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.
Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй.
Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается. Точно так же не составит труда , пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.
Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности,то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители - первые воспитатели - имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным.
Семейное воспитание-сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность , социальное положение,уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.
Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду, единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы, а также авторитет родителей и старших братьев и сестер.
Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике на основе многовекового житейского опыта. Они передавались из века в век, из семьи в семью посредством традиций, национально-этнической обрядности, обычаев, фольклора.
Семья занимает особое место в народной педагогике, поскольку она рассматривалась в традиционной культуре как естественное природное окружение, определяющее порядок домашнего воспитания, его содержание, уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Домашнее воспитание ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель - подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она была ему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучия человеческой жизни - добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малых лет.
Черты русской семейной педагогики (историк В.С.Соловьев) включают: почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому, приобщение детей к истории семьи, сохранение традиций, обычаев, помогающих подрастающему поколению осознать свою роль наследников народных ценностей.
Семейная педагогика опирается на семейную народную культуру, на исторический опыт домашне-семейного воспитания (И.В.Бестужев-Лада, Г.Н.Волков, В.М.Петров и др.), но ей присущи и некоторые отрицательные черты: предрассудки и суеверия, «доминирование словесных мер воздействия» (Г.Н.Волков), излишняя строгость в обращении с детьми, деспотизм родителей и т.д.
Говоря о семейной народной педагогике, необходимо иметь в виду, что она развивалась, взаимодействуя с религией, религиозными представлениями о цели, функциях и средствах воспитания.
Несмотря на определенные различия,обе системы воспитания - народная и религиозная – сходились в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям, в ряду которых достойное место занимают семья, категории добра и зла, счастья и др.
Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков - одна из ведущих идей древнерусской педагогики. Другая идея - растить будущего семьянина с малых лет, путем привития положительных нравственных качеств (трудолюбия, кротости, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности и др.). Так, Владимир Мономах ратовал за упрочение семьи, высоко ставил роль отца в воспитании у мальчика трудолюбия, в подготовке защитника-воина, но главное - в выработке умения рачительно управлять своим домом. На страницах«Домостроя» (XVI в.) представлена своеобразная «программа» нравственного воспитания детей, семейной подготовки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе».
В XVII в. ценный вклад в развитие семейной педагогики внесли Епифаний СловинецкийиСимеон Полоцкий. Первый написал 164 правила для детей. С.Полоцкий создал две книги - «Обет душевный» и «Вечеря душевная», в которых раскрывались основные каноны воспитания почтения к родителям, др родственникам и т.д.
Анализ семейного воспитания конца XVIII - начала XIX в. содержится в работахА.Н.Радищева,Н.И.Новикова.Авторы говорят о том, что домашнее воспитание - нелегкое и сложное дело. Цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан». Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию тела, ума, добрых нравов ребенка, сочетание любви и требовательности.
Проблема домашнего воспитания отразилась в творчестве В.Г.Белинского,А.И.Герцена,Н.И.Пирогова,Н.А.Добролюбова и других. В их работах современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребенка, пренебрежение его действительной жизнью, игнорирование природных особенностей, раннее обучение «разговорному чужому языку», телесные наказания.
Во второй половинеXIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудахК.Д. Ушинского, ,П.Ф.Лесгафта,П.Ф.Каптерева) и других. Домашнее воспитание рассматривается как первейшая обязанность родителей, а правильное и доброе воспитание - как священное право каждого ребенка.
Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган - «Энциклопедию семейного воспитания», под редакциейП.Ф.Каптерева было опубликовано 59 выпусков журнала. В 1908 г. прошел I съезд по семейному воспитанию, который способствовал распространению прогрессивных методов и средств воспитания.
Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Национальныеми ценностями семейного воспитания П.Ф.Каптерев, М.М. Рубинштейн, В.Н.Сорока-Росинский и др. называли религию, труд, произведения народной культуры (сказки,песни).
Усилиями ученых конца XIX - начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Например, воспитание ребенка как гражданина, имеющего обязанности перед семьей, государством, обществом.
Однаков первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис. В связи с развернувшейся борьбой с религией уменьшилось ее положительное влияние на семью и семейное воспитание. Традиционная семья, которая долгие годы была, по образному выражению И.В.Бестужева-Лады, «домашней академией», разрушилась. Воспитание становится важнейшей функцией государства. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (ноябрь 1917 г.), указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с первого дня рождения. Проблема домашнего воспитания отходит на второй план и рассматривается в основном в русле взаимодействия с общественным. Об этом говорят работы Н.К.Крупской, которую глубоко волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, между родителями и детьми.
Среди педагогических проблем, которые освещалА.С.Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он строит ее в соответствии со стержневой идеей своего педагогического мировоззрения - о воспитательной роли коллектива. А.С.Макаренко рассматривает семью как коллектив, где не должно быть места произволу родителей, особенно отца.
С проблемами воспитания, в т.ч. и семейного сталкиваются в любом обществе. Россия в последние пятнадцать лет принадлежит к разряду обществ, в котором само воспитание становится социальной проблемой.
Во - первых, отношения между поколениями сегодня имеют новый характер. Традиционные конфликты отцов и детей дополнились кардинальным расхождением мировоззрения, мировосприятия. Второе - воспитание детей часто проходит в детских яслях, садах, школах. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Распад трехпоколенной семьи затрудняет передачу нравственных ценностей, ослабляет контроль старших над младшими.
В прошлом семья трудилась как единая производственная ячейка. Теперь основная работа проводится вне дома. Дети не видят труд родителей и мало слышат о нем. Порой они даже не знают, чем занимаются их родители. Бытовые удобства свели до минимума трудовые обязанности детей в семье. Проблема урбанизации – большая часть населения проживает в городах, в отрыве от природы, а значит уходит и от нравственных истоков нашей жизни. Изменилось и положение женщины в семье, она стала более самостоятельной, независимой, а значит, имеет право строить иначе внутрисемейные отношения.
Отсутствие одного из родителей также затрудняет воспитание детей. Но и в полных семьях дети часто обделены родительским вниманием. Если оба родителя не хотят поступаться своими профессиональными интересами, то, занятые на работе, загруженные домашними делами, они меньше времени уделяют детям. Снижается рождаемость, а вместе с ней изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколении: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три − четыре поколения, очень мало.
Т.о., мы видим, что в большинстве случаев семья перестаёт быть надлежащей воспитательной средой.
Но в последнее время наблюдается положительная тенденция повышения ценности семьи и семейного воспитания. По соц. опросам на вопрос: «Что для Вас самая главная ценность?» 39% опрошенных ответили: «хорошая семья» и 40% – «воспитание детей»; при этом «высокооплачиваемая работа» стояла на вто ром плане
Высокий рейтинг семьи среди ценностей подтверждается тем, что многие россияне испытывают острую потребность в сохранении или создании семьи,
Вопр. 44.Я.А.Коменский – основоположник педагогики как науки. Возрастная периодизация личности по Коменскому и этапы воспитания и обучения. Я.А.Коменский о целях, содержании и методах воспитания личности. Дидактические идеи и принципы Я.А.Коменского и их реализация в истории образования.
Ян Амос Коменский(1592-1670 родился в Ю.Моравии в спротестанской семье, рано потерял родителей, воспитывался в религиозной общине Чешских братьев, где и получил первоначальное образование. Способный юноша был отправлен в Германию в университет. Вернувшись в Чехию, учительствовал в братской школе, стал священником. Во врмена 30-летней войны скитался по разным странам, подвергался опасностям, но никогда не оставлял педагогической деятельности, писал новые труды, получил сан епископа
В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей, а их более 80-ти («Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа») рассмотрены все важнейшие пед. проблемы.
Через все педагогические сочинения Коменского, проходит мысль, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Коменский, исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на четыре возрастных периода, по 6 лет каждый:
- Детство - от рождения до 6 лет включительно
- Отрочество - от 6 до 12 лет
- Юность - от 12 до 18 лет
- Возмужалость - от 18 до 24 лет
Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования:
- Для детей до 6 лет он предлагаетматеринскую школу, под которой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери.
- Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языкав каждой общине, селении, местечке.
- Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия.
- Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия.
Для каждой ступени Коменский разработал и содержание обучения:
- В материнской школе ребенок должен получить образные представления об окружающем мире - это естествознание, астрономия, география. Ребенок в детстве получает элементарные навыки труда и хозяйства, знакомится с предметами домашнего обихода, их употреблением, учиться самостоятельно ухаживать за собой.
- Школа родного языка, по Коменскому, предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности для обучения живому, родному языку.
- Гимназия, как дающая более продвинутое образование изучает уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются и "свободные искусства" (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.
Коменский требовал, чтобы после обучения языку (грамматике) учащиеся переходили к изучению реальных наук - естествознания (физики), математики, затем философских наук (этики, диалектики), завершая весь курс изучением риторики. Шесть последовательных классов гимназии в школе Коменского носят названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.
Цель воспитания, по Коменскому, – подготовка человека к вечной жизни. Таким образом, система Коменского выделяла составные части воспитания –научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине.
Методами нравственного воспитания Коменский считал: личный пример родителей, учителей, товарищей; разъяснениея и наставления (знакомство с требованиями,единство требований школы и семьи) , беседы с детьми; поощрения похвалой, отметкой, подарком; наказания за богохульство, упрямство, ложь; упражнения детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы.
Коменский установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в латинской школе), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее.
Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.
Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким.
Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертах применяются в школах различных стран.
В заглавии “Великой дидактики” Коменский указывает, что обучение нужно организовать таким образом, чтобы человек в молодые годы успешно, легко, кратчайшим путем и основательно усвоил все необходимое для жизни.
Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:
1) принцип сознательности и активности;
2) принцип наглядности;
3) принцип постепенности и систематичности знаний;
4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.
Принцип сознательности и активности предполагает такой характер обучения, когда уч-ся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно и основательно усваивают знания и навыки и используют их на практике.
Принцип наглядности предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений за предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Он первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.
Принцип постепенности и систематичности знаний. Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний считает обязательным принципом обучения. «Все занятия должны бать распределены так, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим». Обучение «должно идти от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному».
Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению и использованию в практической деятельности. Связывает упражнения с памятью: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно».
Принцип природосообразности. На основании принципа Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека от рождения до двадцати четырех лет. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».
В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является развитие природных сил и способностей растущего человека.
Таким образом, Коменский был великим деятелем культуры, педагогики, создателем оригинального педагогического учения, гуманистом, патриотом. В его системе человек – главная ценность. Он есть цель воспитания, критерий его успешности.