Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
Управление процессом воспитания невозможно без обратной связи, которая несет
характеристику его результативности. Выполнить эту функцию помогают методы
контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Чтобы оценивать эффективность воспитательного процесса, необходимо изучать
деятельность и поведение воспитуемых. Под эффективностью воспитания
понимают степень соответствия достигаемых результатов поставленным целям
воспитания.
О показателях воспитанности школьников можно судить по степени их участия во
всех основных видах деятельности, соответствующей их возрасту: игровой, учебной,
трудовой, общественной и др., - и результативности этого участия.
Важными показателями воспитанности школьников являются их общение и
отношения в коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и
поведения школьников во многом определяет результативность воспитательных
влияний на личность.
К показателям воспитанности личности необходимо отнести также и ее
информированность, прежде всего в области нравственной, культурной,
эстетической и др.
Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как нельзя
разделить сознание, действия, поведение и общение личности. Всякое
подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более
детального и поэлементного изучения общего уровня воспитанности учеников. То же
самое надо сказать и об условности выделения соответствующих методов
воспитания и оценки его эффективности.
Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его
результативного компонента (о нем шла речь выше) и процессуального,
отражающего характер протекания процесса. Необходимо оценивать действия
самих воспитателей, правильность их подхода к ученикам, характер утверждаемого
ими стиля общения, взаимодействия, их влияние на развитие инициативы и
самодеятельности учащихся. Рассмотрение в единстве результативных и
процессуальных показателей делает изучение воспитания объективным.
К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками;
беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и
пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности
органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения
воспитуемых.
Педагогическое наблюдение характеризуется непосредственным восприятием
деятельности, общения, поведения личности в целостности и динамике их
изменения. Различают разнообразные виды наблюдения - непосредственное и
опосредованное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное, монографическое
и узкое и пр.
Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения воспитанности личности,
надо вести его с конкретной целью, владеть программой изучения личности,
критериями оценки ее воспитанности.
Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать
систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту
наблюдений и др.).
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень
информированности учащихся в области нравственных проблем, норм и правил
поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они
наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников,
чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к
другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники, которые
выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские
привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его.
Такие опросники позволяют своевременно выявлять возникающие противоречия и
принимать меры по их быстрому и умелому разрешению. Применение опросников не
столь простое дело, при их составлении следует соблюдать определенные правила,
например не ставить вопросы в прямолинейной форме, содержание ответов должно
давать взаимопроверяемые сведения и т.п. Требования к таким опросникам
содержатся в пособиях по педагогической психологии или в рекомендациях по
изучению школьников, которые даются студентам при подготовке к педагогической
практике.
Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и
такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды
деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные
стороны своей воспитанности. Этот метод требует большого мастерства,
педагогической коллегиальности.
Завершается контроль за ходом воспитательной работы оцениванием не только
результатов воспитанности школьников, но и уровня воспитательной деятельности
учителя и школы в целом.
При оценке воспитательной работы учителя необходимо учитывать его умение
использовать современные методы, формы и средства воспитания, выбирать их
оптимальные сочетания в конкретных ситуациях, дифференцированно подходить к
ученикам, обоснованно характеризуя их поведение и прилежание, роль учителя в
трудовом воспитании и профессиональной ориентации школьников, характер
взаимодействия учителя и учащихся.
О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели:
сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события,
происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и
соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность,
коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и
самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.