Образовательный процесс. 1 страница

Образовательным процессом является специально созданное, развивающееся в границах определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и приводящее к изменению индивидуальных качеств личности учащихся.

Процесс (от лат. processus – «продвижение») означает, во-первых, последовательную определенную смену состояния, ход развития чего-либо; во-вторых – сочетание определенных последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Главной единицей процесса воспитания является образовательный процесс. Образовательный процесс определяет, устанавливает, формирует целостную систему педагогических взаимоотношений учителей и учащихся. Понятие «процесс воспитания» имеет значение целенаправленного формирующего влияния на развитие личностных характеристик. Понятие «образовательный процесс» отражает систему преднамеренно организованных воспитательных взаимодействий.

Задачи образовательного процесса

1. Определение мотивационной направленности познавательной деятельности учащихся.

2. Организация познавательной деятельности учащихся.

3. Формирование навыков умственной деятельности, мышления, творческих особенностей.

4. Постоянное совершенствование познавательных знаний, умений и навыков.

Основные функции образовательного процесса

1. Образовательная функция предполагает формирование стимулирующего направления и опыта практической познавательной деятельности.

2. Воспитательная функция предполагает развитие определенных качеств, свойств и отношений человека.

3. Развивающая функция предполагает становление и развитие психических процессов, свойств и отношений человека.

Основные принципы организации и функционирования образовательного процесса

1. Целостный подход к воспитанию.

2. Непрерывность воспитания.

3. Целенаправленность в воспитании.

4. Интеграция и дифференциация совместной деятельности педагогов и воспитанников.

5. Природосообразность.

6. Культуросообразность.

7. Воспитание в деятельности и в коллективе.

8. Последовательность и систематичность в обучении и воспитании.

9. Единство и адекватность управления и самоуправления в педагогическом процессе.

В классическую структуру образовательного процесса входит шесть компонентов.

1. Цель – выработка педагогом и учеником конечного результата взаимодействия.

2. Принципы – определение основных направлений.

3. Содержание – часть опыта поколений.

4. Методы – действия педагога и учащихся.

5. Средства – способы работы с содержанием.

6. Формы – логическая завершенность процесса.

Содержание образовательного процесса – это конкретный ответ на вопрос, чему учить, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством, является основой для развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности, определяется учебными планами, учебными программами по предметам. Учебный план показывает, какова продолжительность учебного года, а также длительность четвертей и каникул, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения; количество часов по каждому предмету и т. д. По предметам составляются учебные программы, в основе которых лежит учебный план.

Можно определить, что образовательный процесс – это целенаправленный, социально обусловленный и педагогически организованный процесс развития личности обучаемых.

Под содержанием образовательного процесса следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения, это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.

Существуют различные формы образовательного процесса, которые представлены в виде внешнего выражения педагогического взаимодействия учителя и учащихся и характеризуются количеством участников педагогического взаимодействия, временем и порядком его осуществления. К формам организации образовательного процесса относят классно-урочную форму, которую отличают следующие особенности.

1. Постоянный состав учащихся одного возраста.

2. Каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом.

3. Каждый урок посвящается только одному предмету.

4. Постоянное чередование уроков (расписание).

5. Педагогическое управление.

6. Вариативность деятельности.

Урок – это временной период учебного процесса, который является завершенным в смысловом, временном и организационном отношении и на котором решаются задачи образовательного процесса.

Таким образом, имея представление об основном категориальном аппарате педагогики, можно сказать, что все эти понятия находятся в постоянном развитии в поисках эффективного решения, неразрывно связаны и представляют единую неразрывную систему педагогической науки.

3.Ступени образования.

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

· первая ступень – начальное общее образование;

· вторая ступень – основное общее образование;

· третья ступень – среднее (полное) общее образование.

Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

Задачей основного общего образования является создание условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы углубленного изучения в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности. Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

При выборе стратегического направления развития мы исходим, прежде всего из социального запроса учащихся и их родителей. Многолетняя практика убедительно показала, что, начиная, как минимум с 8-го класса, в системе образования должны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных планов. Результаты мониторингов доказывают, что большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются для специализации. К 15 – 16 годам у большинства учащихся уже складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. В связи с этим мы рассматриваем профильное обучение как возможность дифференциации и индивидуализации содержания образования с целью удовлетворения потребностей социума. Поэтому учебный план школы реализуется в рамках модели школы с углубленным изучением отдельных предметов, ориентированной не только на обеспечение достижения всеми школьниками базового уровня подготовки, представляющего как государственный стандарт образования, так и повышенный уровень по общеобразовательным дисциплинам, а также на углубленное изучение отдельных предметов.

4. Основные категории дидактики.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, результаты (продукты) обучения.

Следовательно, дидактика – это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение – процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение – упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели.

Образование – система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание – понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, ставшие достоянием сознания человека. Знания могут быть эмпирическими,приобретенными опытным путем, и теоретическими, полученными в результате рассмотрения закономерностей, связей, отношений между предметами и явлениями. Знания играют побуждающую и регулирующую роль. Их структуру составляет единство познавательных, эмоциональных, мотивационных и волевых компонентов.

Умения – овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки – умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства. Навыки бывают сенсорными, умственными, двигательными, комплексными.

Цель (учебная, образовательная) – то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) – система научных практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация – упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма – способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т. п.

Метод – путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство – предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д.

Результаты (продукты обучения) – это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, средств и процессов, направленных на достижение эффективности процесса образования) и технологии обучения (система приемов, способов).

Между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса существует тесная взаимосвязь, но при этом каждая категория остается самостоятельным элементом дидактической системы.

5.Сущность процесса обучения,его цели.

Обучение — процесс социально обусловленный, вызванный необходимостью воспроизводства человека как субъекта общественных отношений. Отсюда и важнейшаясоциальная функция обучения — формирование личности, соответствующей социальным требованиям.

Обучение есть специально организованный процесс активного взаимодействия между учеником и педагогом, в результате которого у учащегося формируются определенные знания, умения и навыки на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет ее, контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки:

– двусторонний характер;

– совместная деятельность учителей и учащихся;

– руководство со стороны учителя;

– специальная планомерная организация и управление;

– целостность и единство;

– соответствие закономерностям возрастного развития учащихся;

– управление развитием и воспитанием учащихся.

В процессе обучения необходимо решить следующие задачи:

– стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых;

– организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

– развитие мышления, памяти, творческих способностей;

– совершенствование учебных умений и навыков;

– выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.

Структурные элементы процесса обучения: цели и задачи обучения; содержание обучения; субъекты обучения; методы обучения; формы организации обучения, результаты обучения.

Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты:

– постановка целей учебной работы;

– формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;

– определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися;

– организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом;

– придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;

– регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;

– оценивание результатов деятельности учащихся.

Параллельно учащиеся осуществляют учебно-познавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из следующих компонентов:

– осознание целей и задач обучения;

– развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности;

– осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;

– восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение;

– проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;

– самоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность;

– самооценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.

Основная цель обучения — поддержание общественного прогресса.

Задачи обучения: передача и активное усвоение социально-культурного опыта в форме научных знаний и способов их получения; развитие личности, которое, с одной стороны, делает возможным усвоение и применение опыта предыдущих поколений, а с другой стороны, формирует потребность и возможность дальнейшего познания мира.

Эти задачи соотносятся с функциями обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

6. Функции процесса обучения.

Всестороннее и гармоничное развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности, общего развития

Исходя из цели и задач современной школы, процесс обучения призван обеспечивать три функции - образовательную, воспитательную, развивающую.

Современная дидактика предостерегает, что задачами учебного процесса должно стать не только формирование знаний, умений и навыков Обучение должно оказывать комплексное воздействие на личность, несмотря на то, что образовательная функция наиболее специфическая для данного процесса. Отметим также, что границы между образованием, воспитанием и развитием в их узком смысле является весьма относительными и некоторые аспекты их взаимно переплетаются. Например, под образованием часто понимают не только усвоенные теоретические знания, специальные навыки, но и обще-Учебные умения и навыки. Само образование предполагает формирование не только знаний и умений, но и определенных качеств: идейность, нравственность личности и др. Условное выделение образовательной, воспитательной и развивающей функции полезно в практической деятельности учителя, особенно при пла- нировании задач обучения.

Образовательная функция предусматривает, в первую очередь, усвоение научных знаний, формирование специальных и общеобразовательных учебных умений и навыков

Научные знания предусматривают факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира в соответствие с образовательной функцией они Должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Реализация этой функции должна обеспечить полноту, систематичность и осознанность знаний, их прочность и действенность. Это требует такой организации процесса обучения, Чтобы из содержания учебного предмета, отражающего соответствующую область научного знания, не выпадали элементы, которые важны для понимания основных идей и существенных причинно-следственных связей, Чтобы в общей сист еме знаний не образовывались пустоты, Знания Должны быть надлежащим образом упорядочены, приобретая все большую стройность и логическую упорядоченность, чтобы новые знания вытекали из ранее усвоенных и

прокладывали путь к получению новых знаний.

Конкретным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированности важнейших как специальных, так и обще-учебных умений и навыков.

Специальные умения и навыки - это специфические для определенного учебного предмета и отрасли науки практические умения и навыки Например, по физике и химии - это решение задач, проведение лабораторных опытов, показ демонстраций и осуществление исследовательских работ; по географии - работа с картой, географические измерения, ориентирование с помощью компаса, приборов; по математике - решение задач, работа с вычислительнымы машинами РАЗЛИчНЫХ типов, с логарифмической линейкой, с моделями и др.; в ботанике и биологии - работа с гербариями, муляжами, коллекциями, препаратами, микроскопами.

Кроме специальных умений и навыков в процессе обучения учащиеся овладевают обще-учебными умениями и навыками, Которые Имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с книгами, справочниками, чтения и письма, Библиографическим аппаратом, рациональной организацией домашнего труда, соблюдения режима дня и ночи.

Воспитательная функция Процесс обучения наряду с образовательной реализует и воспитательную функцию, формируя у учащихся мировоззрение, нравственные, трудовые, эстетические, этические представления, взгляды, убеждения, способы соответствующего поведения и деятельности в обществе, систему идеалов, отношений, потребностей, физической культуре, т.о. совокупность качеств личности Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но, вместе с тем, она реализуется и благодаря специальной организации общения учителя с учениками Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Формирование личности вообще невозможно без усвоения системы нравственных понятий, норм и требований.

Между образованием и воспитанием Существует не односторонняя связь: от обучения к воспитанию. Процесс воспитания при правильной организации немедленно обнаруживает Благодатное влияние на обучение, поскольку воспитание дисциплинированости, организованности, общественной активности создает предпосылки для более активного и успешного обучения Собственно, без должной воспитанности учащихся эффективный процесс обучения невозможен.

При организации учебного процесса, отборе содержания, форм и методов обучения, реализация воспитательной функции требует правильного понимания задач воспитания на том или ином этапе развития общества. Весьма важным аспектом реализации воспитательной функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, определяет ее успешность.

Развивающая функция- Как и воспитательная функция, развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно организованное обучение всегда развивает, однако развивающая функция реализуется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Такая специальная направленность обучения получила название; развивающее обучение.

В контексте традиционных подходов к организации обучения реализация развивающей функции, как правило, предполагает развитие речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов лучше других выражает общее развитие ученика. Однако, это сужает развивающую функцию. Такое понимание направленности обучения НЕ учитывает тот факт, что и речь, и связанное с ним мышление эффективнее развиваются при развитии сенсорной, эмоционально-волевой, двигательной и мотивационно-потребностной сфер личности. Таким образом, развивающий характер обучения предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы.

Начиная с 60-х г. XX в в педагогике разрабатывались различные подходы к построению развивающего обучения. Л.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися процесса обучения.

А.Матюшкин, М.Махмутов и другие разработавшие основы проблемного обучения И.Лернер, М.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения; В.Давидов и Д.Ельконин разработали концепцию содержательного обобщения в обучении; И.Гальперин, Н.Тализина и другие обосновали теорию поэтапного формирования умственных действий. Ведущей идеей научных поисков и педагогической практики развивающего обучения представляется мысль о необходимости существенного расширения сферы его влияния. Полноценное интеллектуальное, социальное и нравственное развитие личности - это результат реализации образовательной и воспитательной функции в их системе и единстве.

Все три функции обучения находятся в сложных взаимосвязях: одна предшествует другой, является ее причиной, вторая является ее следствием, но одновременно и условием АКТИВИЗАЦИИ первопричины. Вот почему взаимосвязь ЭТИХ функций необходимо рассматривать с учетом диалектического характера их единства.

Основные функции реализуются на практике, во-первых, системой уроков, Которые предусматривают задачи образования, воспитания и развития учащихся, во-вторых, содержанием деятельности учителя и учащихся, обеспечивающей реализацию всех трех видов задач, в-третьих, разнообразием методов, форм и средств обучения; в В-четвертых, в процессе контроля и самоконтроля обучения и при анализе его результатов, причем одновременно оценивается качество реализации всех функций, а не одной из них. Совокупность ЭТИХ требований при построении процесса обучения поднимает его на качественно новый уровень, при котором комплексно реализуются задачи, стоящие перед школой.

7. Планирование учебного процесса.

Планирование учебного процесса подразделяется на составление тематического и поурочного планов работы. Подобные планы регулярно публикуются в различных методических журналах. В поурочных планах учитель ставит задачи (познавательные, развивающие и воспитательные), а также основные вопросы, использующиеся при изучении нового материала, повторении и закреплении уже пройденного, помечает упражнения для практической деятельности на уроках, задания для домашней работы и методические материалы, которые используются на уроке.

Общую организационную работу учителя можно разделить на два этапа.

1. Подготовительный.

2. Исполнительный.

Подготовительный этап – подготовка наглядных дидактических пособий, раздаточных материалов, поиск и подбор необходимой справочной литературы, предварительная подготовка заданий и упражнений для проверки знаний учеников и формирование необходимых навыков, отбор и привлечение учащихся к учебной работе для проверки качества усвоения пройденного материала.

Исполнительный этап – непосредственно деятельность учителя на уроке и связанная с ней организация деятельности учащихся (как активной, так и пассивной).

Планирование учебной работы. Сущность планирования заключается в рациональном распределении во времени коллективного и индивидуального труда работников школы, необходимого для достижения поставленных целей. Оно призвано раскрывать содержание, функции и взаимодействие как отдельных школьных звеньев, так всей системы работы школы в целом и указать практические мероприятия, направленные на реализацию поставленных задач.

Эффективность планирования и реализация намеченных мероприятий зависят от соблюдения ряда условий, прежде всего, от умения анализировать итоги учебно-воспитательной работы школы за предыдущий учебный год. Здесь решающее значение имеет объективная оценка качества знаний учащихся, их воспитанности, умений и навыков учебного труда и других видов деятельности, развития интеллектуальных сил и способностей школьников. Особого внимания требует анализ четвертных контрольных работ учащихся, итогов экзаменов, определение уровня знаний, умений и навыков, изучение материалов методических объединений, педагогических советов, производственных совещаний, а также изучение соотношения количественных показателей с качественными характеристиками учебно-воспитательного процесса и его результатов.

Перспективное планирование деятельности школы – это планирование на длительный период. Не менее важным условием эффективного планирования является четкое представление перспектив развития школы на год и ближайшие несколько лет, определение главных целей и основных задач деятельности коллектива, их реального преломления в масштабе района, города, области.

Развитие общешкольного коллектива немыслимо без определения многолетней перспективы труда, обоснования долговременных целей учебно-воспитательной деятельности, творческих поисков более эффективных ее форм и методов, установления устойчивых особенностей работы данной школы в ближайшие пять лет.

Пятилетним планом работы школы предусматриваются наиболее значимые показатели: движение контингента учащихся; переподготовка и повышение квалификации педагогического персонала; система педагогического просвещения родителей; перевод учащихся на режим продленного дня. Важное место занимает разработка мероприятий по укреплению учебно-материальной базы школы, улучшению условий быта, труда и отдыха учителей и учащихся.

Особое внимание обращается на создание учебно-материальной базы трудового обучения и организацию общественно полезного, производительного труда учащихся. Разрабатывая перспективные планы, необходимо учитывать последовательное усложнение содержания всей учебно-воспитательной работы и возрастные особенности школьников.

Сложность такого планирования заключается в том, что учебно-воспитательный процесс выходит за пределы класса, урока, получая свое логическое развитие в различных формах внеклассных и внешкольных занятий и в самостоятельной работе учащихся. Жизнь диктует необходимость целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка, конструирования единой, комплексной системы воспитательных воздействий школы, семьи и общественности.

Главная же задача планирования – это целенаправленность педагогического коллектива школы на повышение эффективности качества работы.

8. Преподавание и учение как две стороны образовательного процесса.

Обучение – это процесс целенаправленный, управляемый, в ходе которого педагог преподносит знания, дает задания, обучает методам и приемам осмысленного приобретения, закрепления и применения знаний на практике, проверяет качество знаний, умений и навыков. При этом он регулярно заботится о развитии познавательных способностей школьников.

Процесс обучения – это достаточно сложное явление. Его можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире.

Педагогические категории "обучение" и "процесс обучения" – не тождественные понятия. Категория "обучения" определяет явление, тогда как понятие "процесс обучения" – это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Процесс обучения – это комплекс двух узловых категорий: деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание).

Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по развитию у школьников положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Процесс обучения на сегодняшний день характеризуется, как известно, огромным разнообразием "образовательных маршрутов", широким спектром программ и учебников. Для его эффективной организации от учителя требуется способность к самостоятельному конструированию системы предметного обучения (в своей школе), гибкой дифференцированной разработке методики преподавания (в каждом отдельно взятом классе) в соответствии с познавательными возможностями своих учеников. Поэтому необходим совершенно другой уровень методической подготовки педагога, ориентированный на овладение им общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения, в частности, технологическим подходом.

Наши рекомендации