Nединства воспитательных воздействий
Содержание воспитанияраскрывается как «базовая культура личности», куда входят: экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая; нравственная и экологическая; художественная и физическая культура; культура семейных отношений, культура жизненного самоопределения (т.е. готовность быть субъектом собственной жизни).
Методы воспитания: 1. Метод воспитания – это способ действия воспитателя с целью формирования поведения, социального опыта деятельности, самопознания ребенка. Выбор метода находится в прямой зависимости от цели, в связи с содержанием деятельности детей, ситуацией, психолого-педагогическими особенностями, а так же зависит от опыта педагога, его принципов, направленности и стиля педагогического общения. Зависимость выбора метода определяется и личностными качествами воспитателя, его коммуникативной культурой.
Метод воспитания включает в себя средства, к которым относятся:
Ø весь окружающий мир (природа);
Ø искусство;
Ø традиции;
Ø культура;
Ø различная деятельность;
Ø слово;
Ø книга;
Ø средства массовой коммуникации, телевидение и др.
Частью метода, его «кирпичиком», считается прием воспитания (прием яркого начала беседы, коммуникативной атаки, удержания интереса, переключение внимания, завершение разговора и т.д.).
Такая система может выглядеть следующим образом:
1) методы формирования социального опыта детей;
2) методы осмысления детьми социального опыта, мотивации деятельности и поведения;
3) методы самоопределения личности ребенка;
4) методы стимулирования и коррекции деятельности и отношений в воспитательном процессе.
Последняя группа методов является наиболее эффективной в воспитательном процессе и одновременно требующая осторожности и соблюдения условий их использования. Поэтому остановимся на этой группе методов.
Ведущим методом этой группы является соревнование.
У соревнования как метода большие воспитательные возможности, а именно:
Ø оно создает сильные эмоционально-ценностные стимулы, которые усиливают действие основных мотивов в трудовой, учебной, игровой деятельности детей, если деятельность длительная и угасла ее привлекательность;
Ø соревнование способно выявить совершенно неожиданные способности детей, которые в привычной обстановке не давали о себе знать;
Ø оно сплачивает детей, развивая дух коллективизма, укрепляет дружбу, если грамотно методически используется.
При неграмотном использовании метода соревнования оно может вызвать обратный отрицательный эффект и развить жадность, стремление победить любой ценой, высокомерие, хвастовство, зависть, соперничество и погоню за наградами. Использование метода соревнования требует соблюдения определенных условий:
1) не все виды деятельности допускают применение этого метода. Совершенно недопустимо соревноваться в проявлении нравственных качеств (кто самый милосердный, вежливый, добрый, самый красивый), поскольку измерить степень превосходства этих качеств у детей абсурдно;
2) соревнование в детской среде должно быть обставлено яркой атрибутикой: девизы, звания, титулы, эмблемы, призы и т.д. Целесообразно использовать в соревновании систему номинаций, что будет стимулировать желание участия всех в данном виде деятельности;
3) в соревнованиях важны гласность и мотивированность результатов. Необходимо перед организацией соревнования четко разработать критерии оценивания качества предлагаемой деятельности;
4) соревнование может быть частью решения любой педагогической задачи, его пусковым механизмом, чтобы привлечь, заинтересовать детей к определенному виду работы либо помочь завершить работу либо снять напряжение;
5) в соревновании необходимо обеспечить успешность выполнения работы, что будет стимулировать дальнейшее участие в различных видах деятельности ребенка.
Соревнование тесно связано с другим методом стимулирования деятельности и поведения детей – поощрение. Поощрение является не менее важным методом педагогической поддержки, коррекции отношений и деятельности. Этот метод призван выполнять очень значимые воспитательный функции: одобрить правильные действия и поступки детей, поддержать и развить стремление и желание так действовать на дальнейшем, самоутвердится в положительной правильной линии поведения, сформировать положительную направленность личности и мотивацию социально-значимой деятельности.
Воспитательный механизм метода поощрения построен на переживании эмоции радости, счастья, гордости, удовлетворения собой, сделанной работой. Секрет использования воспитателем метода поощрения заключается в том, что воспитатель обязательно должен быть очень значимым и любимым для ребенка. Тогда отпадает необходимость стимулирования и поддержки действия метода поощрения ценными подарками. Ведь получить благодарность, признательность, похвалу или просто улыбку от значимого любимого человека является ценным для ребенка. Только в этом случае он испытывает при поощрении эмоцию радости и удовлетворения. В противном случае поощрение от неавторитетного лица не имеет особого значения, а по этому и не является эффективным в воспитательном процессе. И еще одним условием использования метода поощрения является сама ситуация и условия его получения. Поощрять необходимо с чувством радости, удовлетворения, с улыбкой, т.е. окрашивать поощрения личной эмоцией. Так же важно, чтобы поощрение было публичным, что будет усиливать стимулирующий эффект, закреплять чувства собственного достоинства и удовлетворения собой и сделанной работой.
Психологи утверждают, что процесс социализации ребенка качественно невозможен, если хотя бы один раз в жизни ребенок не послужил примером и не испытал чувства гордости за себя.
Не менее эффективным, но требующим наибольшей осторожности в использовании является метод наказания. Этот метод принято считать антиподом поощрения и в гуманистическом воспитательном процессе. Использование этого метода должно быть крайне редким.
В словаре В. Даля слово «наказание» толкуется как «совет, наказ воспитателя воспитаннику». Если использовать в педагогической деятельности правильное толкование слова «наказание», то оно не рассматривается как возмездие за проступок либо ошибку ребенка. Это толкование поможет избежать множества ошибок в использовании этого метода. Ведь дать наказ ребенку, наказать, значит добиться, чтобы действия либо поступок были осознанны и больше не повторялись. В этом заключается суть использования этого метода. В противном случае наказание не будет является эффективным и будет приносить лишь вред в процессе воспитания. Поскольку практика показывает, что без использования этого метода воспитание трудно осуществимо, то следует выработать некоторые правила и условия его использования. Если в воспитании невозможно обойтись без наказания, то следует помнить следующее:
1) прежде чем наказывать, необходимо разобраться в мотивах и причинах поступка. Иногда мотив, по которому совершено противоправное действие ребенка рассматривается как ошибка и требует лишь пояснения, а не наказания;
2) наказание не должно вредить ни физическому, ни психическому, ни нравственному здоровью, унижать достоинство ребенка;
3) если есть сомнение наказывать или нет – лучше не наказывать. Не должно быть никакой профилактики наказания «на всякий случай». Необходимо помнить, что несправедливо назначенное наказание имеет антивоспитательное действие;
4) рекомендуется не наказывать детей за их малейшую провинность. Частота мелочных наказаний снижает эффект действия этого метода, а значит не является полезным для воспитательного процесса. Ребенок привыкает к действиям и поступкам, требующим как бы толчка стимула со стороны, что не формирует у него направленность и убежденность в правильности поступка, не воспитывает самоконтроль за своим поведением и деятельностью. Процесс воспитания, построенный на деятельности и поведении лишь из-за страха быть наказанным, приучает ребенка к мысли постоянного контроля, ослабляет развитие чувства ответственности в самостоятельности выбора действий и поведения;
5) за один поступок должно быть назначено одно наказание. Если проступков много, то наказание может быть одно, но более суровое. Недопустимо запоздалое наказание. В этом случае оно не будет иметь эффекта, поскольку по прошествии времени ребенок поменялся и, возможно, уже не совершил бы подобный поступок;
6) ребенок не должен бояться наказания. Не страх, от того, что его ждет необратимое наказание должно удерживать его от плохих проступков, а их осознание. Если отношение с воспитателем доверительные, то огорчение любимого значимого другого и есть для него переживаемое наказание;
7) наказывать лучше сопровождая словами: «Я огорчен», «Мне очень неприятно», «Я расстроен и неожидал от тебя», «Я вынужден тебя наказать, к сожалению» и т.д. Наказание не должно быть продиктовано безысходностью, злобой, чувством беспомощности со стороны воспитателя;
8) не спешите вести ребенка к администратору: тем самым вы подписываетесь в своей беспомощности;
9) наказывая ребенка, подумайте, а правы ли вы? Необходимо моральное право наказывать, т.е. воспитатель не должен допускать аналогичных или аморальных действий;
10) наказание должно быть адресным и персональным. Не стоить наказывать большие группы детей, т.к. это формирует круговую поруку и позицию, что наказание можно разделить на всех и не будет так уж обидно;
11) наказывая детей учитывайте возрастные особенности, потребность в движении, их возрастную активность, психологические особенности темперамента. Нельзя наказывать флегматика за то, что он делает что-либо медленнее других;
12) не унижайте детей наказанием. Какой бы ни была их вина, наказание не должно восприниматься как торжество вашей силы над его слабостью, что вызовет его отрицательную реакцию.
И последнее: если ребенок наказан, значит от прощен. Ни слова и упрека по истечению времени. Постарайтесь создать такие условия в воспитательном процессе, где был бы исключен метод наказания как таковой.
Формы воспитания. Индивидуальные, микрогрупповые, групповые (по количеству участников) (коллективные - от 5 до 40 человек), массовые.
Контроль и оценка результата. Постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).
В воспитательной практике российской системы образования существует бесценный успешный опыт, наряду с которым есть и неразрешенные проблемы. Но, как отмечает Р.С. Немов, без психологии основные проблемы воспитания не только не могут быть решены, но даже и правильно поставлены.
Одной из важнейших проблем педагогической психологии является психологическое обоснование воспитательного процесса, обеспечивающее полноценное развитие личности каждого ребенка.
Сюда входят:
· выявление психологических закономерностей формирования человека как личности;
· изучение психологических механизмов формирования морально-волевой сферы личности (нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных поступков);
· выявление закономерностей психологической деятельности учащихся в условиях воспитательных воздействий;
· исследование психологических основ самовоспитания, семейного воспитания, специфики воспитательного процесса на разных этапах социализации ребенка;
· изучение психологических механизмов формирования различных качеств личности, психологических особенностей «трудных» детей и оказание им помощи;
· выявление условий эффективности воздействия коллектива на личность.
1990-х гг. уделяется больше внимания понятийному аппарату психологии воспитания. Р.С. Немов, не давая специального определения воспитанию, отмечает отдельные его особенности в сравнении с обучением:
· воспитание и обучение - разные, но взаимосвязанные стороны педагогической деятельности (воспитывая - чему-то обучаем, обучая - воспитываем);
· результат обучения - знания, умения, навыки; результат
воспитания - свойства и качества личности, формы ее социального поведения;
· воспитание осуществляется в основном через межличностное общение людей; обучение - через различные виды предметной и практической деятельности;
· методы обучения основаны на восприятии и понимании человеком предметного мира, материальной культуры; методы воспитания - на восприятии и понимании человека человеком, человеческой морали и духовной культуры.
В психологии воспитания широко используются понятия деятельности и общения, которые рассматриваются и как средства, и как факторы, и как сущностные характеристики процесса воспитания, в зависимости от контекста.