Дидактическая характеристика системы
Билет № 8 « Концепции содержания обучения.»
В истории педагогики существует несколько концепций содержания обучения:
1)Теория материального образования (17 век, Каменский)
Идея: Учить всему или энциклопедизм в обучении, овладение системой знаний по основам всех наук.
2)Теория формального образования. (18 век, Песталоцци)
Идея: Учить всему невозможно и не нужно. Надо развивать познавательные силы и способности человека. В результате он сам сможет овладеть нужными для него знаниями в нужное для него время. Он предлагал изучать математику и древние языки.
3)Концепция утилитарного содержания обучения (Конец 19-нач. 20 в., Джон Дью-ли)
Идея: Учить надо тому, что пригодится в жизни, т.е. учить не наукам, а умению решать жизненные проблему, при этом заниматься интересной для детей деятельностью.
Отечественная теория содержания обучения.
1) К. Д. Ушинский разработал концепцию содержания обучения в русских школах как систему реальных знаний во главе с родным языком.
2) Теория комплексного построения содержания обучения (20-е годы 20-го века., Луначарксий, Трубская, Покровский)
Все явления в жизни интегрированы вокруг 3-х основных блоков: труд, природа, общество. Внутри блока комплексная тема, например, лекарственные растения нашей области. Этот подход привёл к поверхности и отрывочности знаний. В 30-х годах от него отказались.
3) В 30-х годах содержание обучения стоит рассматривать как периодически адаптированные основы наук.
4) В 70-х годах 20-ого века появилась концепция содержания обучения как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков.
5) Социокультурная концепция содержания обучения (Вернер, Краевский, Скаткин)
Содержание обучения- это педагогически адаптированный социальный опыт человечества тождественный человеческой культуре.
Состоит из 4-х компонентов:
1) Опыт познавательной деятельности – это теоретические знания о мире.
Виды знаний: понятие и термины, факты, законы, теории, знания о способах деятельности, знания о методах познания, знания о нормах взаимоотношений.
2)Опыт осуществления известных способов деятельности или репродуктивный опят личности.
3) Опыт творческой деятельности ( исследов-ной или практическо-преобразовательной деятельности)
4) Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру. Это по существу опыт осознания своих потребностей, интересов, стремлений, определение личного смысла обучения.
5) Компетентностная теория содержания обучения. (21 век, Волотов, Лебедев, Фрумин) Основу обучения составляют компетентности.
Компетентность- это целостный опыт личности в решении жизненных проблем. Это синтез когнитивного, практического и личностного опыта ( знаю, могу и хочу.)
Билет № 28 «Характеристика технологий развивающего обучения в начальном общем обучении»
Основоположник самой технологии( не в нач. общ. обучении) – Песталоцци.(вдруг спросит)
Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Технологии развивающего обучения Л. В. Занкова.
Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.
Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- общее психическое развитие личности;
- создание основы для всестороннего гармоничного развития.
Содержание образования:
Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.
Свойства методической системы:
- многогранность;
- процессуальность познания;
- разрешение коллизий;
- вариативность
Особенности организационных форм
Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.
Система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова
Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.
Дидактическая характеристика системы
Цели обучения:
- формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
- обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.
Содержание образования:
Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).
Свойства методической системы:
- концепция целенаправленной учебной деятельности;
- проблемное изложение знаний;
- метод учебных задач;
- коллективно-распределительная деятельность.
С точки зрения современной педагогики дидактические принципы системы Л. В. Занкова следующие:
- обучение на высоком уровне трудности;
- включение изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей (в прежней редакции — изучение материала быстрым темпом);
- сочетание чувственного и рационального познания (в прежней редакции — ведущая роль теоретических знаний);
- осознание школьниками процесса учения;
- развитие всех учащихся, независимо от уровня их школьной зрелости.