Тема № 1. Педагогика как наука, категориальный аппарат педагогики
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ»
(наименование дисциплины)
для ОП «44.03.02 - Психолого-педагогическое образование».
Профиль: Психология образования
(шифр и наименование образовательной программы)
Екатеринбург 2015
Рабочая программа дисциплины «Теория обучения и воспитания»
(наименование дисциплины)
Составитель: Братчикова Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования УрГПУ
(Ф.И.О., должность, уч. степень, уч. звание, место работы)
_
(подпись)
Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры
психологии образования УрГПУ
(наименование кафедры)
Протокол от 8 октября 2015 г. № 2. Зав. кафедрой _________Н.Н. Васягина
(подпись)
Руководитель учебного подразделения ________________ Л.А. Максимова
(подпись)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Наименование дисциплины (модуля): «ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ».
1.2.Цели и задачи дисциплины (модуля):
Цель курса – формировать у студентов готовность использовать в психолого-педагогической деятельности знание различных теорий обучения, воспитания (ОПК-4).
Задачи
1. Формировать у студентов знания о закономерностях образовательного процесса, о функциях обучения и воспитания.
2. Формировать способность организовать совместную и индивидуальную деятельность детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1), умение взаимодействовать с детьми и подростками.
3. Формировать у студентов способность выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7).
4. Формировать готовность руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9).
1.3. Место дисциплины в структуре ОП
Учебная дисциплина «Теория обучения и воспитания» относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла Б.3. Данная дисциплина изучается в третьем семестре. Успешность изучения содержания во многом определяется качеством освоения студентами таких дисциплин, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Психология развития», «Психология детей младшего школьного возраста».
В содержании дисциплины прослеживается связь с такими дисциплинами профессионального цикла, как «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «История педагогики и образования», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».
1.4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине (модулю), соотнесенных с планируемыми результатами освоениями образовательной программы.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готов использовать в психолого-педагогической деятельности знание различных теорий обучения, воспитания (ОПК-4);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
- характеристики педагогики как науки, категориальный аппарат педагогики;
- закономерности образовательного процесса, функции обучения и воспитания.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
- взаимодействовать с детьми и подростками в процессе обучения и воспитания;
- использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть:
- некоторыми теоретическими положениями выстраивания развивающих учебных ситуаций, благоприятных для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);
- теоретическими основами руководства проектно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПКПП-9);
- теоретическими основами организации совместной и индивидуальной деятельности детей в соответствии с возрастными нормами их развития (ПКПП-1);
- способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4).
1.5. Объем дисциплины (модуля) в зачетных единицах.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часа).
1.6. Особенности реализации дисциплины (модуля).
Дисциплина реализуется на русском языке. Реализация содержания курса осуществляется посредством групповых и индивидуальных форм обучения, основанных на активном обучении, проблемности, самостоятельной работе студентов, организованной преподавателем.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование темы, раздела | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | |||||||
1. | Педагогика как наука, категориальный аппарат педагогики | ||||||
2. | Педагогические системы | ||||||
3. | Образование как общественное явление и педагогический процесс | ||||||
Раздел 2. Теория обучения | |||||||
4. | Процесс обучения как целостная система | ||||||
5. | Принципы обучения | ||||||
6. | Содержание общего и профессионального образования | ||||||
7. | Методы и технологии обучения | ||||||
8. | Формы организации учебного процесса | ||||||
Раздел 3. Теория воспитания | |||||||
9. | Воспитание как педагогическое явление | ||||||
10. | Закономерности и принципы воспитания | ||||||
11. | Содержание воспитательного процесса | ||||||
12. | Методы, средства и формы воспитательного процесса | ||||||
Итого |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование темы | Всего трудоемкость | Аудиторные часы | Самостоятельная работа | |||
Всего | Лекции | Практические | Лабораторные | ||||
Раздел 1. Общие основы педагогики | |||||||
1. | Педагогика как наука, категориальный аппарат педагогики | ||||||
2. | Педагогические системы | ||||||
3. | Образование как общественное явление и педагогический процесс | ||||||
Теория обучения | |||||||
4. | Процесс обучения как целостная система | ||||||
5. | Принципы обучения | ||||||
6. | Содержание общего и профессионального образования | ||||||
7. | Методы и технологии обучения | ||||||
8. | Формы организации учебного процесса | ||||||
Раздел 3. Теория воспитания | |||||||
9. | Воспитание как педагогическое явление | ||||||
10. | Закономерности и принципы воспитания | ||||||
11. | Содержание воспитательного процесса | ||||||
12. | Методы, средства и формы воспитательного процесса | ||||||
Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема № 1. Педагогика как наука, категориальный аппарат педагогики
Педагогика как наука и искусство. Признаки педагогики как науки. Объект и предмет педагогики. Теоретическая и технологическая функции педагогики. Структура педагогической науки. Отрасли педагогики, разделы педагогики.
Категориально-понятийный аппарат современной педагогики: личность и индивидуальность, образование, социализация, развитие, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, образовательный процесс, педагогическое взаимодействие. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методическое обеспечение педагогического процесса, его функции. Педагогическая технология, педагогическая инноватика. Связь педагогики с другими науками, интеграция и дифференциация научного познания.