Тема 2. Понятие нейро-психической деятельности. Общие закономерности дизонтогенеза
Вопросы к зачету по дисциплине «Дефектология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной психологии утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в психическом развитии детей младшего школьного возраста. Ориентация психологов на своевременное преодоление отставания в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования личности в процессе школьного обучения. Психологам необходимо иметь представление обо всех видах нарушений развития, особенно речевых, о причинах их вызывающих. В совокупности обозначенное содержание условно можно определить как основы дефектологических знаний.
Настоящая программа и руководство к ней подготовлено на основе требований психологического сопровождения детей в специальных и общеобразовательных учреждениях.гия и педагогики. Цель курса - помочь студентам психологической специальности, на основе самостоятельной работы систематизировать, уточнить и расширить свои знания о детях с отклонениями в развитии, усвоить приемы выявления, коррекции и предупреждения дефектов развития. Предложенные материалы ориентируют студентов на самостоятельное, углубленное изучение специальной литературы.
Программа содержит содержание курса, по каждой теме предусматриваются методические рекомендации: тематика практических занятий, в которые включены вопросы, задания, связанные с анализом психолого-педагогических ситуаций, устанавливающие межпредметные связи, упражнения для выработки определенных навыков, контрольные вопросы, список литературы для активизации самостоятельной и исследовательской деятельности студентов. Учебный материал представлен в определенной последовательности с постепенным усложнением заданий как тренировочного типа, так и проверочного.
.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Введение в ДЕФЕКТОЛОГИЮ
Предмет, задачи, принципы и методы дефектологии. Основные категории специальной педагогики и психологии. Основные отрасли специальной педагогики: сурдопедагогика (изучающая вопросы воспитания и обучения детей с недостатками слуха); тифлопедагогика (вопросы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения); олигофренопедагогика (изучение, воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта); логопедия (вопросы изучения и исправления недостатков речи); дошкольная специальная педагогика и психология; изучение воспитание и обучение детей со сложным (комбинированным) дефектом. Диагностика, коррекция, Абилитация, реабилитация. Социальная адаптация, сегрегация, интеграция. Развитие, аномальное развитие, коррекционное развитие. Профилактика нарушений развития.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Психологическая диагностика - описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития. Установление индивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии.
Психологическая коррекция - система специальных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей. Основной принцип - своевременное выявление и устранение (или сглаживание) отклонений в развитии ребенка.
Абилитация - система лечебно-психологических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, неадаптированных к социальной сфере, которые приводят к стойкой утрате функции. Абилитация проводится на фоне несформированной функции у ребенка.
Реабилитация - система лечебно-психологических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате работоспособности. Реабилитация проводится на фоне сформированной, но впоследствии нарушенной, функции.
Социальная адаптация - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе.
Профилактика отклонений - комплекс мероприятий для предотвращения отклонений в психике человека.
Интеграция - включение лиц, имеющих дефекты развития, в процессы функционирования общества: установление межличностных эмоциональных взаимоотношений в обществе, общих установок и нормативных представлений в образующихся группах, в процессе совместной деятельности.
Сегрегация - разделение людей в обществе на категории по признаку различия социальных статусов, требующее ограничения сферы жизнедеятельности, при котором контакты между группами воспрещены частично или полностью. Такое разделение закрепляется в социальных нормах, поведенческих стереотипах, общественных институтах.
Тема 2. Понятие нейро-психической деятельности. Общие закономерности дизонтогенеза
Протекание нейропсихической деятельности в норме и патологии. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятие об аномальном ребенке Дефект сенсорный, интеллектуальный, комбинированный. Сложная структура дефекта – соотношение биологического и социального. «Первичный дефект» и «вторичные нарушения». Особенности аномального развития.. Психический дизонтогенез. Роль анамнеза в составлении схемы дизонтогенеза.. Л.С. Выготский и его концепция воспитания и обучения аномального ребенка. Коррекции как система педагогических мер, направленных на исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей. Компенсация как замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.
Дефект развития - физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребенка.
Дизонтогенез - расстройство процесса развития индивидуального организма.
Декомпенсация - процесс, обратный компенсации, расстройство деятельности какой-либо системы организма вследствие нарушений компенсации при ухудшении состояния организма либо при столкновении с неожиданными новыми условиями, требующими формирования новых приспособительных реакций.
Компенсация дефекта - возмещение недоразвитых, нарушенных или утраченных функций за счет качественной перестройки или усиленного использования сохранных функций.
Псевдокомпенсация - ложная, фиктивная компенсация. Например: вербализм умственно отсталых школьников является псевдокомпенсацией недостаточности представлений (Выготский Л.С.).
Сверхкомпенсация - чрезмерное развитие особенностей характера, поведения (самолюбие, властность и т.д.), скрывающих внутренние дефекты (комплекс недостаточности, малоценности) (Выготский Л.С.).