Тема 15. Психология детей с дисгармоническим складом личности
Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Психопатия как форма эмоционально-волевого нарушения, стойкое нарушение адаптации как ведущий симптом, психопатия как дисгармоничное развитие… Депривация социальная, сенсорная, интеллектуальная.. Школьная дезадаптация.. Девиации поведения.
Содержание, принципы, формы и методы коррекции поведения детей с дисгармоническим развитием.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ
Психопатия - патология характера, развивающаяся с раннего возраста и обусловленная как наследственностью , так и родовой травмой или перенесенными энцефалитами. Психопатии характеризуются сочетанием трех основных признаков: стабильность характерологических черт во времени, тотальность проявления во всех жизненных ситуациях, социальная дезадаптация. Формы психопатии: стеническая (повышенная раздражительность и быстрая истощаемость), возбудимая (неадекватность эмоциональных реакций), истерическая (повышенная эмоциональная подвижность, эгоцентризм), паранойяльная (завышенная самооценка, склонность к сверхценным идеям, мнительность).
Школьная дезадаптация - совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным или невозможным.
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, и, выражающееся в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п.
Депривация - психическое состояние, возникающее в результате длительного ограничения возможностей человека для удовлетворения в достаточной мере его основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
Основная литература
Специальная психология / Под ред В.И. Лубовского.- М.2004
Основы специальной психологии/ Под ред.Л.В. Кузнецовой.- М., 2002.
Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей.- М., 1985.
Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. - М.: Международная пед. академия, 1994.
Бадалян Л.О. Невропатология. - М., 1987.
Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей.- М., 1989.
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника.
Выготский Л.С. Полное собрание сочинение.- Т.6.- М., 1996.
Дополнительная литература
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. - М.:
Педагогика, 1991.
Венгер А.А. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации: Методические рекомендации для воспитателей детских садов, учителей начальных классов и руководителей школьных объединений. - М.: Новая школа, 1994.
Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение - Владос, 1995.
Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. - М., 1993.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. - М.: Магистр, 1994.
Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько А.А., Шипицына Л.М. Психолого-педагогическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста: Методическое пособие. - С.-П., 1995.
Дети с задержкой психического развития/ Под ред.Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - М.: Педагогика, 1984 .
Обучение детей с задержкой психического развития. - Смоленск, 1994г.
Шестилетние дети: проблемы и исследования: Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород, 1993.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М.: Педагогика, 1990.
Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития/ Под ред К.С.Лебединской. - М., 1982.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. Понятие нервно-психическая деятельность. Протекание нервно-психической деятельности.
2. Понятия - первичный, вторичный дефект.
3. Компенсация дефекта.. А.Адлер, Л.С. Выготский о видах компенсации дефекта.
4. Психический дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.
5. Роль анамнеза в составлении схемы дизонтогенеза.
6. Основные отрасли специальной педагогики
7. Система социальных институтов для оказания детям, подросткам, молодежи консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической, психологической, реабилитационной и другой специальной помощи.
8. Цели, задачи, основные направления специальной психологии.
9. Основные категории специальной психологии и развитие аномальных детей.
10. История развития специальной психологии
11. Классификация и краткая психологическая характеристика основных категорий детей с дефектами психического развития.
12. Норма и отклонения в физическом, психическом, моторном и интеллектуальном развитии человека. Понятие об аномальном ребенке
13. Л.С. Выготский и его концепция воспитания и обучения аномального ребенка.
14. Коррекция психического развития аномальных детей.
15. Диагностика психического развития аномальных детей.
16. Абилитация.
17. Реабилитация.
18. Социальная адаптация аномальных детей.
19. Сегрегация и интеграция детей с аномалиями психического развития.
20. Профилактика нарушений развития.
21. Отбор детей на психолого-медико-педагогических комиссиях
22. Эмоционально-волевые отклонения психического развития. Структура дефекта. Классификация дефектов.
23. Содержание, принципы, формы и методы коррекции поведения детей с дисгармоническим развитием.
24. Дети с нарушением зрения. Слабовидящие дети. Особенности протекания психических процессов у слабовидящих детей. Профилактика вторичных отклонений.
25. Дети с нарушениями слуха. Слабослышащие дети. Особенности протекания психических процессов у слабослыщащих детей. Профилактика вторичных отклонений.
26. Дети с нарушениями двигательной сферы (ДЦП). Сочетание двигательных, эмоционально-волевых, интеллектуальных и личностных нарушений.
27. Дети с нарушениями речи. Речевые нарушения и личность логопата.
28. Дисграфия и дислексия
29. Содержание, принципы, формы и методы коррекции речи и других психических процессов детей с нарушением речи.
30. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения детей с дефицитарным развитием.
31. Аутизм. Причины аутизма. Клинико-психологическая структура аутизма.
32. Диагностика и основные направления коррекционной работы с аутичными детьми. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и обучения аутичных детей.
33. Возможности психолого-педагогической диагностики и коррекции детей с ЗПР..
34. Содержание, принципы, формы и методы коррекции психического развития детей с задержкой психического развития.
35. Систематика задержанного психического развития (ЗПР): виды, причины. Структура дефекта при ЗПР. Обратимость дефекта.
36. Понятия - умственно отсталые дети, олигофрения, деменция. Структура дефекта
37. Причины психического недоразвития.
38. Классификация умственной отсталости.
39. Психологическая характеристика интеллектуальной сферы умственно отсталых детей.
40. Психологическая характеристика личностной сферы умственно отсталых детей.
41. Психологическая характеристика моторной сферы умственно отсталых детей.
42. Диагностика умственно отсталых детей при поступлении детей в школу. Дифференциация умственной отсталости от сходных с ней состояний.
43. Содержание, принципы, формы и методы коррекции психического развития детей с психическим недоразвитием..
44. Раскрыть структуру дефекта при умственной отсталости.
45. Структура дефекта при задержанном психическом развитии.
46. Структура дефекта при искаженном психическом развитии.
47. Структура дефекта при дефицитарном развитии.
48. Структура дефекта при дисгармоническом развитии.
49. Анализ рисунков умственно отсталых детей.
50. Нейро-психологическое обследование.Цель, содержание, организация.
51. Анализ внутрисемейной ситуации в семьях с проблемными детьми.
52. Раскрыть понятия праксис, гнозис, стереогноз.