Особенности усвоения образной речи детьми дошкольного возраста

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике [1].

В развитии словаря детей выделяют две стороны:

· количественное увеличение словарного запаса;

· качественное развитие словаря, т. е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания.

1-й год жизни – 10-12 слов к году. Развитие понимания речи в значительной мере опережает активный словарь [1].

1,5-2 гг. – 300-400 слов.

3 г. – 1500 слов. Огромный скачок происходит не только и не столько за счёт заимствования слов из речи взрослых, сколько из-за овладения способами образования слов. Третий год жизни – период наибольшего увеличения активного словарного запаса [1].

4 года – 1900 слов.

5 лет – 200-2050 слов.

6-7 лет – 3500-4 тыс. слов [1].

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают оценочной лексикой. Это связано с внеситуативно-личностным общением ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий).

Воспитатель специально организует работу над этой категорией слов в интересах нравственного и речевого развития ребёнка. Сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари наиболее частотных личностных черт. Наиболее часто встречающимися словами являются: добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний, настроений [29].

Наблюдаются индивидуальные различия в словаре детей. По словам Д.Б. Эльконина, различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития» [48].

Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленно растёт число прилагательных. Это объясняется условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов) также характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи [19].

Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. Исследователи понимают детское творчество как действенный и активный путь освоения окружающей действительности. Творческая деятельность развивает разные способности ребёнка, выявляет его запросы и интересы, приобщает его к искусству и культуре [3].

Сроки становления разных видов деятельности неравномерны, и каждый вид творческой деятельности ребёнка имеет свою специфику. Вместе с тем существуют и общие вопросы, которые решаются исследователями в любом виде деятельности ребёнка, особенно в развитии, художественно-творческих способностей. Это вопросы об источниках и условиях возникновения творчества у детей, создании художественной среды, роли руководства этим процессом, о понимании связей и отношений между обучением и воспроизводством образов, репродуктивным и продуктивным путями создания образа [28].

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в частности в виде пословиц, поговорки, загадки, фразеологизмов, единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста входит также развитие образной, выразительной речи [26].

Следуя общей цели воспитателей, развивать и воспитывать детей, в частности развивая словарь дошкольников, применяя и разрабатывая методики ознакомления дошкольников с пословицами и поговорками, воспитателям следует учитывать общенаучные задачи словарной работы. Любая применяемая или разрабатываемая методика должна быть верифицирована через эти задачи [34].

Задачи словарной работы при становлении речи детей были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Принято выделять четыре основные задачи:

1. Обогащение словаря новыми семантическими единицами, усвоение детьми ранее неизвестных, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в лексике. Обогащение словаря происходит за счёт общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и пр.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности [Цитировано по 12, С.25-45]. Словарный запас дошкольников должен соответствовать набору их представлений. Если словарный запас растёт медленно, то у детей будет недоставать слов для выражения мыслей, и они поневоле будут прибегать к иллюстрирующему жесту. Если рост запаса слов опережает обогащение кругозора конкретными знаниями и представлениями, то у дошкольников может возникнуть негативная привычка – болтать, не вникая в смысловую нагрузку произносимого. И то и другое плохо отражается на развитии мышления.

2. Закрепление и уточнения словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Это относится, прежде всего, к трудным для них словам. К составляющим трудность для детского восприятия относятся собирательные слова, такие как – «мебель», «посуда», и отвлечённые – «тишина», «доброта». Трудно воспринимаются слова, относящиеся к существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской» и др.). Также имеются проблемы со словами, сложными в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор»). Поэтому необходимо углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

3. Активизация словаря. Активизировать детский словарь – значит, научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова из пассивного состояния в активную форму. Слова, усваиваемые детьми, делятся на две категории: пассивный словарь (ребёнок понимает, связывает с определёнными представлениями, но не употребляет), и активный словарь (ребёнок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено детьми.

4. Устранение из речи диалектных, просторечных и жаргонных нелитературных слов.

Решение этой задачи особенно необходимо, в случае, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды. Осуществление метода рекомендуется производить с помощью исключения нелитературных слов из речевого набора, применяемого воспитателем. Не следует акцентировать внимание на случайных проявлениях такой лексики со стороны детей.

Все задачи словарной работы тесно связаны между собой и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии [32].

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком, вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности [2].

Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребёнку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев [31].

В дошкольном учреждении педагоги знакомят детей с лучшими художественными произведениями литературы, и на этой основе решают целый взаимосвязанный комплекс задач нравственного, умственного, эстетического воспитания [7].

Развитие эстетического восприятия начинается в дошкольном возрасте. Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений, ребёнок может, уже в четыре-пять лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребёнка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя [34].

Художественное произведение привлекает ребёнка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в обществе. Недостаточный уровень развития отвлечённого мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как пословицы, загадки, фразеологизмы, что обусловливает необходимость помощи взрослого [1].

В исследовании А. Богатыревой наблюдаются факты ошибочного словоупотребления, переноса наименования с одного предмета на другой, сужения или, наоборот, расширения границ значений слов и их применение. Сужение или расширение значений слов детьми объясняется тем, что они не имеют достаточных знаний о тех предметах и явлениях, которые называют данными словами.

Понимание и употребление слов детьми 3-5 лет зависит не только от степени обобщения, но и от того, насколько часто используют эти слова окружающие взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. Наиболее правильно дети понимают и употребляют слова, обозначающие конкретные предметы, которыми они пользуются в повседневном обиходе и играх (кукла, барабан, лейка, щётка, игрушки, одежда)[47].

В основе освоения значений слов лежит функциональный признак предмета. Вот почему при отсутствии слова дети часто прибегают к толкованиям с указанием на предназначение предметов: футляр – «очечник», «очкуха»; лейка – «поливалка», сиденье – «чтобы садиться».

Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдалённые от детей явления. Например, народ – «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица – «это девочка, у которой нет нарядного платья»; последователь – «по следу идёт, охотник какой-то» и так далее [1].

Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей. К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый ими язык действительно становится родным [44].

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания. В этом возрасте ребёнок учится выражаться содержательно, грамматически правильно, развивается умение использовать в своей речи разнообразные выразительные средства [32].

Высокий уровень речевой культуры включает такие признаки, как богатство, точность и выразительность. Богатство речи предполагает большой объем словаря, понимание и уместное употребление в речи слов и словосочетаний, разнообразие используемых языковых средств. Выразительность речи предполагает отбор языковых средств, соответствующих условиям и задачам общения [56].

Природа речевой образности у детей и взрослых разная. Психологическое объяснение процесса усвоения дошкольниками переносного значения словосочетаний дано в исследовании О.М. Дьяченко, раскрывающем механизмы развития продуктивного воображения детей, использующих разные по структуре образы воображения. Сначала ребёнок расчленяет неразделяемое, в сущности, словосочетание, а впоследствии может включить его в определённую речевую ситуацию. В связи с этим и прослеживается связь каждой речевой задачи с развитием образности речи.

Словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства речи, помогает ребёнку находить точное слово в построении высказывания, а уместность употребления может подчеркнуть его образность. В формировании грамматического строя речи в плане образности особое значение приобретает владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структурное и семантическое место формы слова в предложении и в целом высказывании [24].

Синтаксический ряд считается основой речевого высказывания. В этом смысле разнообразие синтаксических конструкций делает речь ребёнка выразительной. Если же рассматривать звуковую сторону речи, то от неё во многом зависит и интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя [2].

Таким образом, к особенностям образной речи детей относятся:

· наличие представлений у детей о средствах выразительности;

· умение детей понимать выразительность речи;

· понимание детьми смыслового богатства слова;

· понимание смысловой близости и различия однокоренных синонимов, и понимание словосочетаний в переносном значении;

· понимание переносного значения слова;

· овладение переносным значением слов;

· способность детей выделять и замечать средства художественной выразительности;

· использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

· владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

· умение использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов);

· использование в речи синонимов и антонимов;

· осознание обобщённого смысла малых форм фольклора [2].

Образная речь является важной составной частью воспитания культуры речи. Если у ребёнка воспитывается интерес к языковому богатству, умение воспринимать и понимать средства выразительности, то у него в дальнейшем развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Речь ребёнка приобретает образный характер [2].


Наши рекомендации