Психолого-педагогическое обоснование использования средств физической культуры и спорта в социализации трудных подростков
Девиантное поведение, понимаемое как отклонение от социальных и нравственных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания социологов, педагогов, психологов, медицинских работников и правоохранительных органов. Педагогические факторы, связаны с потребностями модернизации системы образования, с резким снижением количества и качества форм внешкольной работы с подростками, в частности с закрытием спортивных секций и клубов, с переводом их на коммерческие формы работы, что резко снижает процент подростков, занимающихся физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью.
Профилактика трудного поведения подростков становится важнейшей задачей современного общества и государства. При этом в настоящее время недостаточно разработано направление работы с трудными подростками поведения в процессе учебной и внеклассной работы с целенаправленным использованием физической культуры и спорта. Использование физической культуры и спорта в воспитательно-профилактической работе с трудными подростками будет способствовать повышению мотивации и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, изменению негативных эмоциональных состояний (тревожности, агрессивности), сохранению и укреплению здоровья, развитию физических и нравственно-этических качеств у трудными подростков. Важным звеном в этой работе является структура учебно-воспитательного процесса и разнообразие форм учебно-методического материала. Физкультурно-оздоровительная деятельность оказывает серьезное влияние на психологическую составляющую личности, а поскольку мы рассматриваем период детства и пубертатный период, то, несомненно, огромное влияние физической культуры и спорта на формирование и становление личности в этот период. В процессе занятий физической культурой и спортом в значительной мере ослабевает действие тревожно-агрессивных компонентов личности за счет переноса этой отрицательной компоненты, в социальном плане, на стратегию борьбы и соревнования, что создает воспитательную и профилактическую основу, снижает риск асоциального и трудного поведения среди подростков. Занятия физической культурой и спортом заполняют вакуум свободного времени, прививают навыки здорового образа жизни, формируют положительные привычки и чаще всего меняют состав референтной группы, в которой подросток находится. Для более эффективного воспитательного воздействия на личностные качества и психоэмоциональную подростков сферу средствами и методами физической культуры и спорта целесообразно использовать следующие методические рекомендации: важным моментом является разносторонняя физическая подготовка, являющаяся фундаментом физической работоспособности;чем меньше возраст воспитанника, тем непосредственнее его восприятие воспитательных воздействий. Например, в младшем возрасте легче переделывать отрицательные и воспитывать положительные привычки, приучать к труду, дисциплине и порядку, поведению в коллективе и т.д.; необходимо строгая последовательность увеличения и выбора физических нагрузок для разного подросткового возраста, пола, степени подготовленности; необходимо создание ситуаций нравственного поведения, направленных на организацию взаимопомощи, соревнований, игр с особо установленными правилами; в учебно-тренировочном процессе решать как общие, так и специальные задачи нравственного, эстетического и трудового воспитания; для более активного привлечения подростков к выполнению физических упражнений по воспитанию физических и нравственных качеств целесообразно периодически обновлять комплексы физических упражнений, подвижных и спортивных игр.
Применение физической культуры и спорта в профилактике девиатного поведения направлено на индивидуальное развитие личности, формирование физической культуры личности и может иметь своей целью оздоровление организма, физическое совершенствование подростков, формирование мотивации и потребности в занятиях физическими упражнениями, способности к самостоятельным занятиям спортом. Результаты изучения учеными занятости в свободное от учебы время социально адаптированной деятельностью в школе выявило, что физкультурно-спортивную деятельность предпочитает больший процент подростков девиантного поведения, однако также высок процент их не вовлеченности в организованную деятельность во внешкольное время. Несмотря на вовлеченность в физкультурно-спортивную деятельность значительного числа подростков девиантного поведения, ценностное отношение к урокам физической культуры неоднозначно. В группе девиантных подростков более высокий процент отрицательно относящихся к урокам физической культуры 22,1 %, а равнодушно относящихся подростков в обеих группах незначительно отличается - 33,9 и 35,5 %. Несмотря на различия в ценностном отношении к физической культуре как форме организации учебного процесса, более половины подростков девиантного поведения осознают значение данного вида деятельности в процессе формирования и сбережения здоровья в личностном и общечеловеческом контексте. Отметим, что на приоритеты в сознании значения двигательной деятельности, высок процент подростков, которые пренебрегают этой ценностью в организации собственного стиля жизни и здоровьеформирующей ролью физической культуры и спорта.
Изучение особенностей ценностного отношения девиантных подростков к физкультурно-спортивной деятельности и вовлеченности в социально значимые виды деятельности показывает, что для данного контингента характерно: смещение в ценностном отношении к образовательному процессу как малозначимому для личностного развития; несмотря на осознанность значения роли физической культуры и спорта в современном обществе. Целенаправленное использование физической культуры и спорта в воспитательно-профилактической работе с подростками позволяет заполнить свободное время подростков социально-значимой деятельностью, которая способствует корректировке физического, нравственного и психического состояния, что положительно сказывается на предупреждении и преодолении девиантного поведения подростков. Этому способствует условия, обстановка и «микроклимат» спортивной секции и класса, зависящей от квалификации учителей физической культуры и тренеров по видам спорта, и педагогических условий учебно-тренировочных занятий.