Воспитание здорового образа жизни и профилактика вредных привычек учащихся на основе использования средств физической культуры и спорта

Исмагилов К.Р. доцент, к.пед.н. Казанский федеральный университет, г. Казань

Исходя из социального заказа нашего общества на здоровье, как важнейшую социальную ценность формирование иммунитета к таким негативным явлениям, как курение, употребления алкоголя, наркомания, оказывающим крайне неблагоприятное воздействие на нравственное и физическое здоровье имеет важнейшее значение.

Своеобразие психологических, физиологических и личностных характеристик студентов придает определенную специфику распространения в их среде этих негативных проявлений «Зараженность» наркоманией, алкоголем, никотином наносит огромный вред не только психическому и физическому здоровью, но и духовному миру личности молодого человека. Очевидно, что подобная ситуация требует тщательно продуманной системы мероприятий, направленных на предупреждение и борьбу с этими негативными явлениями.

Опыт работы в ВУЗе показывает, что противостоять подверженности вредным привычкам можно путем включения молодежи в практическую деятельность, которая обеспечивала бы им высокий положительный статус, соответствовал бы их интересам, была бы добровольно принята ими. Одним из вариантов этого рода деятельности все более становится занятия физической культурой и спортом, в силу своей привлекательности для молодежи.

Современные педагогическая и психологическая науки рассматривают физическую культуру и спорт как особый вид деятельности, способствующий воспитанию лучших физических, нравственных, психических качеств, связанных с формированием самого человека, его характера.

Физическая культура в ВУЗе должна активнее рассматриваться не только как средство физического воспитания, но и как средство, дающее возможность использовать его для нравственного воспитания студентов. Этого трудно достигнуть, если физическую культуру не включить в комплекс средств нравственного воспитания молодежи. В связи с этим уместно отметить, что воспитание негативного отношения к вредным привычкам составная часть нравственного воспитания. Средства физической культуры и спорта включенные в систему борьбы за здоровый образ жизни выполняют нравственно-воспитательную функцию.

Педагогический процесс по использованию физической культуры и спорта как одного из средств профилактики вредных привычек должен быть специально скорректирован на такую целевую установку, но не в ущерб эффективности физического воспитания.

Физическая культура является нетрадиционным средством широкого нравственного воздействия на молодежь, своеобразным резервным средством, которое нужно научиться эффективнее использовать, активнее вводить в сферу нравственного воспитания, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.

Очень важно в традиционно сложившиеся формы работы на занятиях по физической культуре и во внеурочное время педагогически вводить в эмоциональную и психологическую сферу личности студентов общественно важные мировоззренческие и нравственные установки, способствую нравственному становлению воспитания. Становление мировоззренческих позиций, идейно-нравственных взглядов и убеждений молодежи – процесс сложный и противоречивый. В решении этой задачи средства физической культуры и спорта должны занимать большое место. Нравственное воздействие на студентов оказывает не средства физической культуры и спорта сами по себе, а их включение с систему взаимодействия с другими, несущими в себе мощные нравственно-воспитательный потенциал средствами. Средства физической культуры и спорта должны включаться в нравственную оценку своей значимости для гармоничного развития молодежи.

Социальная ценность физкультурно – спортивной деятельности видится нам не только в самих занятиях ими, а в том, какие социальные ориентации несет в себе эта деятельность, как она способствует нравственному развитию учащихся. Иными словами, ценность занятий физической культурой и спортом для учащихся определяется не только их воздействием на физическое состояние, но и в том, какое влияние они оказывают на формирование представлений учащихся о своем нравственном здоровье. В таком качестве средства физической культуры и спорта должны шире включаться в систему нравственного воспитания, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.

Исследование личностных характеристик студентов, определяющих механизм адаптации в физкультурно – образовательной среде.

Клочкова Е.В - к.п.н., ст. преподаватель ИФКиС ДГПУ

Магомедов А.М- к.п.н., доцент ИФКиС ДГПУ

Можно констатировать, что настоящее время уделяется значительное внимание рассмотрению проблемы адаптации человека к непривычным условиям среды [1.3.4.] и др. Вместе с тем, высоко оценивая указанные исследования, следует отметить, что проблема адаптации в педагогической науке высшей школы разработана пока недостаточно. Как нам представляется, этот факт актуализирует проблему исследования механизма адаптации студентов в новую физкультурно-образовательную среду, где решаются задачи профессионального развития, самоорганизации деятельности и самоактуализации в ней.

Целью исследования является диагностика личностных характеристик, определяющих механизм адаптации студентов в физкультурно- образовательной среде. В исследовании приняли участие студенты первого курса педагогического факультета ИФКиС ДГПУ г. Махачкала республики Дагестан. Результаты были получены путем анкетирования и личной беседы со студентами.

Это позволило представить в сопоставимых оценках значительный объем данных, полученных при исследовании студентов по следующим методикам: дифференциально-диагностический опросник по Е.А.Климову; индивидуально-типологический опросник (ИТО) по Л.Н. Собчик: краткий ориентировочный тест (КОрТ). Исследовались характеристики: стеничность, депрессия, лидерство, коммуникативность, дезадаптация, агрессия, конфликт.Статистическая обработка полученных данных осуществилась при помощи корреляционного и факторного анализа.

Результаты исследования показали, что «стеничность» оказалась существенно ниже средних популяционных норм (4.60+ 0.18). Это говорит о том, что низкие значения по данному показателю не способствуют уверенной тенденции самоутверждения, самореализации в учебной деятельности, отстаивания своих интересов. В то же время отсутствия высоких стэнов на отсутствие эгоцентризма и склонности к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих, вплоть до явных агрессивных высказываний или действий, что может расцениваться как положительный момент в адаптации. Показатель «депрессия» оказался весьма высоким (7.07- 0.61), что указывает на наличие в состояние у студентов первого курса нежелательного эмоционального фона. Вероятно, это свидетельствует о субъективных переживаниях, связанных с ощущениями беспомощности и бесперспективности при взаимодействии в системе «субъект- субъектных» отношений.

Показатель «лидерство» ниже средних популяционных норм ( 4.78+0.47). Можно предположить, что у студентов первого курса не сложились окончательные взаимодействия в системе «студент- студент», они еще не до конца изучили индивидуальные особенности каждого члена учебной группы. Поэтому организация совместной деятельности и регуляция взаимоотношений в студенческой группе пока еще происходит стихийно. Исследования, проведенные нами, параллельно со студентами других факультетов дают основания говорить, что такие результаты являются общей тенденцией, характерной для студентов 1 курсов педагогического курса. Коммуникативность несколько превышает средние значения показателей популяционных норм (6.11+0.43), что является существенным фактом в установлении межличностных контактов по типу «студент- преподаватель», «студент- студент», «студент- куратор» и т.п. Показатель «дезадаптации» у студентов 1 курса оказался самым низким среди всех исследуемых показателей (4.06+0.15). Это дает нам основание предположить, что у студентов на данном временном периоде обучения отсутствует значительное психофизиологическое напряжение, нет конфликтов с сокурсниками и преподавателями. «Агрессивность» у студентов умеренно выражена (4.78+ 0.23), что соответствует достаточно уверенной тенденции формирования моральных норм, соответствующих поведению студенческой группы. Такое поведение, по-нашему мнению, можно трактовать с точки зрения активной самореализации, отстаивания свои интересов среди сверстников. Умеренно выраженный показатель можно толковать и с точки зрения развития на этом учебном этапе у студентов способности понимать других людей и сопереживать вместе с ними. «Конфликтность» (5.81+0.54). Этот показатель, по всей вероятности, свидетельствует о противоречиях между значимыми сторонами существующей учебно- профессиональной действительностью и непродуктивностью и непропорциональностью находить оптимальное решение выхода из фрустрирующей ситуации. Что может создать «почву» для перехода психофизиологических проблем в соматические расстройства. Рассмотренные результаты свидетельствуют, что студенты 1 курса педагогического факультета ИФКиС ДГПУ испытывают психологическое напряжение, связанное с адаптацией к обучению в физкультурно- образовательной среде.

Факторный анализ позволил выделить 8 значимых факторов, объясняющих 84,23% наблюдаемой дисперсии.

Факторы нами были интерпретированы следующим образом: фактор «адаптивность». Данный фактор обеспечивает благоприятное протекание адаптационных перестроек в период вхождения студента в новый режим труда, отдыха, смену социального статуса. Адаптация к новой обстановке может так же зависеть и от того, насколько быстро студент приведет в соответствие с новыми реалиями социальной жизнедеятельности свои личностные характеристики, которые основываются на умении управлять своим поведением, на способности проявлять активность, на адекватности функционирования физиологических функций и психических процессов. Фактор эгоцентризм. Этот фактор занимает промежуточное положение, и имеет невысокие значения. По нашему мнению, такие значения этого фактора, способствуют успешной адаптации студентов к процессу обучения в вузе. Показатели соответствуют достаточно уверенной тенденции самоутверждения и активной самореализации. Фактор «коммуникабельность». В данном факторе присутствует «сплав» трех параметров: коммуникативность, лидерство и экстраверсии. Социально активные коммуникабельные экстраверты отличаются успешным освоением новой информации, им дается легче разговорное общение.

Фактор «техническое мышление». Низкий вес этого фактора, по – видимому, объясняется особенностями выборки нашего исследования, которое несвязанно с профессиями типа «человек-техника». Фактор «конфликтная разнонаправленность». Появление подобного фактора в структуре адаптационного механизма студента объясняется следующим образом. Как известно, в переходных процессах, к каковым можно отнести обучение на 1 курсе вуза, резко возрастает вариативность функции организма. С другой стороны, вариативность необходима для поиска оптимальной стратегии адаптации с другой стороны, формируя психологическую компенсированность одного полярного признака другим, конфликтную разнонаправленность тенденций, может создавать предпосылки для перехода социально- психологических проблем в соматические расстройства. Фактор «рассудительность». Этот фактор обуславливает, присутствие характеристик, отвечающих за механизм оперативных действий, наступающих после принятия решения. К ним можно отнести фиксированность решения, планирование на пару, выстраивание промежуточных целей в процессе текущей деятельности, достижение высокопоставленных задач. Фактор «формульно- цифровое мышление». Появление этого фактора объясняется присутствием в современной жизни человека и особенно молодежи большого числа компьютерных технологий (Интернет и т.д.), а так же мобильной связи. Переход от вербального общения к общению через Интернет и SMS- связь требует хорошего владения клавиатурой компьютера или мобильного телефона, использование условных знаков, шифров, кодов, таблиц. Фактор «умственные способности». Данный фактор интегральный показатель общих умственных способностей, а так же способности к обучению, то есть познавательной активности субъекта и его возможности усвоения новых знаний, действий, сложных форм деятельности.

Корреляционный анализ полученных данных так же показывает, что успешность обучения взаимосвязан с личностными характеристиками. В то же время между ними установлено значительное количество отрицательных корреляционных связей. Это объясняется случайностью и непоследовательностью профессиональных ориентиров, а так же незрелостью данного возраста при освоении учебных дисциплин, что не способствует оптимальной адаптационной перестройки организма студентов к процессу обучения в вузе.

Именно систематизация знаний о личностных характеристиках студентов и на этой основе планирование психолого- педагогических воздействий кратковременного или долговременного вида, будет способствовать переходу от интуитивных и стихийных действий педагога к научно- обоснованному подходу в решении проблемы адаптации студентов к обучению в вузе. Все это позволит, с одной стороны способствовать учебно- профессиональной самоактуализации и самореализации студентов, с другой- повысить прогнозируемость результатов деятельности педагога, способствующей успешной адаптации студентов в новой физкультурно- образовательной среде.

Литература

1. Адаптационные возможности спортсменов-альпинистов Российской комплексной экспедиции «Антарктида-Россия-2003» / В.В.Кузин, О.В.Матицын, А.В.Смоленский и д.р.// Теория и практика физической культуры.- 2004.- №1.-С.28.

2. Аппаратно- программный психодиагностический комплекс «Мультипсихометр- 0.5» метод. Руководство М. Одинцова: РМПЦ , 2005- 134с.

3. Завьялова Е.К. Психологические механизмы социальной адаптации . // Вестник Балтийской педагогической академии. Материалы научной сессии посвященной памяти профессора А.С. Мозжукина. –СПБ, 2001- вып. 40 , 55-58с

4. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. / Ф.З. Меерсон, М.Г.Пшенникова М. Медицина, 1988- 256 с.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

Крамской С.И., профессор, зав. кафедрой физического воспитания и спорта,

канд. соц. наук,Амельченко И.А., доцент, канд. биол. наук

Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

В Белгородской области уделяется серьезное внимание созданию условий для оздоровления студенчества. Это тесно перекликается с губернаторской программой повышения качества жизни белгородцев, в которой отмечается, что «традиционные ценности и нравственные идеалы нашего народа — заслон бездуховности, нравственной деградации. На дорогах к храмам, к культурным ценностям, к стадионам не должно быть препятствий».

Сфера вопросов, охватывающих выполнение программ в сфере физической культуры и спорта в образовательных учреждениях на Белгородчине, включает укрепление материально-спортивной базы, рост мастерства белгородских спортсменов, совершенствование форм работы, решение кадровой политики в области физической культуры и спорта. Усилиями органов власти всех уровней, физкультурного актива, руководителей трудовых и, прежде всего, учебных коллективов, молодежных организаций, медицинских работников, представителей средств массовой информации, общественности происходит формирование здорового образа жизни населения области. Предпринимаются все попытки, чтобы физическая культура и спорт все прочнее входили в быт каждого белгородца, каждой семьи. А культ сильного духом и крепкого телом, гармонично развитого человека, стал привлекательным и престижным в нашей области.

Физическая культура в образовательных учреждениях как образовательная область, как учебная дисциплина, важнейший базовый компонент гуманитарного образования, гармоничного развития личности обучающегося направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [3].

В настоящее время в ряду актуальных проблем в системе высшего профессионального образования важное место занимает проблема социального управления формированием физической культуры студентов, без которой невозможно поддержание и укрепление их здоровья. Это объясняется тем, что современный учебный процесс в вузе отличается не только большими интеллектуальными нагрузками, но и высокими требованиями к физическому здоровью студентов, способствующему эффективному освоению ими профессиональных знаний и навыков с последующей их реализацией в трудовой деятельности. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит занятиям физической культурой, а именно: использованию ее средств, форм и методов оздоровления, соответствующих целенаправленному повышению уровня оздоровительной культуры студентов [2].

Становится все более явным, что классическая модель занятий физической культурой и спортом в вузе не всегда адекватна современным требованиям общества. Сегодня, по мнению известных российских учёных, необходимо искать новые пути изменения социальных, педагогических и философских взглядов на организацию таких занятий по физической культуре, которые способствовали бы формированию новых концепций образовательного процесса, разработке авторских программ социального и физического здоровья.

Исходя из вышеизложенного в БГТУ им. В.Г. Шухова была разаботана программа по оздоровлению и пропаганде здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта.

Цель программы- комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления студентов, направленное на физическое и духовное совершенствование, формирование у молодежи осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Проанализировать динамику состояния здоровья студентов.

2) Изучить ценностные ориентации студентов в отношении сохранения и укрепления здоровья.

3) Дать научное обоснование моделей модернизации индивидуальной системы жизнедеятельности студентов для вовлечения максимально возможного числа молодых людей в систематические занятия физической культурой и спортом;

4) Разработать механизмы совершенствования материально-технической, научно-образовательной, организационно-управленческой базы развития физической культуры и спорта в университете.

Проблемы формирования здорового образа жизни на кафедре физического воспитания и спорта рассматриваются в рамках дисциплины «Физическая культура».

Авторский коллектив кафедры физического воспитания и спорта за последние 3 года подготовил учебник, учебно-методическое пособие, 2 монографии и авторскую рабочую программу по проблемам формирования здорового образа жизни:

Ежегодно на базе кафедры с участием профессорско-преподавательского состава проводятся Международные научные конференции по проблемам здоровьесбережения, физической реабилитации и рекреации в высших учебных заведениях.

Серьезное внимание уделяется научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам формирования здорового образа жизни.Стали традиционными ежегодные студенческие научные конференции «Физическая культура, спорт и здоровье студентов». Студенты под руководством преподавателей кафедры принимали активное участие в областных и Международных конкурсах научных работ, неоднократно отмечались грамотами и дипломами.

Проведённые исследования показали, что обследуемые студенты по состоянию физического здоровья в большинстве своём имеют различные отклонения и нуждаются в поддержке, помощи и разработке для них социальной, медицинской, физической реабилитации и рекреации со стороны ведомств здравоохранения, образования, физической культуры, молодёжных и научных организаций.

Одним из действующих механизмов повышения эффективности формирования физической культуры у студентов является совместная разработка преподавателями физической культуры, врачами кафедры физического воспитания и спорта, а также самого студента «Авторской программы здоровья студента».

Алгоритм оздоровления в вузе должен включать, в первую очередь, научно-методическое и медико-биологическое обеспечение работы по рациональной организации образовательного процесса студентов в области физического воспитания и спорта, а именно: использование средств физической культуры, ее методов и форм занятий, естественных факторов природы, а также гигиеническое и валеологическое воспитание и образование студентов на всех курсах обучения [1] .

Ректорат вуза делает всё, чтобы современное поколение студентов-шуховцев имело возможность заниматься физкультурно-спортивной деятельностью в полном объёме. Физическая культура и спорт в нашем вузе рассматривается не только как путь к здоровью нации, как социальное явление, но и как важная составляющая в подготовке современного квалифицированного специалиста, востребованного на рынке труда. Ведь только здоровый специалист сможет в полной мере реализовать весь тот потенциал, все знания, которые дал ему университет в будущей самостоятельной деятельности.

В настоящее время более 1500 студентов дневной формы обучения тренируются в свободное время в более чем 35 секциях по 28 физкультурно-спортивным направлениям. Идет постоянное строительство и реконструкция учебно-спортивного комплекса университета. В спортивный комплекс университета сейчас входят: стадион, с трибуной на 2000 посадочных мест, естественным футбольным газоном, беговыми дорожками, соответствующими всем международным параметрам, модуль с современными раздевалками на 150 человек, тремя теннисными кортами и двумя плоскостными спортивными площадками для гандбола и мини-футбола с современным спортивным покрытием, площадка для пляжных видов спорта, два игровых зала и раздевалки, стрелковый тир, манеж, зал атлетической подготовки, шахматный клуб, специализированный спортивный зал гиревого спорта «силовой городок». В настоящее время ведутся работы по строительству бассейна. Результатами этой активной деятельности стали спортивные успехи студентов-шуховцев. Именно, кадровый потенциал и учебно-спортивная база позволяют нашим студентам-спортсменам добиваться больших успехов не только на городских, областных, региональных соревнованиях, но и на чемпионатах России, Европы и мира.

Подводя итоги, следует отметить, что процесс физического воспитания студентов, как составная часть воспитательного процесса в вузе в целом, является важнейшим условием социального и духовного развития полноценной личности. Социальное управление этим процессом придает ему целенаправленный организованный характер, повышает его эффективность и качество. Поэтому высокий уровень физической культуры становится важной составляющей профессионального и жизненного успеха.

Список литературы

1. Зайцев, В.П. Здоровьеформирующие технологии в контексте гендерного подхода: коллективная монография / В.П. Зайцев, Н.А. Олейник, С.И. Крамской. - Харьков: ХГАФК, 2009. - 226 с. (28,37 п.л., тираж - 300).

2. Крамской, С.И. Социальное управление физическим воспитанием студентов в высшем учебном заведении: монография / С.И. Крамской. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2009. - 168 с. (9,8 п.л., тираж - 500).

3. Физическая культура в строительных вузах. Учебник / В.А. Никишкин, Л.М. Крылова, А.Ф. Пшеничников, С.И. Крамской / Под ред. Л.М. Крыловой. - М.: Изд-во АСВ, 2009. - 526 с.

Наши рекомендации