Перечислите мероприятия по привлечению трудных подростков в спортивную секцию на примере избранного вида спорта

Основной задачей профилактической работы с трудновоспитуемыми подростками является вовлечение их в занятия интересным делом, а именно: спортивные игры, единоборства, атлетическая гимнастика, — они пользуются большей популярностью среди учащихся, чем другие виды деятельности (результаты анкетного опроса). Учитывая определенный интерес данного контингента к физической культуре и спорту, содержание данной работы необходимо рассматривать как единство трех взаимосвязанных компонентов. Первый — подбор средств и методов, способствующих вовлечению трудных подростков в спортивные секции с последующим формированием интереса к систематическим занятиям; второй — коррекция нравственного, психического и физического здоровья; третий — освоение подростками способов, методов физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в избранных видах спорта. Учитывая, что воспитание и перевоспитание трудновоспитуемых подростков — длительный процесс, планирование учебно-воспитательной работы осуществляется по этапам. На первом этапе основное внимание обращается на исправление отрицательных качеств личности с последующим воспитанием трудолюбия, честности, настойчивости, инициативности, формирования интереса к избранному виду спортивной деятельности, повышение общей физической подготовленности. На втором этапе, когда преобладающим стимулом к занятиям становится увлеченность, большое внимание уделяется индивидуальной работе с каждым подростком. Учебно-воспитательный процесс направлен на воспитание таких качеств, как самообладание, выдержка, смелость, смекалка, умение контролировать свои поступки. Средства физического воспитания направлены на совершенствование общей и специальной физической подготовленности в избранном виде спорта. На третьем этапе предусматриваются развитие и совершенствование у занимающихся навыков самовоспитания и контроля в основных видах деятельности (учебной, спортивной, общественно значимой). При разработке средств, методов и педагогических приемов по воспитанию и перевоспитанию трудных подростков в условиях деятельности спортивных секций используются материалы программ для ДЮСШ по боксу, волейболу, методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий по атлетической гимнастике, переработанные в соответствии с рекомендациями, касающимися коррекции нравственного и психического состояния занимающихся.

Важное место в процессе воспитательной работы с подростками в условиях секционной деятельности отводится теоретической подготовке. Она проводится в форме бесед, лекций, круглых столов, встреч с психологами, сотрудниками правоохранительных органов, спортсменами. Беседы, упражнения, разъяснения проводятся в ходе учебно-тренировочных занятий и носят краткий, ясный характер, подкрепляются примерами. Главным условием для проведения бесед, убеждений является готовность подростков к восприятию: в начале занятий (хорошее настроение группы), в середине (сложившаяся или специально созданная ситуация), в конце (удовлетворенность проведением занятий). Лекции, круглые столы, встречи с интересными людьми проводятся в свободное от занятий время по плану подросткового клуба. Примерная тематика лекционного материала: 1. Занятия спортом и всестороннее развитие личности. 2. О культуре поведения подростка в общественных местах. 3. О честности и справедливости. 4. Строение и функции организма. Влияние занятий физическими упражнениями на организм человека. 5. Гигиена, закаливание организма. 6. Врачебный контроль и самоконтроль. 7. Правила соревнований по выбранному виду спорта. Характеристика видов спорта. 8. Об уголовной ответственности несовершеннолетних по материалам Уголовного кодекса РФ. 9. Проблемы борьбы с безнадзорностью и преступностью среди несовершеннолетних. 10. Неформальные молодежные организации, их роль в воспитании подрастающего поколения. 11. Роль физической культуры и спорта в профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

Подросткам группы социального риска присущи определенные психофизические личностные особенности: повышенный уровень тревожности, агрессивности, заниженная самооценка личности. Занятия физической культурой и спортом как никакой другой вид деятельности способствуют коррекции названных психических отклонений. Поэтому на протяжении всего педагогического процесса следует использовать комплекс педагогических приемов. 1. Прием переключения внимания с одного вида деятельности на другой способствует снижению психического напряжения. 2. Создание педагогических ситуаций,в которых тревожные подростки действовали бы уверенно, без страха, напряжения (выполнение упражнений в облегченных условиях; подбор партнеров, равных по физическим данным; предоставление форы тревожным и т. д.). 3. Использование метода поощрения даже при неудачном выполнении задания способствует преодолению неуверенности, страха. Поощрение даже за минимальный успех воспитывает трудолюбие, решительность. 4. Для снижения уровня тревожности наиболее эффективным методом является доступность учебного материала. Учебный материал подростки должны осваивать с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность. 5. Прием постепенного, но постоянного усложнения упражнений, увеличения нагрузки способствует формированию решительности, уверенности, интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями. 6. Для снижения агрессивного состояния дезадаптированным подросткам следует отводить ведущую роль при изучении новых упражнений, проведении эстафет, тестирований; создавать ситуации, при которых у агрессивных учащихся могут быть неудачи; временно отстранять их от занятий, но с обязательным присутствием; участие в соревнованиях как внутри группы, так и вне ее; справедливое решение конфликтных ситуаций; проведение групповых бесед, акцентируя внимание на положительных сторонах деятельности учащихся, умышленно умалчивая об отрицательных. Спортивное совершенствование подростков в выбранном ими виде спорта при умелом педагогическом руководстве необходимо рассматривать как наиболее эффективное средство воспитания морально-волевых и физических качеств.

Наши рекомендации