Методология и методы педагогических исследований
Педагогика.
III. Планы семинарских занятий.
Семинар 1.
История развития педагогических взглядов за рубежом (от Древнего мира – до 20 века).
Вопросы для обсуждения.
1. Возникновение воспитания в первобытном обществе.
2. Воспитание и обучение в условиях Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока (Египет, Индия, Китай).
3. Воспитание и школа в Древней Греции и Древнем Риме.
4. Воспитание и школа в средневековом Востоке.
5. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху средневековья.
6. Воспитание и образование в странах Западной Европы в эпоху возрождения.
7. Развитие педагогических взглядов в странах Западной Европы и Северной Америки (Новое время и Просвещение).
8. Педагогические взгляды в странах Западной Европы и США в 19 веке.
9. Зарубежная школа и педагогика в 20-м веке.
Задания к семинару.
Отразить содержание педагогических взглядов:
1. Я.А. Коменского
2. Дж. Локка
3. Ж.-Ж. Руссо
4. Д. Дидро
5. И.Ф. Гербарта
6. Ф.А. Дистервега
7. И.Г. Песталоцци
8. Дж. Дьюи
Основная литература.
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века : учебное пособие / под ред. А.И.Пискунова. Учебник для бакалавров. - 4-е изд.,испр. и доп. - М. : Сфера, 2013. - 496с.
2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с.
Дополнительная литература.
1. Джуринский, А.И. История педагогики/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ. Педвузов. М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
2. Джуринский, А.И. История педагогики древнего и средневекового мира/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ высшей школы. – М.: Издат. «Совершенство», 1999. – 224 с., ил.
3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).
4. Теория и история педагогики/ Отв. Ред. Г.В. Корнетов. М.: УРАО. – 2001. – 151 с.
5. История педагогики/ Под ред. .А. Константинова, Е.Н. Медынского, м.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. – 448 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь/ Ред Б.М. Бид-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
Семинар 2.
История развития педагогических взглядов в России.
Вопросы для обсуждения.
- Воспитание у восточных славян.
- Этапы развития педагогической мысли в России:
А) Церковно-религиозный период педагогики (10-18 вв.)
- педагогические идеи Киевской Руси
- первый кадетский корпус
- воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре
- воспитание детей в крестьянской семье
Б) Государственная педагогика (18-2 пол. 19 в.)
- государственная просветительная политика
- закрытые учебные заведения. Царскосельский лицей.
- Начальная школа для народа
- Женское образование
В) Общественная педагогика (2 пол. 19в. - нач. 20в.)
- Педагогика советского периода.
Задания к семинару.
1.Отразить содержание педагогических взглядов
- Посошкова И.Т.
- Татищева В.Н.
- Ломоносова М.В.
- Ушинского К.Д.
- Рачинского С.А.
- Толстого Л.Н.
- Шацкого с.Т.
- Сухомлинского В.А.
- Блонского П.П.
- Макаренко А.С.
Основная литература.
1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века : учебное пособие / под ред. А.И.Пискунова. Учебник для бакалавров. - 4-е изд.,испр. и доп. - М. : Сфера, 2013. - 496с.
2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с.
Дополнительная литература.
1. Джуринский, А.И. История педагогики/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ. Педвузов. М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.
2. Джуринский, А.И. История педагогики древнего и средневекового мира/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ высшей школы. – М.: Издат. «Совершенство», 1999. – 224 с., ил.
3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).
4. Теория и история педагогики/ Отв. Ред. Г.В. Корнетов. М.: УРАО. – 2001. – 151 с.
5. История педагогики/ Под ред. .А. Константинова, Е.Н. Медынского, м.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. – 448 с.
6. Педагогический энциклопедический словарь/ Ред Б.М. Бид-Бад. – М.:
7. История педагогика в России: Хрестоматия/ Сост. Е.Ф. горов. – 2-е изд., М.: Академия, 2000. – 400 с.
Семинар 3.
Развитие личности как педагогическая проблема. Роль музыки в развитии личности.
Вопросы для обсуждения.
- Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности.
- Сущность и пути формирования личности.
- Влияние среды на формирование личности.
- Деятельность как фактор развития личности.
- Соотношение понятий развитие и воспитание, развитие и обучение.
- Возрастные особенности личности и учет их в процессе воспитания и обучения.
А) общая характеристика дошкольного возраста и роль педагога на этом этапе развития.
Б) общая характеристика младшего школьного возраста и роль педагога на этом этапе развития.
В) средний школьный возраст: характеристика, особенности и роль педагога.
Г) старший школьный возраст: характеристика, особенности и роль педагога.
- Педагогическая готовность ребенка к школе. Проблемы обучения с 6 лет.
Диагностика развития
- Роль музыки в развитии личности.
Основная литература
1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).
2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с
3. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012 г.
Дополнительная литература.
1. ПЕДАГОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавров Пидкасистый П.И. - Отв. ред. Учебное пособие для бакалавров 2013
2. ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Конспект лекций Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Конспект лекций 2013
3. ПЕДАГОГИКА. Т. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Учебник для бакалавров ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров Подласый И.П. Учебник для бакалавров 2013
Семинар 4. (КСР)
Методология и методы педагогических исследований
Самостоятельная подготовка следующих вопросов:
1. Понятие методологии педагогики.
2. Методологические принципы педагогического исследования.
3. Методы педагогического исследования.
4. Структура педагогического исследования.
Задания.
1. Составить и сравнить классификации методов педагогических исследований.
2. Подготовить реферат по следующим темам:
- теоретические методы педагогических исследований;
- эмпирические методы педагогических исследований;
- методы обработки и интерпретации полученных результатов педагогического исследования.
Основная литература
1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).
2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с
3. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012 г.
Дополнительная литература.
1. Основы научных исследований: учебное пособие/Б.И. Герасимов, В. В. Дробышева, Н. В. Злобина, Е. В. Нижегородов. - М.: Форум: Инфра-М, 2013. - 272с.
2. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012.
3. Бордовская, Н.А.Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов / Н. А. Бордовская // Педагогика. - 2013. - №9.-С.70-77.
Семинар 5.