Методология и методы педагогических исследований

Педагогика.

III. Планы семинарских занятий.

Семинар 1.

История развития педагогических взглядов за рубежом (от Древнего мира – до 20 века).

Вопросы для обсуждения.

1. Возникновение воспитания в первобытном обществе.

2. Воспитание и обучение в условиях Древних цивилизаций Ближнего и Дальнего Востока (Египет, Индия, Китай).

3. Воспитание и школа в Древней Греции и Древнем Риме.

4. Воспитание и школа в средневековом Востоке.

5. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху средневековья.

6. Воспитание и образование в странах Западной Европы в эпоху возрождения.

7. Развитие педагогических взглядов в странах Западной Европы и Северной Америки (Новое время и Просвещение).

8. Педагогические взгляды в странах Западной Европы и США в 19 веке.

9. Зарубежная школа и педагогика в 20-м веке.

Задания к семинару.

Отразить содержание педагогических взглядов:

1. Я.А. Коменского

2. Дж. Локка

3. Ж.-Ж. Руссо

4. Д. Дидро

5. И.Ф. Гербарта

6. Ф.А. Дистервега

7. И.Г. Песталоцци

8. Дж. Дьюи

Основная литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века : учебное пособие / под ред. А.И.Пискунова. Учебник для бакалавров. - 4-е изд.,испр. и доп. - М. : Сфера, 2013. - 496с.

2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с.

Дополнительная литература.

1. Джуринский, А.И. История педагогики/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ. Педвузов. М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

2. Джуринский, А.И. История педагогики древнего и средневекового мира/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ высшей школы. – М.: Издат. «Совершенство», 1999. – 224 с., ил.

3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).

4. Теория и история педагогики/ Отв. Ред. Г.В. Корнетов. М.: УРАО. – 2001. – 151 с.

5. История педагогики/ Под ред. .А. Константинова, Е.Н. Медынского, м.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. – 448 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь/ Ред Б.М. Бид-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

Семинар 2.

История развития педагогических взглядов в России.

Вопросы для обсуждения.

  1. Воспитание у восточных славян.
  2. Этапы развития педагогической мысли в России:

А) Церковно-религиозный период педагогики (10-18 вв.)

- педагогические идеи Киевской Руси

- первый кадетский корпус

- воспитательное общество благородных девиц при Смольном монастыре

- воспитание детей в крестьянской семье

Б) Государственная педагогика (18-2 пол. 19 в.)

- государственная просветительная политика

- закрытые учебные заведения. Царскосельский лицей.

- Начальная школа для народа

- Женское образование

В) Общественная педагогика (2 пол. 19в. - нач. 20в.)

  1. Педагогика советского периода.

Задания к семинару.

1.Отразить содержание педагогических взглядов

- Посошкова И.Т.

- Татищева В.Н.

- Ломоносова М.В.

- Ушинского К.Д.

- Рачинского С.А.

- Толстого Л.Н.

- Шацкого с.Т.

- Сухомлинского В.А.

- Блонского П.П.

- Макаренко А.С.

Основная литература.

1. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века : учебное пособие / под ред. А.И.Пискунова. Учебник для бакалавров. - 4-е изд.,испр. и доп. - М. : Сфера, 2013. - 496с.

2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с.

Дополнительная литература.

1. Джуринский, А.И. История педагогики/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ. Педвузов. М.: Гуман. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 432 с.

2. Джуринский, А.И. История педагогики древнего и средневекового мира/ А.И. Джуринский. Уч. пос. для студ высшей школы. – М.: Издат. «Совершенство», 1999. – 224 с., ил.

3. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).

4. Теория и история педагогики/ Отв. Ред. Г.В. Корнетов. М.: УРАО. – 2001. – 151 с.

5. История педагогики/ Под ред. .А. Константинова, Е.Н. Медынского, м.Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1982. – 448 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь/ Ред Б.М. Бид-Бад. – М.:

7. История педагогика в России: Хрестоматия/ Сост. Е.Ф. горов. – 2-е изд., М.: Академия, 2000. – 400 с.

Семинар 3.

Развитие личности как педагогическая проблема. Роль музыки в развитии личности.

Вопросы для обсуждения.

  1. Развитие личности как педагогическая проблема. Факторы развития личности.
  2. Сущность и пути формирования личности.
  3. Влияние среды на формирование личности.
  4. Деятельность как фактор развития личности.
  5. Соотношение понятий развитие и воспитание, развитие и обучение.
  6. Возрастные особенности личности и учет их в процессе воспитания и обучения.

А) общая характеристика дошкольного возраста и роль педагога на этом этапе развития.

Б) общая характеристика младшего школьного возраста и роль педагога на этом этапе развития.

В) средний школьный возраст: характеристика, особенности и роль педагога.

Г) старший школьный возраст: характеристика, особенности и роль педагога.

  1. Педагогическая готовность ребенка к школе. Проблемы обучения с 6 лет.

Диагностика развития

  1. Роль музыки в развитии личности.

Основная литература

1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).

2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с

3. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012 г.

Дополнительная литература.

1. ПЕДАГОГИКА 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавров Пидкасистый П.И. - Отв. ред. Учебное пособие для бакалавров 2013

2. ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Конспект лекций Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Конспект лекций 2013

3. ПЕДАГОГИКА. Т. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА. Учебник для бакалавров ПЕДАГОГИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров Подласый И.П. Учебник для бакалавров 2013

Семинар 4. (КСР)

Методология и методы педагогических исследований

Самостоятельная подготовка следующих вопросов:

1. Понятие методологии педагогики.

2. Методологические принципы педагогического исследования.

3. Методы педагогического исследования.

4. Структура педагогического исследования.

Задания.

1. Составить и сравнить классификации методов педагогических исследований.

2. Подготовить реферат по следующим темам:

- теоретические методы педагогических исследований;

- эмпирические методы педагогических исследований;

- методы обработки и интерпретации полученных результатов педагогического исследования.

Основная литература

1. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 с. - (Бакалавр.Базовый курс).

2. Педагогика: учебник/под ред. Л.П.Крившенко.-М.:Проспект,2010.- 432с

3. Сластенин В.А. Педагогика. Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012 г.

Дополнительная литература.

1. Основы научных исследований: учебное пособие/Б.И. Герасимов, В. В. Дробышева, Н. В. Злобина, Е. В. Нижегородов. - М.: Форум: Инфра-М, 2013. - 272с.

2. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований: учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2012.

3. Бордовская, Н.А.Педагогические условия эффективности исследовательской деятельности студентов / Н. А. Бордовская // Педагогика. - 2013. - №9.-С.70-77.

Семинар 5.

Наши рекомендации