Инновационные педагогические технологии, определение, виды, структура. Возможности их использования в преподавании физической культуры в школе
Роль уроков физической культуры возрастает в связи с проблемой сохранения здоровья и развития физического потенциала школьников. Результативность воспитания и обучения во многом зависит от личности учителя, который играет решающую роль в формировании основ здорового образа жизни. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Базовое, а тем более профилированное школьное образование должно не ухудшать, а улучшать здоровье учащихся посредством совершенствования их знаний, формирования умений и навыков укреплять свое здоровье и здоровье окружающих. В условиях модернизации образования происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса. Развитие школы, прогресс в отдельных направлениях ее работы могут осуществляться только как инновационный процесс: замена устаревших и неэффективных средств новыми средствами для данных условий и более эффективными, использование новых идей, технологий. Педагогическая технология – построение системы целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и форм организации обучения. Само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя в процессе двигательной деятельности - это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно. Пути повышения эффективности развития физических качеств учащихся – в реализации инновационных технологий по физической культуре, которые направлены на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота. Для этого используют здоровье сберегающие технологии. Здоровье сберегающие технологии в физическом воспитании – это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум 4 требования: 1. Учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 2.Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. 3. Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной, нагрузки при освоении учебного материала. 4. Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Для достижения целей здоровье сберегающих образовательных технологий обучения применяются следующие группы средств: 1.Средства двигательной направленности; 2.Оздоровительные силы природы; 3.Гигиенические факторы. Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи педагогики оздоровления. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровье сберегающих образовательных технологий обучения. Это – движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и минутки «покоя» гимнастика (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура, подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж, самомассаж; тренинги и др.
Также используются игровые технологии на уроке с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой. Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях. Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению материала. Само ценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.
Увеличение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. В разделе программы «Легкая атлетика» я использую подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, скоростно-силовых способностей, способностей ориентирования в пространстве и т.п. В разделе программы «Спортивные игры» - игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр. В разделе «Гимнастика» - подвижные игры с элементами единоборств. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных технологий позволяет эффективно решать эту проблему. Используя компьютерные технологии в образовательном процессе, урок становится более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации вырастает интерес к предмету. Также используют на уроках физической культуры электронные презентации. Это позволит при использовании компьютерных технологий в образовательном процессе, сделать урок более демонстративным. Изменяется содержание деятельности преподавателя; преподаватель становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Использование инновационных технологий в физическом воспитании это в первую очередь творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.
2) Составить план-конспект урока по физической культуре с использованием современных педагогических технологий.
Тема урока: Современные подходы к физическому воспитанию и сохранению здоровья школьников на основе креативной гимнастики.
Данный урок составлен с учетом использования современных подходов к преподаванию физической культуры в школе. Работа по физическому воспитанию детей включает в себя традиционные и нетрадиционные формы. Педагоги, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов, работают творчески, широко применяют нетрадиционное оборудование. Одним из них является степ-платформа. Занятия со степом способствуют: формированию осанки, костно-мышечного корсета; развитию координации движений; укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения
В уроке представлен комплекс упражнений – стретчинг. Для повышения интереса к физической культуре необходимо вводить увлекательные формы работы. В данном уроке это креативная гимнастика, которая предусматривает применение нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. Цель: обучение учащихся использованию акробатических упражнений в построении гимнастических пирамид. Задачи урока:совершенствовать технику кувырка вперёд, стойки на лопатках, «мост» из положения лёжа; дать представление о гимнастических пирамидах; способствовать развитию творческих способностей, физических качеств, формированию осанки; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, самостоятельность. Продолжительность урока - 45 минут.
Место занятия - спортивный зал. Материальное обеспечение: маты, цветные ленты, степ платформы, музыкальный центр, аудиозапись, рисунки гимнастических пирамид, карточки с заданиями.
Содержание урока | Дозировка | Организационно-методические указания |
Подготовительная часть урока 10-12 минут | ||
Построение, приветствие. Предлагается детям выбрать ленту, цвет которой соответствует их настроению. Завязать на левой руке. Давайте сейчас окунемся в мир гармонии. Обращение к словам «Гимнастика – душа и тело…». Что для вас значат эти слова? Сообщение задач урока. | Рефлексия в начале урока, по выбранным лентам. Оформление темы в виде надписи. Если дети затрудняются ответить, предлагается вспомнить виды гимнастики. По ходу урока учащиеся должны найти варианты ответа на заданную тему. | |
ОРУ. Комплекс степ – аэробики: · Ходьба обычная на месте; · Ходьба на степе; · Шаг на степ – со степа, кисти рук поочерёдно рисуют маленькие круги вдоль туловища; · Приставной шаг на степе вправо– влево. Прямые руки поднимаются вперёд – опускаются вниз; · Шаг на степ со степа с хлопками перед собой и за спиной; · Бег на месте на полу; · Лёгкий бег на степе; · Бег вокруг степа, бег по залу; · Танцевальные движения на полу; · “Крест. Шаг со степа – вперёд, назад, вправо– влево”; · Дубль степ-аэробика; · Прыжки, стоя боком на степе, ноги врозь – на пол, ноги вместе вернуться в исходное положение; · Ходьба на степе. Упражнения на дыхание. | Обратить внимание на осанку (плечи расправить, смотреть вперёд, живот подтянуть). Следить за интервалом. | |
Стретчинг Упражнение 1: Поднимите руки вверх и потянитесь, поднимая вверх плечи и грудную клетку. Удержите 5 счетов. Упражнение 2: Теперь поставьте руки назад, сцепите ладони, втяните живот и наклонитесь вперед так низко, как можете. Удержите 15 медленных счетов. Упражнение 3: Сгибая колени, наклонитесь вперед, коснувшись руками пола. Выпрямите колени настолько, насколько можете. Удержите 15 счетов. Медленно прогните спину, сгибая ноги и возвращаясь в исходное положение. | Стретчинг - это комплекс упражнений, предназначенный для того, чтобы ваши мышцы были эластичными, а суставы гибкими и подвижными. Несколько правил при занятии стретчингом: • Лучше тянуться меньше, чем слишком сильно. • Каждую позу растягивания нужно держать в течение 10-30 секунд, то есть так долго, чтобы исчезло даже легкое напряжение. Если этого не происходит, значит, растяжение было слишком сильным и его нужно обязательно ослабить, чтобы добиться требуемого, приятного ощущения. • Дышать необходимо медленно, глубоко и ровно. Нельзя задерживать дыхание. Каждое упражнение начинайте с вдоха. Только при наклонах нужно сначала выдохнуть. • Во время выполнения упражнения сохраняйте устойчивое положение. • Во время выполнения каждого упражнения концентрируйте внимание на той части тела, которую растягиваете. Так вы будет лучше чувствовать себя. | |
Основная часть урока 21-23 минуты | ||
Кувырок вперёд. | 9-10 | По необходимости показ учителем акробатических упражнений. Учащиеся работают в группах с помощью карточек, устраняя ошибки, друг у друга и помогая добиться правильного выполнения. Старший группы, следит за совместной и дружной работой внутри группы. При кувырке обратить внимание на положение головы, круглую спину, слегка развёрнутые колени, локти прижаты, захват рук чуть ниже колен. |
Стойка на лопатках. | В стойке туловище должно быть прямым, носки вытянуть, локти широко не расставлять. | |
«Мост» из положения лёжа | Обратить внимание на опору всей ступни, ноги врозь, кисти рук направлены под лопатки, голова назад. | |
Знакомство с гимнастическими пирамидами. История возникновения, характеристика пирамид. Применение повторивших акробатических упражнений в построении. | Предлагается образовать полукруг лицом к учителю, обращая внимание на рисунки с изображением пирамид Гимнастические пирамиды строятся из акробатических упражнений, которые начали появляться в Греции 18 в. до н.э. И дошли до нас. Пирамиды могут быть разные по количеству исполнителей, сложности в построении и рисунку, и т.д. Беседа о использовании акробатических упражнений в построении пирамид, разбор и построение общей пирамиды вместе с учащимися. | |
Креативная гимнастика. Построить свою гимнастическую пирамиду каждой группе и дать ей название. | 13-15 | Дать чёткую установку, что пирамида должна быть своя, но возможно использование упражнений с рисунков и акробатических упражнений, выполненных на уроке. Использовать музыкальное сопровождение – классика. |
Показ пирамид по группам. | Построение пирамид по 2 группы одновременно. Отметить самую оригинальную пирамиду, пирамиду с применением сложного упражнения, пирамиду с творческим подходом, или присвоить номинации. | |
Диалог с учащимися о применении пирамид, их значении. | Построение пирамид можно применить в качестве выступления на праздниках и т.д. Что построение пирамид развивает творческое воображение, гибкость тела, коллективизм, сложное построение - силу, улучшает координацию движений. | |
Заключительная часть урока 5-7 минут | ||
Игра «ФИГУРЫ» Выбирается один учащийся, который становится водящим. Предлагается учащимся свободно под музыку выполнять танцевальные ритмичные движения. Как только музыка прекратилась, учащиеся останавливаются и обратив внимание на рисунки или придумав свою фигуру замирают в любом положении. Водящий выбирает самую оригинальную, сложную, ему понравившуюся фигуру. Этот игрок становится водящим (можно поаплодировать), игра продолжается. | 2-3 | Музыкальное сопровождение подбирается для игры разное по темпу. Учитель, проявляя инициативу, может предлагать новые движения под музыку, в случае если учащиеся комплексуют или не удаётся выполнить танцевальные движения. |
«В одну шеренгу - становись!». Предлагается детям выбрать ленту, цвет, которой соответствует их настроению, завязав на правой руке. Построение в шеренгу. Ребята, вернёмся к словам «Гимнастика-душа и тело…»Что они для вас значат сейчас? | Подводится учителем рефлексия урока по выбранным лентам в начале и конце урока. Возвращение к теме урока. Выслушать мнения учащихся, проанализировать их размышления с началом урока. | |
Домашнее задание: «Поза лучник» - ноги в сторону на ширину плеч согнуть колени, опускаясь в положение «ехать верхом на коне». «Поза охотника с птицей»- полуприсед, правую/левую/ руку в сторону предплечьем вперед, кисть сжать в кулак, левую/правую вперед книзу. | ||
Итог урока. | Благодарю детей за работу на уроке. Организованный уход с урока. |