Организация оздоровительной физической культуры в общеобразовательной школе и интеграция с учреждениями дополнительного образования детей
Современная школа становится все более сложной системой, ей приходится действовать в динамично изменяющемся мире, предъявляющем к ней все более возрастающие требования. Меняется отношение и к дополнительному образованию. Правительство диктует определенные направления. Концепция модернизации образования способствует формированию единого образовательного пространства и рассматривает развитие системы дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Одной из главных задач современного образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Новые образовательные стандарты определяют эту задачу как одну из приоритетных среди других. Здоровье, по концепции стандартов, понимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых: физическое, психическое, духовное, социальное здоровье. Одним из факторов, обеспечивающих деятельность по сохранению и укреплению здоровья в общеобразовательных школах, является взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, в том числе с детско-юношеской спортивной школой.
Цель деятельности ДЮСШ: привлечение как можно большего числа школьников к занятиям физической культурой и спортом; осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей и подростков, развитие спорта высших достижений сообразно способностям обучающихся.
Для достижения поставленных целей школа выстраивает целостное образовательное пространство с разными структурами по следующим направлениям:реализация дополнительных образовательных программ по 9 видам спорта, проведение учебно-тренировочных занятий на базе образовательных учреждений, организация и проведение ежегодной спартакиады среди учащихся ОУ района, работа по повышению профессионального мастерства, участие в областных семинарах учреждений спортивно-оздоровительной направленности, областных конкурсах, работа районного методического объединения учителей физической культуры и тренеров-преподавателей ДЮСШ, организация и проведение соревнований различных уровней среди детей и взрослых, организация областных соревнований на спортивной базе района, организация спортивно-оздоровительной работы в летних лагерях дневного пребывания в образовательных учреждениях. Теснее всех происходит взаимодействие ДЮСШ со школой, оно осуществляется практически по всем направлениям деятельности. ДЮСШ - одно из образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности. Только дополняя друг друга школа и учреждения дополнительного образования смогут решить проблемы организации воспитательно - образовательного пространства, формировать целостную личность, удовлетворять потребности, интересы детей. ДЮСШ является районным учебно-методическим центром для учителей физической культуры и тренеров-преподавателей, что позволяет организовывать и проводить на более высоком уровне совместные мероприятия: методические объединения, семинары, тренерские советы, мастер-классы по видам спорта, разрабатывать и внедрять современные методик и инновационные технологии преподавания уроков физической культуры и учебно-тренировочных занятий. На заседаниях МО рассматриваются и обсуждаются календари районных спортивно-массовых мероприятий, отслеживается уровень организации досуговой деятельности, изучается и обобщается актуальный педагогический опыт в районе, анализируется ход спортивно – массовой и физкультурно – оздоровительной работы, подводятся итоги районной спартакиады среди учащихся. Таким образом, происходит определенный обмен опытом. Опыт и знания тренеров-преподавателей ДЮСШ востребованы учителями физической культуры района. Ведь только специалист в своем виде спорта поможет грамотно выстроить систему работы по тому или иному разделу программы, предупредить ошибки. Существует реальная возможность изучения и внедрения таких разделов как единоборства в школьную программу по физической культуре с помощью специалистов по видам спорта. Своим опытом делятся и учителя физической культуры: инновационная деятельность, совершенствование образовательного процесса на основе информационно-коммуникационных технологий. Учителя физической культуры регулярно посещают заседания МО. Они активно вступают в дискуссии и обсуждения текущих вопросов, обмениваются информацией. Тесное взаимодействие ДЮСШ с педагогами образовательных учреждений помогает в организации и проведении различных спортивных мероприятий. Это как раз следующая, основная форма взаимодействия: организация и проведение ежегодной районной спартакиады среди учащихся образовательных учреждений. Районная спартакиада школьников ставит следующие задачи: пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся; улучшать физкультурно-спортивную работы с обучающимися во внеурочное время, в том числе по месту жительства; отвлекать обучающихся от негативных явлений современной жизни; патриотическое воспитание обучающихся; выявлять талантливых юных спортсменов; развивать материально-техническую базу и создавать условия для занятий физической культурой и спортом.
Спартакиада является одной из основных форм взаимодействия ДЮСШ с общеобразовательными учреждениями, Это самое массовое спортивное мероприятие, которое охватывает учащихся всех общеобразовательных школ различной возрастной категории и длится в течение всего учебного года. Детско-юношеская спортивная школа обеспечивает четкую организацию спартакиады, независимое судейство, награждение, ведение мониторинга участия школ в соревнованиях. Ещё одна из форм - реализация дополнительного образования детей внутри образовательных учреждений Не секрет, что интерес к занятиям физической культурой рождается в общеобразовательных учреждениях. От компетенции и увлеченности учителя с одной стороны, и от ориентации программ на индивидуальные потребности учащихся – с другой, зависит, захотят ли дети заниматься физической культурой во внеурочное время. Поэтому очевиден интерес коллектива ДЮСШ в школьном физическом воспитании.
Важно, чтобы внеурочная деятельность действительно расширяла культурное пространство школы, способствовала развитию личностных качеств обучающихся. Выстраивая целостное образовательное пространство с учетом интересов детей, организуется спортивную работу в школе силами тренеров-преподавателей. Для детско-юношеской спортивной школы эта практика не нова, на сегодняшний день наши тренеры работают почти во всех общеобразовательных школах района. Тренеры – преподаватели содействуют выбору индивидуального вида деятельности ребенка, опираясь на его наклонности, интересы, личные особенности, гарантируя тем самым ситуацию успеха. Таким образом, компенсируется отсутствие в некоторых школах возможностей для занятий по профилируемым видам спорта, выравниваются стартовые возможности ребенка. ДЮСШ проводит и организует районную олимпиаду по физической культуре. Как неотъемлемая часть общеобразовательной системы, внеурочная работа и дополнительное образование в школе существенно обогатили содержание общего образования, усилили его социально-педагогическую функцию раннего профессионального и личностного самоопределения.
Эффективность работы будет зависеть от дальнейшего развития содержания, форм и методов работы с детьми; распространения лучших образцов опыта учителей физической культуры и тренеров-преподавателей; повышения роли ДЮСШ в информационно-методическом обеспечении системы дополнительного образования.