Педагогика как наука. Система педагогики и связь с другими науками

ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Педагогические основы

Воспитательной работы в органах внутренних дел»

Тема № 1

Педагогика как наука

направление подготовки (специальность)

030901.65 - Правовое обеспечение национальной безопасности

(квалификация (степень) «специалист») очная форма обучения

2 часа

Орел

П Л А Н

Введение.

1. Педагогика как наука. Система педагогики и связь с другими науками.

2. Основные категории и принципы педагогики.

3. Методология педагогики.

4. Профессиональная педагогика как научная отрасль и основа воспитательной работы в ОВД.

Заключение.

Литература.

Учебное оборудование, демонстрационные материалы и ТСО: мультимедийное оборудование, презентация Power Point.

Лекция подготовлена преподавателем кафедры уголовного права, криминологии и психологии подполковником полиции И.И. Кузнецовой

Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры уголовного права, криминологии и психологии «3» сентября 2014 г. Протокол №16.

Введение

Нормальное функционирование и развитие любой социальной структуры и общества в целом возможно только тогда, когда есть передача опыта от старшего поколения младшему. Объективная социальная потребность в обучении и воспитании подрастающего поколения существовала в человеческом обществе всегда и реализовывалась за счет применения первых, еще донаучных, средств и способов воспитания и обучения. Нельзя утверждать, что все житейские знания в области воспитания и обучения были эффективны и гуманны, но они и стали основой народной педагогики, возникшей в ответ на эту социальную потребность. Житейский педагогический опыт передавался из века в век, выдерживал испытания, менял ориентиры и ценности, но в целом сохранялся в виде педагогической культуры народа, и в наши дни составляет основу научного педагогического знания.

Термин «педагогика» изначально образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Дословный перевод paidagogike означает «детовождение». В Древней Греции так называли раба, который сопровождал ребенка в школу. Обычно это был физически слабый человек, не обладающий никакими ценными для ведения домашнего хозяйства или какого-либо ремесла умениями и навыками.

Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие[1]. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении.

Педагогика – очень интересная наука. Интересна история ее развития, становления, с ошибками, заблуждениями, драматическими судьбами, с прозрениями и открытиями, а также заслуживает отдельного внимания предмет изучения педагогики. Развитие общества, потребность в образовании и воспитании привели к тому, что создавались специальные воспитательные и учебные заведения, которые отвечали за осмысление теоретических знаний, опыта обучения и внедрение в процесс воспитания. Все это привело к тому, что педагогика сформировалась и обособилась в отдельную науку со своим собственным объектом и предметом изучения.

С учетом значимости педагогических знаний для эффективного осуществления профессиональной деятельности сотрудников ОВД и значение педагогической компетентности руководителей и сотрудников ОВД, в образовательных учреждениях МВД России введена дисциплина «Педагогическиеосновы воспитательной работы в органах внутренних дел».

Целью дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы» является овладение знаниями и умениями, необходимыми для решения воспитательных задач в подразделениях органов внутренних дел.

Задачи дисциплины:

1. повысить уровень научной подготовки курсантов в области проблем воспитания в современном обществе: отбора содержания воспитания, его приоритетных направлений и взаимосвязи между ними, сущности принципов воспитания, их обусловленности закономерностями воспитания;

2. обеспечить овладение курсантами методикой современного воспитательного процесса (проблема отбора методов и средств воспитания, освоение современных воспитательных технологий, овладение педагогической техникой);

3. сформировать достаточный научный уровень подготовки курсантов в овладении современными средствами и приемами психолого-педагогической диагностики результатов воспитательного процесса и оценки критериев воспитанности;

4. продемонстрировать особенности решения педагогических задач и разрешения, сложных социально-педагогических ситуаций, возникающих в деятельности подразделений по обеспечению безопасности дорожного движения;

5. содействовать формированию умений разрабатывать программы развития социальной компетенции, социально ответственного поведения, личностного развития в контексте профилактики девиантного поведения.

Содержание учебного курса предполагает изучение научных основ профессиональной педагогики (профессионального обучения и профессионального воспитания), рассмотрение современных проблем профессионального образования, теории и методики профессионального обучения и воспитания сотрудников ОВД, овладение педагогическими основами труда и педагогическими методами обеспечения личной безопасности, формирование умений и навыков использования педагогических знаний в воспитательной (практической) работе в ОВД.

Педагогика как наука. Система педагогики и связь с другими науками.

Существование общества, его развитие возможно тогда. Когда каждое последующее поколение людей овладевает опытом предков, обогащает его, приумножает его и в более совершенном виде передает своим потомкам. Исторически накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой. Педагогика с момента своего зарождения и до середины ХХ века занималась почти исключительно вопросами обучения и воспитания детей и подростков. Однако, постепенно (с начала ХVIIIв.) объектом внимания педагогики становятся люди других возрастных категорий – юноши и девушки. Педагогические исследования воинской и правоохранительной деятельности, развернувшиеся преимущественно в 50-е годы ХХ века, показали наличие педагогических проблем и в работе со взрослыми людьми.

Наши рекомендации