Тема: Воспитание, школа и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения

План
1. Христианская религия как идеологическая основа развития педагогической мысли и школьной практики в Средние века.
2. Основные типы средневековых учебных заведений и их особенности.
3. Зарождение и развитие университетского образования в Европе.
4. Особенности воспитания светских феодалов.
5. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения.

Задания и спорные суждения
1. Изучить взгляды на проблемы воспитания и обучения одного из религиозных философов Средневековья.
2. Подготовить рассказ о первых классических университетах и проследить преемственность традиций университетского образования в наши дни.
3. Можно ли утверждать, что в Средние века (до эпохи Возрождения) полностью отрицалось все культурное наследие античного мира?
4. Справедливо ли утверждение, что Средневековье - это время застоя в развитии педагогической теории и практики?
5. Подготовить рассказ о школах, созданных педагогами-гуманистами эпохи Возрождения.

Литература
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. - М., 1994.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М., 1998.
3. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. - М., 1989-1990. - Вып. 1. - Ч. 1-2.
4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М., 1981.
5. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. - М., 1991.
6. Монтень М. О воспитании детей //Опыты: В 3-х кн. - М., 1979.
7. Мор Т. Утопия. - М., 1953.
8. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. - М., 1991.

Информационный материал с методическими указаниями.

В 476 году ослабленная внутренними противоречиями Римская империя пала под натиском германских племен. С этого момента начинается новый этап историко-культурного развития Западной Европы, именуемый Средневековьем (V-XVI вв.). При формировании средневековой культуры в качестве ведущих культурных парадигм наиболее явно выделяются христианское мировоззрение и образ жизни, а также римский идеал имперской государственности.

Одновременно идеологически угнетаются и переосмысливаются "языческие" античные традиции и взгляды на жизнь.
Главной силой, оказавшей решающее влияние на весь историко-культурный процесс средневековой Европы, стала унаследованная от Римской империи христианская религия в ее западной разновидности, известной с 1054 года под названием католицизма. Именно в русле идеологии католицизма и происходит в то время развитие всей западноевропейской культуры, включая обучение и воспитание. Это находит свое отражение и в новом взгляде на человека. Он объявляется "венцом творения", созданным по образу и подобию божьему. Христианство выделяет в природе человека два начала - тело и душу. Истинная суть человеческой жизни, по мнению средневековых богословов, заключается в безоговорочном подчинении телесного начала духовному. Так, на смену символу античной культуры - всесторонне развитому красавцу-атлету приходит образ одухотворенного человека-аскета.
Понятие внутреннего мира, "Я", было мало знакомо в античности. Появление христианства стимулирует рост внимания к глубоко интимной стороне человеческой души. Внутренняя жизнь человека становится предметом глубокого изучения, приобретает первостепенную религиозную ценность. Поэтому и внешне авторитарное, схоластическое средневековое образование интересно для нас прежде всего тем, что в нем главное внимание уделяется обучению добродетели, которая способствует постижению Бога, внутреннему освобождению человека и дает педагогике ясные нравственные ориентиры, основанные в сути своей на вечных ценностях христианской морали.

Для лучшего понимания теоретических основ христианской педагогики Средневековья при подготовке к семинарскому занятию желательно ознакомиться со взглядами хотя бы некоторых видных богословов и деятелей образования, к примеру, таких как Августин Аврелий (354-430 гг.), Альбин Алкуин (ок. 735-804 гг.), Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.).

При рассмотрении основных типов средневековых учебных заведений необходимо выявить специфику различных церковных и светских школ. Основное образовательное пространство на всем протяжении Средневековья занимали школы, которые открывались и содержались церковью (монастырские, соборные и приходские). В свою очередь монастырские и соборные школы делились на внутренние (для будущих священнослужителей) и внешние (для детей мирян). Во внутренних школах содержание образования было несколько шире. В большинстве из них изучался так называемый "тривиум" (грамматика, риторика и диалектика), а в более крупных еще и "квадриум" (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). В совокупности "тривиум" и "квадриум" составляли "семь свободных искусств", которые преподавались на латинском языке во всех странах Западной Европы.

Основная масса населения в Средние века не получала школьного образования. Для вовлечения детей в производительный труд и получения профессии сложилась система ремесленного ученичества. Позднее, удовлетворяя растущие запросы торгово-ремесленных кругов в образовании, открываются городские школы (магистратские, цеховые, гильдейские), в которых, в отличие от церковных, преподавание велось на родном языке, а содержание и методы обучения носили в основном практико-ориентированный характер.

Во второй половине Средневековья под влиянием расширившихся торговых связей, а также под воздействием более высокой арабской культуры, знакомству с которой способствовали крестовые походы (X-XIII вв.), накапливаются сведения европейцев в области математики, астрономии, географии, медицины и других наук, что приводит к углублению и расширению научных знаний и представлений об окружающей природе и мире в целом. Церковные школы игнорировали большинство новых знаний (почему?), а потому начали складываться внецерковные союзы ученых, открывавшие собственные учебные заведения (медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе и др.).

В XII веке в Италии (Болонский), Франции (Парижский), Англии (Оксфордский и Кембриджский) появляются первые университеты - добровольные объединения ученых разных специальностей и школяров, пользовавшиеся известной автономией по отношению к церковной и светской власти.
При изучении данного вопроса семинара следует обратить внимание на организационную структуру классического университета, содержание, формы и методы университетского образования и вклад этих учебных заведений в дальнейшее развитие европейской науки и культуры.

Средневековые университеты обычно состояли из 4-х факультетов: трех основных (богословский, медицинский и юридический) и одного подготовительного (артистический или искусств). На подготовительном факультете в течение 6-7 лет изучались "семь свободных искусств", после чего его выпускникам присваивалась степень "магистра искусств" и предоставлялась возможность продолжить образование на одном из трех основных факультетов. Там обучение длилось 5-6 лет, а по окончании присваивалась степень доктора наук. Основными видами занятий в университетах были лекции и диспуты. Ученые-богословы старались примирить науку и религию, подчинив светские знания вере путем их логической подгонки под авторитет священного писания. На первый взгляд бессмысленные схоластические споры имели и положительное значение. Они развивали абстрактное мышление, умение отбирать нужные аргументы и выстраивать на их основе цепочку доказательств, что безусловно дало толчок развитию науки в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.)

Эпоха Возрождения - это очень важный этап в истории европейской цивилизации в целом и образования в частности. Поэтому последнему вопросу занятия следует уделить особое внимание, учитывая тот вклад, который внесла данная эпоха в становление и развитие педагогической науки и практики.
Поставив человека в центр своего мировоззрения, гуманисты Возрождения большое внимание уделяли вопросам образования, связывая с ними моральный и социальный прогресс цивилизации. Этим объясняется их пристальный интерес к педагогической проблематике, получивший реальное воплощение в деятельности созданных ими школ (В. де Фельтре, Г.Веронезе и др.) и в многочисленных научных и художественных произведениях (Р.Ашам, П.Веджерио, М. де Монтень, Т.Мор, Ф.Рабле и др.). Главным идейным источником гуманистической педагогики того периода стало педагогическое наследие античной культуры. Гуманисты восприняли как классическую (греческую и римскую) культуру, важную для них социальными мотивами, идеями патриотизма, гражданского служения и свободного гармонического развития, так и позднеантичные учения, в которых их привлекли интерес к личности и идеи морального совершенствования. Определенное влияние на гуманистическую педагогику оказали и раннехристианские сочинения. Таким образом, на данном этапе развития европейской цивилизации происходит своеобразный синтез двух культурных традиций - античной и средневековой, приведший в конечном итоге к появлению новой ренессансной культурной точки зрения, что ясно прослеживается и в педагогике того периода.

Основными общепедагогическими и дидактическими принципами для педагогов-гуманистов стали общедоступность, добровольность и сознательность обучения, связь обучения с природой и жизнью (Л.-Б.Альберти, Монтень и др.), наглядность, самообразование, трудовое воспитание (Альберти, Верджерио, Мор). В школьной практике того периода впервые используются воспитательные возможности детского самоуправления, прослеживается стремление стимулировать живой интерес учащихся к знаниям через создание такой атмосферы учения, которая сможет превратить его в радостный познавательный процесс. Для достижения этого применяются экскурсии, наглядность всех видов, познавательные игры, уроки среди живой природы, а также разумные формы активного отдыха: прогулки верхом и пешком, подвижные игры, купание, охота, танцы и т.д.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения значительно опережает занимающую основное образовательное пространство реальную школьную практику того периода, сохранявшую, как правило, традиционную для средневековья форму. Накопленный в то время гуманистический педагогический опыт, теоретическое наследие педагогов и философов оставляет заметный след в истории, служит хорошим толчком для дальнейшего содержательного наполнения гуманистических традиций образования педагогами последующих эпох и остается важным культурным источником для инновационного гуманистического поиска в наши дни.

Занятие № 3

Наши рекомендации