Основы управления современной школой. Методическая работа в школе и аттестация педкадров
Школа – исключительно сложный и весьма разветвлённый по своей внутренней структуре механизм. è весьма многообразная структура управления:
1) должностные лица (директор, завучи, завхоз, руководители детских и юношеских организаций)
2) общешкольная конференция (представители учителей, родителей, учащихся), педсовет и входящие в его комиссии
3) органы ученического самоуправления
4) органы родительской общественности
Принципы: скоординированность, персональная ответственность, поддержание здорового психологического микроклимата, тактичный и регулярно выполняемый контроль, поощрение педагогического творчества и инноваций.
Функции:
Директора: подбор и расстановка кадров, контроль за ходом УВП, оказание практической помощи и активация д-ти органов самоуправления, родительской общественности; определение и корректировка в соответствии с законодательством круга обязанностей школы, осуществление деловых контактов, поддержание необходимого санитарно-гигиенического состояния, укрепление и развитие материально-технической базы, приём и увольнение обслуживающего персонала, представление работников по согласию с педсоветом к поощрениям и наградам
Зам.директора по УВР: организация учебных занятий, контроль за выполнением учебных программ, организация внеклассной работы по предметам, регулирование учебной нагрузки, анализ УВР и составление статистических отчётов, реализация и контроль за выполнением указаний вышестоящих органов по вопросам совершенствования УВР, обобщение и внедрение передового педагогического опыта, руководство работой предметных методических комиссий.
Зам.директора по ВР:организация и координация внеклассной воспитательной работы, проведение методической работы с классными руководителями, поддержание деловых контактов с родителями, руководителями внешкольных детских организаций, научно-методический анализ проводимой внеклассной воспитательной работы
Методическая работа в школе — целенаправленная деятельность администрации и педагогического коллектива школы по совершенствованию профессионального мастерства и педагогической культуры учителей
Задачи методической работы в школе:
1) формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
2) повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;
3) организация работы по изучению новых государственных образовательных стандартов, учебных планов и образовательных программ;
4) обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
5) организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
6) оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж и др.;
7) оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
8) повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры учителя и качества образования детей и молодежи.
Основные формы организации методической работы в школе: Коллективные/ Индивидуальные
Основные формы: научно-методический совет школы, предметные методические объединения, школы передового педагогического опыта, индивидуальный уровень метод.работы
Аттестация педагогических кадров—процедура оценки результатов профессиональной деятельности педагогов с целью совершенствования качества образования и воспитания, а также стимулирования педагогических работников к профессиональному росту, непрерывному повышению квалификации и результативности труда.
Основнымсредством стимулированиявыступает дифференциация оплаты труда учителя.
В основу проведения аттестации положены принципы: добровольности, коллегиальности, открытости. Аттестационная комиссия, три категории (на уровне школы, района, города\области)
В Республике Беларусь порядок проведения аттестации педагогических работников регулируется «Положением об аттестации педагогических работников системы образования (кроме высших учебных заведений) Республики Беларусь
При аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личные качества, делаются выводы о присвоении, подтверждении работником квалификационных категорий. Результаты аттестации педагогических работников являются основой их дифференцированной оплаты труда. Аттестация педагогического работника проводится по каждой занимаемой им должности. Аттестация педагогических работников проводится в учреждении образования.