Система воспитательной работы современной школы. Классный руководитель
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь:
· определяет подходы к процессу воспитания в РБ и его основные направления;
· базируется на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности;
· закрепляет приоритеты воспитания в учреждениях образования: целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.
Цель воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь – формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Содержание воспитанияв РБосновывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества, государства.
Воспитание в системе образования осуществляется на основе программ воспитания. Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусьразрабатывается и утверждается Министерством образования РБ.
Основные требования к организации воспитания:
1. обеспечение качества воспитания;
2. соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;
3. системность и единство педагогических требований;
4. реализация личностно ориентированного подхода;
5. создание условий для развития творческих способностей учащихся;
6. преемственность и непрерывность, последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
7. профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;
8. педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений.
Основные направления:
Идеологическое воспитание - сформировать знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привить основополагающие ценности, идеи, убеждения, отражающие сущность белорусской государственности
гражданское и патриотическое воспитание - сформировать у воспитанников активную гражданскую позицию, патриотизм, правовую, политическую и информационную культуру
нравственное воспитание - приобщить воспитанников к общечеловеческим и национальным ценностям; сформировать этическую и эстетическую культуру
воспитание культуры здорового образа жизни - способствовать осознанию воспитанниками значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формированию навыков здорового образа жизни
гендерное воспитание - сформировать у воспитанников представления о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе
трудовое и профессиональное воспитание - способствовать пониманию воспитанниками труда как личностной и социальной ценности, осознанию профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности
семейное воспитание - сформировать ценностное отношение к семье и воспитанию детей
экологическое воспитание - сформировать ценностное отношение к природе
воспитание культуры безопасной жизнедеятельности - сформировать безопасное поведение в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни.
воспитание культуры быта и досуга - обеспечить духовное и физическое совершенствование воспитанников, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время
Классный руководитель – наиболее опытный учитель, назначенный для организации внеклассной воспитательной работы в средних и старших классах.
Функции:
1) воспитание совместно с другими учителями основ научного мировоззрения и нравственности учащихся;
2) организация и воспитание учебного коллектива класса и формирование у учащихся общественной активности;
3) развитие у учащихся познавательных интересов и способностей, повышение качества их успеваемости и проведение профориентации;
4) забота об охране здоровья и физразвития школьников;
5) поддержание тесных контактов с родителями учащихся и обеспечение единства воспитательных усилий семьи и школы.
Обязанности:
1) всестороннее изучение учащихся. Методы: повседневное наблюдение, индивидуальные и групповые диагностические беседы, изучение результатов деятельности, посещение на дому, рейтинг и метод компетентных оценок.
2) разъяснение и внедрение правил поведения учащихся.
3) повседневное наблюдение за успеваемостью учащихся, контроль за их домашней работой и регулирование домашних заданий.
4) периодическое проведение ученических собраний в классе.
5) вовлечение учащихся в кружковую работу.
6) организация общественно-полезного труда.
7) внесение предложений руководству школы о поощрениях и наказаниях учащихся.
8) поддержание связей с родителями и работа с семьёй.
9) ведение личных дел учащихся.
10) планирование воспитательной работы.